Год некстгена: ожидания и реальность спустя год после выхода PlayStation 5 и Xbox Series X

Чуть больше года назад консоли нового поколения поступили в продажу, но даже спустя столько времени их всё ещё нельзя спокойно купить. Торговые сети создают специальные условия продаж, формируя очереди и списки для защиты от перекупщиков, а спрос на приставки всё ещё превышает предложение.

Стоит ли оно того? Насколько консоли нового поколения отвечают запросам и ожиданиям игроков, и стоит ли тратить своё время на их активные поиски?

Я уже год пользуюсь PlayStation 5. Эйфория первых месяцев использования давно успела пройти — мы даже выпускали материал о первых впечатлениях и проблемах. С чем ещё мы столкнулись за целый год, и оправдались ли наши ожидания?

8K-гейминг

Ожидание

Начавшаяся гонка разрешений коснулась консолей давно. Ещё 5 лет назад вышла PS4 Pro, которая поддерживала модный стандарт 4K, но на коробке новенькой PS5 красуется пометка аж 8K. Всем понятно, что в таком разрешении будет работать лишь мультимедиа, и то неизвестно когда.

Была уверенность, что игры теперь уж точно смогут работать в 3840×2160 со стабильными 60 FPS. В июне 2019 года генеральный директор Sony Interactive Entertainment Джим Райан в интервью сайту CNET заявил, что приставка сможет выводить на экран изображение с разрешением 4K при 120 FPS.

Реальность

За год использования PS5 таких игр я не увидел, а увидел многочисленные хитрости и компромиссы. Это мгновенно замечаешь, когда при включении большинства игр тебе предлагается выбрать графический режим. По сути, это упрощённые графические настройки, как на ПК.

Зачастую, это три режима: «Производительность» (60 FPS и динамическое разрешение), «Качество» (динамическое FPS и разрешение), «Трассировка лучей» (30 FPS, динамическое разрешение и трассировка лучей). Это лишь самые распространённые значения. Разные игры имеют свои режимы, некоторые — не имеют никаких, как и раньше. Battlefield 2042, например, работает с динамическим разрешением, которое может снижаться до 1800p, зато с приоритетом в 60 FPS.

Во многих играх мне приходится первые 10 минут постоянно переключаться между режимами, чтобы понять, какой именно тут будет оптимален. Тот же Ratchet & Clank: Rift Apart я прошёл с 60 FPS и динамическим разрешением, а в «Стражах Галактики» пришлось пожертвовать частотой кадров ради настоящего 4K-разрешения.

Есть надежда, что в будущем разработчики смогут хотя бы в эксклюзивах добиться высокой частоты кадров при высоком разрешении, потому что сейчас это явно рождает мысли о PlayStation 5 Pro, которая уже имеет полноценное право на существование. Я действительно не отказался бы от консоли, которая сможет в 4K и 60 FPS с трассировкой лучей.

Microsoft решила проблему гениально, выпустив S-версию Xbox Series, которая почти в три раза слабее и вдвое дешевле Series X и PS5, но нацелена на разрешение до 1440p. В таком случае нагрузка на процессор гораздо ниже, чем при развёртке в 4K, что позволяет довольно плавно запускать все новые игры даже в 120 FPS (с динамическим разрешением и просадками до 720p).

Неизвестно, как дальше разработчики будут обращаться с мощностями консолей. Уже сейчас наличие такого числа компромиссов говорит о том, что через пару лет можно ожидать анонс более мощных приставок, но хотелось бы увидеть разработчиков, которые наконец научатся работать с новым железом и оптимизировать игры.

Новые старые игры

Ожидание

Xbox One X ещё в 2017 году мог «обновлять» старые игры с предыдущих поколений и запускать с повышенным разрешением и частотой кадров. Тогда эта возможность настолько понравилась игрокам, что Sony пришлось анонсировать нечто похожее.

Было заявлено, что пользователи смогут запускать игры для PS4 на PS5 как с дисков, так и цифровые копии, а некоторые проекты даже получат повышенное разрешение и частоту кадров с помощью автоматической функции Boost Mode.

Реальность

Действительно, многие игры получили автоматические обновления, хоть и запускается PS4-версия. Вот небольшой список игр доступных в PS Plus Collection и обновлённых для PS5 проектов:

— Crash Bandicoot N’Sane Trilogy: 1440p 30 FPS

— Days Gone: 4k 60 FPS

— Detroit: Become Human: 4K (динамические) 30 FPS

— The Last Guardian: 1800p 30 FPS

— The Last of Us Remastered: 1800p 60 FPS, 4К 30 FPS

— Uncharted 4: 1440p 30 FPS

Как видите, не все игры имеют желаемые 4K 60 FPS, но самое главное разочарование заключается в том, что за обновление некоторых игр приходится платить. Угадать за какое обновление придётся платить, а какое достанется бесплатно — невозможно. Death Stranding за обновление до «Режиссёрской версии»просит 700 рублей, платными оказались и PS5 версии Spider-Man, Ghost of Tsushima.

В этих играх разработчики или вручную обновляли некоторые аспекты, или добавляли новый контент. Но на том же Xbox игра Gears 5 получила и бесплатное обновление, и контент. Недавно анонсированное на PS5 появление Uncharted 4 нового контента не получит, но денег запросит.

