Зачем человеку три консоли? Опыт использования PS5, Series X и Switch OLED

Зачем человеку три консоли? Чтобы устанавливать все игры, как в том самом видео. Играть же в них совершенно не обязательно. И если вы думаете, что будете с огромным удовольствием проходить все существующие игры, не обращая внимания на эксклюзивность — вы сильно заблуждаетесь. По крайней мере, не сейчас, не в это время, не в этом году, и может быть даже не в этой жизни. Так зачем вообще человеку могут понадобиться сразу три игровые платформы? Начну издалека. 

Все хотелки — из детства

В детстве у меня не было приставок — приходилось ходить по друзьям, брать на время консоли у старших братьев и всё такое прочее. Но какое это было время! Мы могли часами рубиться в «Чипа и Дейла», «Чёрного плаща», «Контру», «Черепашек-Ниндзя» и Mortal Kombat на Dendy или SEGA, пока блок питания не начинал буквально кипеть, или пока домой не возвращались родители и не разгоняли всех по своим местам. Была в этом всём некоторая романтика.

Первая собственная консоль появилась у меня только в 2013 году — это была PlayStation 3 Super Slim в конце своего жизненного цикла. Я сразу же погрузился в мир эксклюзивов Sony, прикупив Heavy Rain и все части Uncharted, потеряв сон и покой. До этого момента мне приходилось играть на разного рода ноутбуках, которые сперва покупались «для учёбы» на родительские деньги, а потом уже на свои — помощнее и покруче. На них были пройдены все части Mass Effect, первая F.E.A.R, множество игр серии Need For Speed, Devil May Cry 4… В общем, типичный набор ПК-геймера середины нулевых-десятых. Но консольные экзы — это была совсем другая история. 

Кинематографичность, на которую Sony только начинала делать упор в то время, казалась чем-то новым, уникальным, и недостижимым для конкурентов. Вспомните, какой фурор в своё время произвела первая The Last of Us. Кто же знал, что именно за одинаковую во всех играх кинематографичность компанию Sony начнут критиковать спустя несколько лет все кому ни лень, а её эксклюзивы практически перестанут отличаться друг от друга? 

Затем у меня появились PS4 и PS4 Pro, но после нескольких лет с ними, я понял, что меня перестали интересовать эксклюзивы Sony. Большую часть времени я стал проводить в играх, которые не имели к ним никакого отношения — Diablo III и Destiny 1/2. Тогда во мне зародилась мысль, что пора бы взглянуть на другие платформы. По этой причине вместо PlayStation 5 после выхода новых консолей я, взвесив все за и против, заказал Xbox Series X. 

Xbox Series X как спасение от игровой апатии

Консоль с первого же взгляда и с первого прикосновения к ней произвела на меня неизгладимое впечатление — настоящий монолитный кусок мощи и качества. Вещь! Моментальные загрузки, супер шустрый интерфейс. Возможность переключаться между несколькими играми, не закрывая их — вау. Возможность вернуться в игру и продолжить с того же места, даже после отключения консоли от питания — ого!

Чего нельзя сказать о геймпаде, который после DualShock 4 казался каким-то хлипким, игрушечным, с какой-то слишком дешёвой вибрацией и, о май гад, батарейками. Я сразу заменил их на аккумуляторы, и вам советую. 

Интерфейс консоли тоже казался перегруженным по первому впечатлению — какие-то приложения от Windows, браузер Edge, какие-то мероприятия, встречи. После PS4 Pro было ощущение, что я пересел за Windows ПК. Но за пару дней удалось освоиться и привыкнуть к чуть иной логике.

Все вопросы отпали после оформления подписки Xbox Game Pass на три года по очень вкусной цене. Первые несколько недель я не вылезал из библиотеки сервиса, скачивая все игры, какие были интересны, но на которые не хотелось тратить деньги по отдельности, потому что я не был уверен в том, что они мне понравятся. Во мне снова проснулся интерес к самым разным играм в самых разных жанрах, чего не было очень давно.

Спустя примерно штук 20 различных игр (отдельно отмечу ReCore, The Gunk, The Medium), я остановился на нескольких проектах, которые смогли меня по-настоящему увлечь. Titanfall 2, доступный на Series X в 4К, с поддержкой Auto HDR и FPS Boost, благодаря чему игра выглядит лучше, чем та же Destiny 2, и совсем не кажется устаревшей.

Halo Infinite, ставшая для меня первой игрой в серии Halo. Хоть она и не оправдала всех ожиданий, но смогла увлечь настолько, что я зачистил всю карту. А какой там божественный саундтрек в мультиплеере от Алекса Бора — экс-барабанщика замечательной пост-рок группы This Will Destroy You. Некоторые треки из мультиплеера навсегда поселились в моей медиатеке Apple Music. Forged in Fire — ван лав.

