Что не так с The Last Of Us Part II

Игра наконец-то вышла официально, и теперь мы можем поговорить о ней более открыто, затронув самые проблемные моменты, о которых вскользь уже упоминали в нашем обзоре без спойлеров.

Как и ожидалось, игра разделила мир на несколько противоборствующих лагерей — как того и хотели создатели. Прямо сейчас в интернете идёт настоящая война между теми, кто уже поиграл в игру, теми, кто в неё не играл, или даже не собирался, и теми, кто поставил ей высочайшие оценки.

На первый взгляд, основные претензии к The Last Of Us Part II крутятся вокруг ЛГБТ-пропаганды и пресловутой SJW-повестки, но эти темы в игре затронуты максимально поверхностно и как будто для галочки — чтобы критики не смогли придраться к отсутствию расового или гендерного разнообразия.

Да, здесь есть сильные женщины (очень много сильных женщин), беременные женщины, плохие мужчины, хорошие мужчины, лесбиянки, геи, трансгендеры, азиаты, евреи, темнокожие. Но это вообще не является проблемой. У игры полно других проблем.

Проблема первая: cюжет и наследие первой части

Это самая главная проблема игры. Я не буду спойлерить здесь конкретные сюжетные повороты, но постараюсь дать примерную картину.

Представим, что вы прошли первую часть и прониклись историей главных героев, полюбили их как родных и ожидали, что во второй части вам расскажут о них гораздо больше. Об их взаимоотношениях, об их разногласиях, об их жизни в мирное время, о всём том, что произошло с ними за семь лет с момента выхода первой части и за пять лет по меркам игровой вселенной.

Если вы думали, что Part II покажет вам именно это — вы очень глубоко ошиблись. Здесь это всё показано только в виде небольших флэшбэков, ради которых и стоит играть в игру. В остальном же она совсем не об этом, и не про этих героев.

Naughty Dog и Sony проделали большую работу, чтобы скрыть других игровых персонажей, рекламируя игру как продолжение приключений Джоэла и Элли. Они сознательно пошли на обман игроков, и за этот обман сейчас получают жестокую ответочку от разъярённых геймеров.

Дуэт Элли и Джоэла вывозил на себе всю первую часть, он вывозит на себе и вторую, но только в очень редкие моменты, сделанные для того, чтобы выдавить из вас побольше слёз ближе к концовке. Между этими персонажами была и есть магия — это чувствуется в каждой сцене. Ты им веришь. Тебе хочется им сопереживать. Ты можешь понять и принять их любые, даже самые неправильные поступки.

Но Между Элли и новыми персонажами никакой магии нет. Все герои плоские, скучные и невзрачные. Их неожиданная гибель или временное исчезновение никак тобой не воспринимается. Ты не веришь им и ты не хочешь им сопереживать. То же самое касается и противников. Создатели хотели показать бесчеловечность поступков «героев» и человечность поступков «злодеев», но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что герои и злодеи слеплены из одного теста.

Опустим то, что сам по себе сюжет новой части достаточно спорный, ключевой конфликт игры подан прямолинейно и топорно, а основной посыл максимально прост. Главная проблема сюжета в том, что по уровню проработки, режиссуры и драматургии он значительно уступает первой части. Вместо этого игра упивается насилием и какой-то запредельной жестокостью в некоторых моментах, на которые игрок никак не может повлиять.

От некоторых поступков героев временами просто воротит, но потом вся эта жестокость приедается, и ты перестаёшь обращать на неё внимание. Мысль, которую игра пытается донести, можно было донести множеством способов, но она это делает максимально жёстко по ходу игры, и совершенно бессмысленно по итогу.

Проблема вторая: геймплей

Во многих обзорах журналисты отмечают, что геймплей стал гораздо насыщеннее и интереснее, чем в первой части. Отчасти, это так. Но в своей основе, геймплей остался точно таким же, как в первой игре, из-за чего Part II большую часть времени ощущается приветом из 2013 года.

Игра пытается казаться более масштабной, открытой и гибкой, но то и дело упирается в скрипты и требует возвращения на заранее разложенные рельсы. Доходит просто до смешного, когда вы не можете перепрыгнуть через забор в конкретной точке, но сделав пару шагов в сторону — можете. И огромные локации с двумя-тремя путями прохождения здесь не сильно спасают — эти пути вам ещё предстоит нащупать.