И это я говорю лишь про эксклюзивные игры. С мультиплатформой практически всё мертво, если разработчик сам не позаботится об этом. Microsoft же автоматически обновляет игры независимо от эксклюзивности. В пример можно привести CoD: Warzone, которая в течение года не может получить нормальное разрешение на PS5, хотя на Xbox Series игра автоматически получила патч с улучшениями. Даже недавнее крупное обновление не добавило полноценной версии для новых приставок от Sony, так что мы продолжаем играть в «модифицированную» версию от PS4 Pro.

Доходит даже до того, что некоторые свежие релизы выходят без версий под актуальную консоль. Взять ту же Psychonauts 2, которая на PlayStation 5 запускает пастген-копию с небольшими улучшениями, при этом имея полноценную версию для Xbox Series. Или можно вспомнить ремастер трилогии Mass Effect, которая не получила и, вероятно, так и не получит апдейта под новые консоли.

Эксклюзивы нового поколения

Ожидание

Как вы помните, на презентациях нам много говорили о невероятной мощности PlayStation 5, а показанные позже God of War: Ragnarok и Horizon: Forbidden West были явно ориентированы на новое железо и должны были убедить нас в покупке новой консоли.

Реальность

За год существования консоли вышло две действительно крупные и качественные игры, которые доступны только на новом поколении — Ratchet & Clank: Rift Apart и Demon’s Souls.

Всё стальное — или нишевые проекты не для всех (как те же Returnal и Deathloop), или попросту слабые игры. Практически все крупные эксклюзивы заявлены на 2022 год, но они будут доступны и на PS4. Мне не жалко, что в эти игры поиграют владельцы старых приставок, плюс дефицит новых консолей и десятки миллионов проданных PS4 не позволяют разработчикам так просто забросить пастген.

Это сказывается и на новых проектах, которые могли быть гораздо технологичнее и красивее, если бы разработчики сконцентрировались только на новом железе. Зачастую я просто не понимаю зачем обновлял монитор и покупал PS5. Кроме шикарного «Рэтчета» и «Стражей Галактики» я не могу ничего выделить в плане вау-эффекта от графики.

Если у вас сейчас нет PlayStation 5, то минимум ещё один год вы сможете спокойно играть в большинство новых игр, не тратя силы и нервы на попытки её купить.

Выбор стороны

Практически одновременно вышли как PlayStation 5, так и две консоли от Microsoft — Xbox Series X и Series S. И если на старте мой выбор, как владельцу прошлых консолей от Sony, был очевиден, то спустя год я могу сказать, что всё чаще смотрю в сторону «зелёных». Почему? Ответ вы знаете — подписка Xbox Game Pass, которая за ежемесячную плату открывает доступ к более чем 100 играм (на самом деле более 400, включая игры EA Play и игры по обратной совместимости – прим.ред.), список которых постоянно пополняется.

Игры становятся всё дороже. Порой хочется попробовать несколько малоизвестных игр, которые могут не понравиться по итогу или попросту не стоить своих пары-тройки тысяч рублей, но консоль от Sony не предлагает таких возможностей. Более того, все Xbox-эксклюзивы абсолютно бесплатны для владельцев Game Pass, что просто немыслимо для PlayStation.

По слухам, в 2022 году мы можем увидеть подобный сервис от Sony, но слухи слухами, а владельцы Xbox уже сейчас экономят десятки тысяч рублей, играя в то, за что мне приходится платить полную стоимость. Взять к примеру спорную Aliens: Fireteam Elite, которую я приобрел со скидкой за две с половиной тысячи рублей и бросил через день.

Оказалось, что это довольно скучная и примитивная игра, но вернуть деньги я уже не смог. На Xbox же она доступна в рамках подписки, и я бы не потратил столько средств на бесполезную покупку. 

Бета-тест за 50 тысяч рублей

Консоли нового поколения быстрее включаются, шустрее запускают и качают игры, некоторые старые игры получают новую жизнь с обновлениями, а SSD действительно творит чудеса — это всё экономит время, упрощает жизнь и украшает картинку. Но мы ждали не только этого.

Игр «нового поколения» я так и не увидел. Они появятся позже, когда разработчики окончательно оставят в прошлом старые приставки (года через 2). Будет нечестно не отметить ситуацию в мире, которая диктует условия разработчикам, и их вины в переносах и кроссгене я не вижу. Но у меня за год сложились ощущения, что я стал бета-тестером, сам заплатив за это.

Пару раз в неделю я стабильно ловлю чёрный экран и последующее сообщение о системной ошибке. Некоторые игры любят вылетать в самый неожиданный момент, а ошибка о якобы отключенном LAN-кабеле может весь вечер выкидывать меня из сетевых матчей. Лечение приходится искать на Reddit и идти чистить кэш консоли в местном BIOS.

По словам нашего главреда, Xbox Series X тоже полон сюрпризов: обновления игр порой зависают в очереди загрузки, консоль показывает чёрный экран и ни на что не реагирует, в магазине Microsoft Store регулярно вылезают какие-то ошибки с длинными error-кодами, навевая воспоминания о Windows.

Может мир и был готов к некстгену, но что-то пошло не так. Если вы до сих пор не приобрели PS5 или Series X — расслабьтесь и спите спокойно. Конечно, мы ещё не знаем, что будет дальше с ценами и наличием консолей, но за этот год я получил больше удовольствия от Resident Evil: Village и десятка инди-проектов, в которые спокойно бы поиграл и так, не тратя 50 тысяч.

Похожие материалы