И, конечно же, Forza Horizon 5 — лучшая гоночная игра во вселенной, которая дарит тебе ощущение настоящего праздника и свободы. Джунгли, вулканы, ночные заезды по городу, бесконечная карта с кучей активностей — в этой игре можно жить, забыв про все другие проекты.

А можно просто сесть в Mini Cooper и мчаться по лесу на полной скорости. Красота!

Но покупал я Xbox Series X в первую очередь для того, чтобы пройти на нём наиболее ожидаемые мной эксклюзивы платформы и «дэй-ван» релизы Game Pass. Мне хотелось нового большого космического приключения на уровне Mass Effect, поэтому я с нетерпением ждал выхода Starfield в этом году — который так и не вышел.

Переносу подверглись и две другие ожидаемые мной игры — Atomic Heart и Hellblade 2. Хоть я и не был знаком с первой частью Hellblade, трейлеры и тизеры заставили меня ждать релиза второй игры ничуть не меньше, чем тот же Starfield. Да и первую часть, при желании, можно было бы пройти по подписке аккурат перед выходом второй.

Как только я наигрался с Xbox, мне выпала возможность урвать дисковую версию PlayStation 5 у одного из крупных сетевых ритейлеров в порядке очереди. Никаких предзаказов я не оставлял — просто оказался в числе тех, кому пришло на почту «письмо счастья» за прошлые покупки. Решив не отказываться от такой возможности во время адского дефицита, я отправился за PS5, но не ради того, чтобы играть во все эксклюзивы Sony, а ради интереса — захотелось посмотреть, что там натворили инженеры и программисты, и узнать, насколько впечатляющий на самом деле геймпад DualSense. Уж больно много было восторженных отзывов среди друзей и коллег.

К тому же меня прельщала потенциальная возможность в дальнейшем в любой момент выбирать ту платформу, на которой новые игры будут идти лучше всего. Да и моя девушка очень уж хотела продолжать играть на PlayStation, потому что Xbox для неё оказался неудобным и непривычным. 

Не так хороша PlayStation 5, как хорош DualSense

Так в нашем доме появилась PS5, которая сразу же убила меня своей нелогичностью интерфейса после «четвёрки» (и даже после Xbox), максимально странными дизайнерскими решениями (ох уж эта подставка под консоль, ох уж эти размеры и «крылышки»), но сразу же покорила меня геймпадом с потрясающим тактильным откликом, дарящим самое настоящее ощущение «некстгена» в играх. Серьёзно, лучшее, что есть в PS5 — это DualSense. Все игры с его поддержкой ощущаются лучше, тактильнее, иммерсивнее. 

Но к качеству изготовления геймпада сразу же возникли вопросики. Купленный дополнительный второй геймпад буквально через пару месяцев отказался нормально работать, потому что у него отлетела пружина внутри вибромоторчика после пары случайных падений во время прохождения Dying Light 2. Геймпад стал постоянно «кликать» и вибрировать, даже если им не пользуешься. Как оказалось, проблема была массовой, а случаи гарантийной замены по этому вопросу очень выборочными. 

Разобрать геймпад без повреждений и без прямых рук тоже оказалось непросто. В результате геймпад просто полетел в стену несколько раз, чего не пережил. Те же «дуалшоки» можно было кидать сотни раз и ронять как угодно — с ними ничего критичного не случалось, да и разобрать их было намного проще, чтобы починить. 

На этом проблемы с геймпадами не закончились — у двух других спустя ещё пару месяцев начали регулярно дрифтить стики, и хоть это можно исправить, слегка потянув их вверх и продув, дискомфорта эта проблема доставляет массу. Что это за геймпады, которые живут полгода? Вы там совсем поехали в Sony? 

С этой проблемой, к слову, можно менять геймпад по гарантии — на форумах полно владельцев, которые меняли их по три раза, как только стики снова начинали дрифтить. Но это надо иметь желание, терпение и кучу свободного времени, чтобы кататься по сервисам или ждать курьеров в течение нескольких дней. Короче, проще продуть стики, а потом через пару дней ещё раз продуть.

Но самой бесячей проблемой PS5 я бы назвал катастрофическую нехватку дискового пространства. В консоль установлен SSD объёмом 825 ГБ, но по факту памяти под игры сильно меньше, потому что около 100 ГБ занимает операционная система консоли и различные системные данные, и ещё 60-70 ГБ отводятся под различные кэши и временные файлы. То есть в вашем распоряжении остаётся только 670 ГБ, чего хватает буквально на 7-10 игр, из которых две-три весят около 100 ГБ, а остальные по 50-70. 

На Xbox Series X с 800 ГБ памяти, доступными для пользователя из имеющегося в консоли терабайта, у меня может быть установлено 25-30 игр, даже при наличии пары крупных проектов по 100 ГБ, а на PS5 — всего 10. На Xbox игры весят меньше? Память распределяется лучше? Разве не это обещала Sony, когда рекламировала PS5? Какие-то странности, в общем.