Игра то и дело прерывает изучение окружения и развитие сюжета волнами противников, которые чередуются по той же схеме, что и раньше — сперва люди, потом зомби, потом снова люди, потом опять зомби. Потом немножко сюжета, потом немножко эксплоринга. Повторить несколько раз. Перемешать.

Это не создаёт дискомфорта в первые пару-тройку часов, но к двадцатому часу ты просто ненавидишь геймплей и хочешь поскорее узнать чем же заканчивается игра, в которой, на минуточку, главный упор сделан именно на сюжет. И тут мы подходим к третьей проблеме.

Проблема третья: затянутость и самоповторы

Если вы играли в прошлые игры Naughty Dog и конкретно подустали от этой фирменной однотипности геймплея — в The Last Of Us Part II вы устанете ещё больше, потому что по длительности здесь практически две игры в одной, с абсолютно одинаковыми геймплейными механиками. И я уверен, что даже если вам такой геймплей по душе, вы от него однозначно в какой-то момент очень сильно устанете.

Первая половина игры рассказывает нам обо всём с точки зрения Элли, вторая половина игры — с точки зрения Эбби, второго ключевого персонажа. Какой из них отныне более главный и важный для студии — вопрос, который будет терзать фанатов ещё долго, потому что некоторые сюжетные миссии, впечатляющие своей постановкой и размахом, отданы совсем не тому персонажу, за которого вам бы хотелось поиграть.

Да, благодаря такому подходу к повествованию, создатели уместили буквально две игры в одной, и всё было бы хорошо, если бы они подошли к этому более творчески. Но они вообще не стали заморачиваться.

Первые 15 часов вы делаете определённые вещи, в определённом темпе, с определёнными игровыми механиками. Следующие 10-15 часов игры вы делаете всё то же самое, только за другого персонажа — с другой историей, другими переживаниями и эмоциями, но с точно такими же механиками, схожими игровыми ситуациями и даже с похожими флэшбэками.

Ощущается ли это хоть сколько-нибудь интересно? За исключением пары миссий — нет. Получается ли у создателей раскрыть личность Эбби так, чтобы мы простили ей всё, что она сделала, и увидели в ней человека? С натяжкой. Нужна ли была настолько затянутая возможность взглянуть на поступки Джоэла и Элли другими глазами? Совершенно точно — нет.

Худшее, что могла сделать Naughty Dog — подвести игрока к одному из ключевых моментов игры, а потом заставить подождать кульминации ещё 15 часов. Это просто не работает. Но это мотивирует вас как можно быстрее проскочить сюжетную линию за Эбби, чтобы поскорее узнать, чем же закончится сюжетная линия Элли. Потому что с Элли вы провели не 10, и не 15 часов. Вы провели с ней всю первую The Last Of Us.

И всё же это хорошая игра

Придираться к игре можно сколько угодно, ведь здесь действительно есть до чего докопаться и от чего улететь на орбиту с горящей задницей, но The Last Of Us Part II всё равно остаётся выдающейся игрой.

Это самая красивая игра поколения, с невероятным вниманием к деталям и окружению. К звукам и лицевой анимации. К проработке игрового мира и множеству второстепенных мелочей, которые вы скорее всего даже не станете искать. И от этого вдвойне обидно.

Историю можно было подать иначе, уделив больше внимания тому, за что все полюбили первую часть. Персонажей можно было проработать не менее тщательно, чем окружение. Геймплей можно было разнообразить если не в рамках всей игры, то хотя бы в рамках игры за разных персонажей. Сюжет можно было не размазывать на 25-30 часов, а уместить в бескомпромиссные 15, чтобы от игры просто невозможно было оторваться или устать.

Но получилось, что получилось. А получилась пропитанная чрезмерной жестокостью история с очень простым посылом, способная вызвать самые искренние и яркие эмоции только благодаря любимым героям из первой части.

Скорее всего, вы будете плакать во время игры или в её конце. Но только потому, что вам будет очень грустно и больно осознавать и переосмысливать всё то, через что вы прошли и что увидели в The Last Of Us Part II своими глазами.

Похожие материалы