Да, можно докупить дополнительную плашку памяти на терабайт и забить на это, тем более, что сейчас она стоит вполне вменяемые 13 тысяч рублей, а не 26 как в начале года, или подключить внешний диск на 2 ТБ, но это уже лишние затраты и неудобства. Что мешало поставить в консоль полноценный терабайт? Желание уменьшить ценник? Так себе отмазка, потому что PS5 по итогу всё равно подорожала во всём мире (берём только официальный ценник во внимание), а памяти в ней больше не стало.

И это я ещё молчу про абсолютно тупорылую систему обновлений игр до улучшенных версий (они не качаются как апдейт, а проходят как отдельная покупка в магазине за 0 рублей, не работает магазин — не получится ничего обновить), молчу про платные апдейты для собственных игр Sony, молчу про перенос прогресса и сохранений без достижений с прошлых консолей или других платформ (даже если в играх заявлен кроссейв или кроссплей).

На Xbox вы можете запустить игру, которую начинали на Xbox 360, с того же места, где остановились 10 лет назад. Если для игры вышла улучшенная версия — она сразу станет доступной для вас на консоли. Игра просто обновится, без дополнительной оплаты, без потери достижений.

Многие старые игры получают улучшения силами самой консоли — благодаря динамическому апскейлингу до 4К, FPS Boost и Auto HDR они выглядят лучше, чем вы их могли запомнить много лет назад. Вы можете вставить диск c Dragon Age Origins от Xbox 360 в Series X, после чего игра сразу получит апдейт с улучшением текстур и повышением FPS.

Как тебе такое, Sony? PS5 не достаточно мощная, чтобы запускать игры от PS3 хотя бы в режиме какой-никакой эмуляции? Sony проще выпустить ремастер или ремейк, и стрясти с вас ещё немножко денег, продавая игры от PS3 по второму разу, но позволяя запускать их только через облако, и только в избранных регионах.

Поскольку новые эксклюзивы Sony для меня так и не стали хоть сколько-нибудь интересными, я продолжал играть на PS5 в Destiny 2, а во все другие игры на Xbox через Game Pass. Оказалось, что практически вся мультиплатформа на Xbox идёт лучше — тесты Digital Foundry подтверждают это раз за разом. Более мощное железо дало о себе знать. А возможность покупать игровые ключи через Аргентину или Турцию стала приятным бонусом — брать новые игры в 2-3 раза дешевле, чем на PS5, оказалось чертовски приятно. Впрочем, это было актуально до всеобщего отключения магазинов. Сейчас цены, можно сказать, сравнялись. 

Девушка же с огромным удовольствием проходила все новые эксклюзивы Sony и покоряла просторы Genshin Impact — игра потрясающе выглядит и играется на PS5 в сравнении с той же PS4 Pro, где бесконечно долгие загрузки и тормоза сильно портили всё впечатление.

Я же для себя понял, что на «соневские экзы» мне стало гораздо приятнее смотреть со стороны, как на «кинцо», чем непосредственно играть в них самому. Но несколько игр я всё же пощупал — Marvel’s Spider-Man: Miles Morales, Returnal, Gran Turismo 7, Demon’s Souls, Stray и, конечно же, Astro’s Playroom, максимально демонстрирующую все возможности DualSense. Больше всего эмоций подарила именно эта «игра».

Почему меня перестали интересовать эксклюзивы Sony? После The Last of Us Part II, которая была пройдена мной за три дня ещё на PS4 Pro, чтобы написать дополнение к нашему обзору, я словил самую настоящую аллергию на все игры Naughty Dog и похожие на них проекты. Подход этой студии к повествованию и геймплею мне изрядно поднадоел ещё за первые три части Uncharted и первую The Last of Us — настолько, что мне так и не хватило вдохновения пройти до конца Uncharted 4. Но вторая «ластуха» меня просто уничтожила — как сюжетно, так и геймплейно. Худшее, что могло случиться с продолжением первой части.

Да, это скриншот из «Киберпанка»! Видели такую концовку?

Но чем больше игр получали поддержку DualSense, тем чаще мне хотелось играть на PS5 только ради этого, и тот же Cyberpunk 2077, который я изначально проходил через GFN на макбуке и аймаке, в итоге перекочевал на PS5 вместе с моими сохранениями (без достижений), и подарил мне ещё 150 часов настоящего тактильного и визуального кайфа на большом экране 4К телевизора, в дополнение к ранее наигранной сотне. Вторая платина в моей жизни пришлась как раз на Cyberpunk 2077. При всей своей проблемности, это потрясающая игра, и точно одна из моих самых любимых.

Почему я взял Switch OLED, а не Steam Deck

А потом на горизонте появился Steam Deck. Я писал про него небольшой материал по первым впечатлениям, и на тот момент портативная консоль от Valve казалась мне прекрасным вариантом для того, чтобы играть в мультиплатформу, лёжа на кровати. Походив с ним неделю, я понял, что Deck не приспособлен для больших игр — слишком посредственный экран, слишком сильный шум, слишком малое время работы от батарейки, баги, тормоза и вылеты после обновлений, танцы с бубнами, чтобы запустить некоторые игры, и так далее. 

Он также оказался абсолютно нетранспортабельным девайсом — брать его с собой в поезд вместе с проводами и чехлом, а потом пытаться с ним удобно усесться, было максимально тупой затеей.

На момент тестирования из 400 Steam-игр, которые я решил проверить, для Deck были доступны с полной оптимизацией только 80 — и это полностью убило во мне всё желание дальше ковыряться с этой недоконсолью. Поиграв в несколько игр на Deck, я осознал для себя, что большие крупнобюджетные проекты нужно проходить на хорошем крупном мониторе или телевизоре — в этом их самая прелесть, размах, масштаб. На таком маленьком и настолько посредственном экране теряется львиная доля удовольствия.

Чтобы вы понимали разницу в размерах (Источник: Polygon)

Для инди-игр и небольших проектов есть куда более приятная консоль — Nintendo Switch. В какой-то момент я почувствовал себя очень плохо, несколько дней провалялся в кровати, и подумал, что мне срочно нужен нормальный прикроватный игровой девайс — на случай, когда у тебя нет сил встать и включить более взрослые приставки. Так в моей жизни появился Switch OLED — идеальная консоль для инди-игр, ленивого лежания в кровати и убийства времени в дороге. 

Switch сразу же покорил меня своим экраном, комплектом поставки, многофункциональностью, а главное — удобством и простотой интерфейса, особенно после Steam Deck и PS5. Только игры, ничего лишнего. Даже скриншоты со «свича» скидывать на любой девайс оказалось в разы удобнее, чем с Series X, и тем более с PS5. Консоль просто генерирует тебе QR-код для подключения по Wi-Fi напрямую к Switch, а потом ещё один код для скачивания скриншотов. У Xbox это реализовано через приложение, а у Sony — через задницу. Либо вставляй флешку в консоль, либо скидывай скриншоты сам себе в чат.

Один из любимых скриншотов со Switch

Тормозной Nintendo eShop оказался местами логичнее и удобнее, чем магазины Sony и Microsoft. Особенно понравились бонусные очки за каждую покупку, которые конвертируются в скидку на следующий товар — своего рода кешбэк, позволяющий ощутимо экономить и скупать игры пачками на распродажах. Покупать игры на Switch тоже оказалось намного проще и удобнее, чем на «ящик» и «плойку» вместе взятые — это стало особенно ценным преимуществом, как только в ру-регионе перестали работать все магазины. 

Я накачал на Switch кучу инди под разное настроение: регулярно залипаю в Hades, кайфанул от Nobody Saves the World, посмеялся с Cult of the Lamb и по-хорошему кринжанул с Neon White. Xbox Game Pass, к слову, помог мне понять, какие игры будут уместнее смотреться на Switch, и какие игры мне бы хотелось иметь в портативе — если приспичит поиграть в дороге или в кровати. Спасибо Филу Спенсеру за поддержку инди-разработчиков и подобные игры в Game Pass. 

До эксклюзивов самой Nintendo я, можно сказать, так и не добрался. Мне не интересны приключения Mario, в «Зельду» на 150 часов я тоже не хочу погружаться, потому что очень устал от бесконечных игр, разве что демка Kirby and the Forgotten Land оставила приятное впечатление, но так и не сподвигла меня на покупку полной версии игры.

Я провёл несколько часов в Metroid Dread и не особо впечатлился, но с огромным удовольствием прошёл Astral Chain — для меня эта игра стала настоящим глотком свежего воздуха после надоевших AAA-игр на других платформах. А какой там саундтрек! Всем ценителям атмосферной электроники и метала — срочно слушать!

Большим сюрпризом для меня стало то, что Nintendo Switch поддерживает запуск серьёзных игр через фирменное облако — пусть их пока и не очень много, но вы можете играть в Control, Hitman 3, Marvel’s Guardians of the Galaxy и ещё штук пять проектов на своём «свиче» при подключении к шустрому интернету.

Перед покупкой полной версии игры вам будет доступно 10-15-минутное демо, чтобы оценить производительность и скорость соединения.

Самой оптимизированной оказалась Control — в неё можно играть в максимальном качестве и не страдать от задержек. Hitman 3 играется с небольшими задержками. Хуже всего играются «Стражи Галактики» — частые прерывания и подтормаживания.

Главным достоинством Switch OLED оказалось время работы — я шесть часов играл в Astral Chain в самолёте, и даже не думал о том, что консоль в любой момент разрядится. Steam Deck бы разрядился трижды за время полёта. А ещё он очень любил разряжаться даже тогда, когда ты им не пользуешься, чего Switch не делает вообще. Консоль может неделю лежать без дела и сохранять заряд, достаточный для пары-тройки часов игр.

Для более удобного использования «свича» моими достаточно крупными руками, мне пришлось докупить специальный грип-кейс и отдельный жёсткий кейс для транспортировки от бренда Skull & Co, потому что официальный кейс от Nintendo оказался полной шляпой — он вообще не защищает консоль от давления в плотно забитом рюкзаке или чемодане. Защитное стекло тоже купил от этого бренда — оно очень просто и легко клеится, даже если у вас обычно это получается через раз.

С грипами у вас не будут болеть пальцы и уставать кисти от долгой игры в портативном режиме. Для ТВ-режима лучше докупить Switch Pro Controller, чтобы не снимать то и дело джойконы, и не вставлять их в комплектное подобие геймпада.

Switch Pro Controller Super Smash Bros Edition идеально подходит по цвету к чёрно-белому Switch OLED

Но у Switch OLED совершенно бестолковые стереодинамики, а поддержка Bluetooth-наушников появилась в консолях Nintendo только совсем недавно. Представьте себе, она была заблокирована программно несколько лет.

Играть в игры по Bluetooth с задержкой — такое себе удовольствие, а вставлять проводные наушники каждый раз, когда хочешь поиграть — тот ещё облом с постоянно мешающими проводами под рукой. Я решил найти беспроводные наушники, которые можно подключить ко всем трём платформам — без Bluetooth и проводов, потому что ни одна из современных консолей, кроме «свича», не дружит с Bluetooth, а провода в геймпады втыкать каждый раз тоже не слишком удобно. Каково же было моё удивление, когда таких наушников на рынке оказалось буквально штук пять моделей. 

Как найти наушники для всех консолей и не сойти с ума

Казалось бы, что сложного — выпустить наушники с поддержкой всех игровых платформ сразу, но оказалось, что производителям выгоднее делать на базе одной модели три-четыре варианта под разные консоли. Одна — для Xbox и ПК, другая — для ПК и PS5, третья — для Switch и мобильных устройств, четвёртая — только для ПК. Некоторые производители идут на уловки, сообщая, что их наушники работают со всеми консолями, но не уточняют, что для полноценной работы с ними всеми вам придётся докупить ещё и специальный трансмиттер, потому что наушники, по факту, совместимы только с двумя платформами из трёх.

Проблема всех этих наушников и производителей в том, что Xbox использует проприетарный тип соединения, поэтому чаще всего производителям проще и удобнее выпускать несколько версий под разные платформы, чем одну для всех. Например, Bang & Olufsen Portal выпускается в двух версиях — одна для PlayStation, другая для Xbox. Astro A30 Wireless хоть и рекламируются как самые универсальные, по факту являются тремя разными версиями с разными переходниками в комплекте, к которым нужно докупить дополнительный трансмиттер, чтобы иметь возможность подключаться ко всем платформам.

Razer Barracuda X поддерживает все консоли и мобильные устройства, но не поддерживает Xbox, а Razer Kaira поддерживает Xbox, но не поддерживает остальные платформы. Для PS5 выпускается специальная Kaira for PlayStation. В общем, вы поняли, что к чему.

На нашем рынке сегодня можно найти всего две модели наушников, которые дружат сразу со всеми платформами без лишних телодвижений — это SteelSeries Arctis 1 Wireless for Xbox и Audeze Penrose X. Первая — относительно дешёвая и «сердитая», вторая — очень дорогая и слишком проблемная по отзывам, с посредственным звуком, помехами и тресками. Она выпускается в двух версиях — для PS5 и для Xbox, но версия для Xbox дружит и с PS5, а версия для PS5 с Xbox не дружит.

Можно сказать, что только SteelSeries выпускает нормальные универсальные наушники для всех платформ, но тоже любит идти на уловки, запутывая потребителей. У одной модели может быть четыре разных варианта, однако версии для Xbox поддерживают не только Xbox, но и все другие платформы. Наоборот — не поддерживают. Версия наушников для ПК или для PS5 не будет работать с Xbox. Если вы посмотрите на всю линейку наушников SteelSeries и попытаетесь в ней разобраться, то сойдёте с ума. Я вас предупредил. Я потратил на это часа три, не меньше, и всё равно у меня осталась куча вопросов к производителю.

В итоге я заказал SteelSeries Arctis 1 Wireless for Xbox за 10 тысяч рублей, и у меня плохие новости для всех, кто ищет недорогие игровые беспроводные наушники для всех платформ прямо сейчас — эта модель уже снята с продажи, а найти можно только остатки на складах. На момент публикации этого материала она уже пропала из продажи во всех российских магазинах, но на момент покупки была доступна в двух.

У наушников пластиковый корпус, очень простой на ощупь и лёгкий, но крепкий, и в первые пару дней ощутимо давит на голову. Однако динамики тут стоят от флагманской модели 9X — и это очень круто. Звук плотный, мощный, детальный. От игровых наушников никак не ожидаешь такой музыкальности.

У них нет поддержки Bluetooth, а беспроводное подключение осуществляется через трансмиттер по 2,4 ГГц радиоканалу. Нужно лишь вставить трансмиттер в консоль, выбрать режим подключения USB (для ПК, PlayStation 4/5, Switch, Mac, Android) или Xbox — и можно наслаждаться звуком буквально через пару секунд. Все три консоли моментально определяют наушники, а вам не нужно ничего настраивать.

Так как у Xbox Series X нет порта USB-C, в консоль сперва нужно вставить специальный провод-переходник, а уже в него вставлять трансмиттер. Это большой косяк. Хорошо, что все переходники и провода есть в комплекте — ничего отдельно докупать не нужно. Косяк поменьше — заряжаются наушники только через порт microUSB. Неприятный момент, но терпимый.

Поддержка Mac для этой модели официально не заявлена, а фирменное приложение для macOS вообще не видит наушники, подключенные через трансмиттер по USB-C, но MacBook Air на M2 сразу определил их как USB-гарнитуру и позволил послушать Lossless-музыку из Apple Music без сжатия и без задержек. Наушники также поддерживают Windows Spatial Audio, Dolby Atmos и Sony 3D Audio — всё работает без проводов как на Xbox Series X (нужно лишь скачать приложение Dolby Atmos for Headphones), так и на Sony PlayStation 5 (ничего скачивать не нужно — только включить 3D Audio в настройках и выбрать подходящий пресет объёмного звука).

Время работы наушников — 20 часов. Если играть часов по пять в день, то хватит на 4 дня, по 2 часа — дней на 10. Нормальный показатель. После небольшой разноски, буквально за пару вечеров, наушники стали ощущаться на голове как родные и перестали давить. Уши в них практически не потеют, если дома не слишком жарко. Звук, как я уже писал, просто шикарный, особенно если в каждой игре выбирать режим звука «Наушники» в настройках или «Наушники с объёмным звуком». К слову, объёмный звук у Sony мне не понравился — Dolby на Xbox звучит эффектнее, но я предпочитаю играть вообще без объёмного звука. Стерео без сжатия звучит лучше, чем все эти объёмные хреновины.

Консоли есть, а игр в продаже нет

Тут мы подходим к самой больной теме — как покупать игры в текущих условиях, и стоят ли они всех танцев с бубном.

Проще всего в этом плане оказался Switch — достаточно лишь завести себе аккаунт в другом регионе или сменить текущий (через техподдержку, с отменой текущей подписки Switch Online и сгоранием накопленных бонусных баллов), и можно покупать карты оплаты на любых площадках на любую сумму — 10, 20, 35, 50 долларов или евро. Даже по текущему курсу, и даже во время максимальной нестабильности рубля, когда курс менялся каждый день, это оказывалось дешевле, чем покупать картриджи. Купили карту оплаты на plati.market, ввели код на страничке погашения кодов, сразу же получили деньги на ваш аккаунт — покупаете игры, радуетесь. 

На втором месте по удобству — Xbox. Нет ничего проще, чем купить ключ от любой игры или подписку Game Pass на год для аргентинского или турецкого региона, а потом активировать его через веб-страничку для погашения кодов. После этого игра автоматически загрузится на вашу консоль — как и в случае со Switch. Но тут вам потребуется ещё и хороший VPN, потому что активировать ключи необходимо в том же регионе, где они куплены. Иногда для этого может потребоваться сменить регион консоли или вашего профиля Microsoft — если возникнет ошибка при активации кода.

Сменить регион на самой консоли не проблема — можно делать это хоть пять раз в день в настройках местоположения. Сменить регион учётной записи чуть сложнее — нужно прописывать реальный адрес другого региона в настройках профиля Microsoft. Однако сейчас покупку новых ключей из Аргентины и Турции стали прикрывать, в результате чего новейшие игры для Xbox из других регионов стали менее выгодными по цене, но сам по себе способ покупки кодов остался таким же простым и удобным. 

Ну а Sony не была бы Sony, если бы не натворила какой-то херни. Сменить регион текущего аккаунта нельзя — это запрещено правилами использования PSN и может привести к блокировке учётной записи. Пополнить кошельки российских профилей со своих банковских карт (в том числе турецких, белорусских, казахстанских) тоже никак нельзя.

Одним из рабочих способов можно назвать покупку карт оплаты для регионов, в которых они поддерживаются — США, Великобритания, Польша и некоторые другие. В продаже чаще всего можно встретить карточки этих трёх стран. Но игры в этих регионах стоят в 2-3 раза дороже, чем в Турции (то есть почти как в России до отключения магазина), карты оплаты на нужные суммы не всегда есть в наличии у продавцов, иногда нужно покупать несколько карточек сразу и гасить одну за другой, так что назвать этот способ удобным всё же язык не поворачивается.

Но даже если у вас получится пополнить кошелёк таким образом, оплатить подписку PS Plus или EA Play, чтобы получить доступ к огромному каталогу игр, без привязки рабочей банковской карты, выпущенной в нужном регионе, может и не получиться. Магазин может потребовать привязать карточку, на случай если в вашем кошельке закончатся деньги.

Вам придётся держать на консоли несколько аккаунтов для разных стран, чтобы чувствовать себя более-менее комфортно, но если вы хотите играть в эксклюзивы Sony с русской озвучкой, то США и Великобритания отпадают — её там нет. Она есть в Польше, Украине, России и почему-то в ОАЭ. С играми других издателей и студий таких «приколов» чаще всего нет — если русский язык заявлен, то он будет. Русские субтитры обычно тоже есть везде, где они заявлены, если только из игры их не вырезали целенаправленно перед релизом — привет, Gotham Knights и Need For Speed Unbound.

Единственный плюс в этой всей ситуации — вы можете продолжать играть на российском аккаунте и получать все достижения в играх для своей основной учётной записи, даже если у вас на консоли пять аккаунтов из разных стран. Главное — разрешить в настройках общий доступ к играм для каждого конкретного аккаунта.

Таким образом можно покупать игры в Турции или в США, а продолжать играть под своей российской учёткой. Но сезонные пропуски и батлпасы таким образом не «шэрятся» — ради них придётся «переезжать» или покупать их через ПК/Xbox для общего внутриигрового аккаунта, если игра поддерживает такую возможность. Покупать дополнения для игр также можно через аккаунты других стран, и забирать бесплатные игры в PS Plus, которые не доступны в России.

Оптимальным способом для меня оказалась регистрация нового аккаунта в турецком регионе и оформление виртуальной карты Oldubil с ежемесячным лимитом 1250 лир (хватает на одну-две больших игры или пару-тройку игр на распродажах), которую можно пополнять через Binance, конвертируя рубли в доллары, покупая лиры и закидывая их себе на карту через продавцов валюты. Чтобы этому всему научиться, нужна полноценная инструкция — вот она. Да, придётся как следует повозиться, но взамен вы получите возможность покупать игры по самым низким ценам.

Мы оформили таким образом три карты на разных людей, чтобы выходить за рамки лимита, но один из аккаунтов внезапно перестал работать. Магазин PS Store постоянно глючит и тупит, то принимает, то не принимает виртуальные карты. Иногда оплата проходит только с пятого-шестого раза. Так что тут тоже могут быть сюрпризы. Самый свежий сюрприз — некоторые издатели стали повышать цены на игры в Турции до 1400-1600 лир, в результате чего их стало невозможно оплатить с виртуальной карты Oldubil. Так что, хотите вы этого или нет, рано или поздно придётся заводить себе американские или британские аккаунты.

Другие способы с передачей аккаунтов третьим лицам для оформления подписок или покупки игр, покупкой или арендой аккаунтов тоже работают, просто продавцы делают всю грязную работу за вас. На том же plati.market можно найти сотни предложений по активации подписок, пополнению кошелька и покупке игр для разных регионов.

В случае с собственноручным пополнением карты через Binance, вы сможете покупать игры напрямую с привязанной к аккаунту PSN карты Oldubil, но закинуть деньги себе на кошелёк или купить подписку PS Plus скорее всего не сможете — так или иначе придётся искать обходные пути. У кого-то работает добавление любой игры в корзину вместе с подпиской, у кого-то без прописки нужных DNS и VPN на роутере ничего не работает, у кого-то ничего не работает даже со всеми этими махинациями. Каждый раз какие-то приключения. 

С этим всем, конечно, можно жить. А можно забить на цифровые версии и покупать игры на дисках. Это будет дороже, но без лишних заморочек. В текущих рыночных условиях приходится искать любые обходные пути, если ты хочешь играть в новые игры (а мы ведь ещё про них и обзоры пишем). И тут мы подходим к ещё одному, самому разочаровывающему моменту. 

Игры есть, консоли есть, но нет времени и сил

Вот у тебя есть три консоли, на них установлена куча самых разных игр — в детстве ты и мечтать о таком не мог. В любой момент ты можешь сбежать от проблем и повседневных тревог в потрясающие игровые миры, развлечься и отвлечься. 

Но когда тебе уже за 30, чаще всего на игры просто не остается ни времени, ни сил. Ты включаешь консоль, видишь 10-20 загруженных игрушек, и не знаешь в какую сыграть — потому что у тебя может быть всего пара часов свободного времени перед сном, а до выходных ещё далеко. В такие моменты ты просто запускаешь то, что давно тебе знакомо или во что ты давно уже играешь — сессионки, бесконечные онлайновые гриндилки, в которые ты играл последние лет пять, мультиплеерные кооперативные игры на пару каток или какой-нибудь «рогалик» до первой пары смертей. 

Ты стал сильно старше, у тебя нет времени на все новые игры и нет желания снова погружаться во что-то часов на 200-300, как это было раньше. Ты всё чаще отдаёшь предпочтение коротким проектам на 6-8 часов, которые можно пройти за пару вечеров, чтобы получить какие-то новые эмоции и спокойно пойти дальше заниматься другими делами. Или просто пойти спать. 

Да и игры стали другими. Проекты разных студий мало чем отличаются друг от друга (А Plague Tale: Requiem похожа на «экзы» Sony больше, чем некоторые «экзы» Sony), в результате что-то стоящее и действительно необычное легче найти в инди-лагере, подальше от все этих трипл-эй проектов. Новые игры выходят сырыми, недоделанными, с плохой оптимизацией. Ты проходишь через все костыли, чтобы купить долгожданный тайтл, а он тупит, лагает и вылетает. Или оказывается без русской озвучки и русских субтитров. Или оказывается доступным только в конкретных регионах, ради чего тебе снова надо менять настройки консоли — и всё такое прочее.

К тому же игр стало слишком много. С одной стороны, у нас есть Game Pass и PS Plus, сотни игр доступны в любой момент, а с другой — у тебя разбегаются глаза и хочется просто нажать кнопку «Мне повезёт!», чтобы система сама за тебя выбрала какую-то неизвестную интересную игрушку.

Но ты испытываешь настоящую неподдельную детскую радость, когда тебе всё же удаётся выкроить время на какой-нибудь долгожданный масштабный проект или перепройти любимые игры в улучшенном качестве. Или когда какая-нибудь милая «индюшатина» дарит тебе в 10 раз больше эмоций, чем ААА-эксклюзив с прятками в кустах и киношными катсценами. В такие моменты понимаешь, что всё не зря. Что детская мечта сбылась, и что классные игры всё ещё существуют.

Нужны ли вам три консоли?

Нужны ли вам все три консоли, со всеми их проблемами, косяками с оплатой и прочими нюансами? Думаю, вы можете сами ответить на этот вопрос. Какой итог лично я могу подвести всему написанному выше?

Если вам нужны эксклюзивы Sony, вы готовы мириться с нехваткой места на диске, сложнейшими танцами с бубном для покупки игр и недолговечными, но очень крутыми геймпадами — берите PS5, не пожалеете. Но сразу готовьтесь к тому, что за некоторые простые и очевидные вещи придётся доплачивать, а обновления для игр просто так скачать не получится, если у вас нет запасного аккаунта в другом регионе.

Хотите иметь самую мощную консоль для любой мультиплатформы, покупать игры проще и дешевле, чем для PS5, радоваться еженедельному пополнению каталога игр по подписке и постоянно пробовать что-то новое — берите Series X, не пожалеете. Но готовьтесь к тому, что придётся привыкать к другой логике управления, иному расположению кнопок на геймпаде и некоторым другим особенностям консоли.

Хотите иметь лучшую портативную приставку с простейшими способами оплаты и покупки игр, долгим временем работы и шикарным экраном — берите Switch OLED, он вас не разочарует. Не обязательно любить эксклюзивы Nintendo, чтобы получать удовольствие от «свича». Это идеальная консоль для любых инди-игр и хорошо оптимизированной мультиплатформы. Но готовьтесь к тому, что некоторые игры будут выглядеть как привет из эпохи PS3, а внутренней памяти на консоли постоянно будет не хватать под все желаемые игрушки. «Жирная» карта памяти — ваш лучший друг для «свича».

Несмотря на все приключения, что свалились на голову после прекращения работы магазинов, я остался, по большей части, доволен всеми тремя консолями. Желания купить или собрать топовый ПК, чтобы пиратить там любые игры, а потом ломать голову с оптимизацией, драйверами и настройками, не появилось. Возможно для кого-то из вас такой путь будет более простым и удобным. Каждому своё. Я предпочитаю разделять устройства для работы и игр, чтобы можно было переключиться и не отвлекаться ни на что лишнее.

Оставить какую-то одну из консолей сейчас я бы, наверное, не смог — каждая хороша по-своему и подходит для разных целей. Я с нетерпением жду новых проектов, способных меня удивить и увлечь на десятки часов, продолжаю искать и находить интересные игры среди всего многообразия и однообразия современных проектов. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось. Даже если это ваше внутреннее дитя, а вам слегка за 30.

Похожие материалы