Игру анонсировали ещё на E3 2017, и с тех пор каждый новый показ всё сильнее подогревал интерес к проекту, но после демонстрации большого геймплейного ролика стали закрадываться подозрения.
Нельзя было сказать, что это привычный нам «дорогой» эксклюзив от Sony — странные анимации и мелкие детали явно резали глаз. Многие ждали, что будет с оценкой игры на Metacritic — часть журналистов действительно прохладно приняла игру, отметив скучность мира и общую вторичность.
Но игроки, которых многие ругали за неадекватность после релиза TLOU2 (наш обзор и разбор всей критики), высоко оценили проект, определив пользовательский рейтинг в 9,2 балла. И это не первый раз, когда пресса и игроки расходятся во мнениях. Похожая история была с Days Gone (наш обзор).
Так что же из себя представляет последний эксклюзив поколения — «Призрак Цусимы»?
Если сразу и честно, то я вот уже несколько дней не могу выключить «Цусиму» и пойти спать. Аналогию можно провести с The Legend of Zelda: Breath of the Wild или Red Dead Redemption 2. Атмосфера и погружение тут полностью перетягивает на себя внимание, скрывая от вас привычный и даже устаревший геймплей.
Атмосфера и погружение — очень важные вещи, особенно если это касается игр, захватывающих определённую историческую эпоху. Если игра не переносит тебя в то время, то она тебя попросту не цепляет. Во многом это погружение достигается через рутину, создание какого-то меланхоличного настроения или принятия правил мира и эпохи. «Призрак Цусимы» делает всё, что нужно для вашего погружения в средневековую Японию во времена первого монгольского вторжения.
Несмотря на очевидный «скелет» игры, представляющий собой привычный открытый мир с кучей активностей, зачисток аванпостов, собирательством и прокачкой героя, разработчикам удалось передать настроение последнего самурая на острове. Вас не гонят спасать мир — улучшения вы получаете купаясь в термальных источниках, создавая хокку и медитируя в живописных местах.
Sucker Punch могли просто попрятать декоративные повязки и маски по сундукам, но нет, извольте сесть и сочинить хокку о смерти, любви, победе и поражении. Буквально все декорации кричат о том, насколько это красивое место, которое уже начали грабить и сжигать. Такие контрасты сильно влияют на вас, ведь вы — потомственный самурай Дзин Сакай, и это ваш дом — со всеми этими лисичками и птичками.
Сами сражения — это прям мини-задачка, которую всегда интересно решать, и всё из-за разных стоек. Можно, конечно, затыкать противника до смерти в стандартной стойке, но тогда игра превратится в очень плохой слешер. Если менять стойки под стать каждому противнику, то будет казаться, что сражение поставлено самыми крутыми постановщиками по боевым искусствам. Во многом, наверное, такое удовольствие от сражений получаешь ещё и потому, что стычки частые, но не долгие, а игра постоянно даёт возможность вкачать новое умение и подкидывает новые инструменты для Дзина.
Отдельно хочется отметить мелкие столкновения, которые мало того, что стилистически выглядят как одна из самых самурайских вещей в игре, так и позволяют с одного удара положить от одного до трёх противников в красивой стойке.
Мелких деталей безумно много. Под отдельную кнопку выделена игра на дудочке, каждая композиция которой может вызвать определённую погоду. Другой кнопкой вы можете поклониться павшему противнику или вытереть катану от крови.
Побочные миссии тут поставлены не хуже чем сюжетные, а иногда и лучше. Тут вам и истории о заказном убийстве целого клана, легенды и мифы о древних доспехах и оружии, вылазки в горные храмы, а также довольно ироничные истории про знаменитый местный напиток — саке. И всё это параллельно главной истории о мести, спасении и многом другом, о чем спойлерить не хочется.
«Цусима» — идеальная игра для тех, кто устал от высоких скоростей и напряжения. Вы даже можете зайти на 30-60 минут и получить удовольствие, пройдя пару миссий или просто исследовав какой-нибудь разрушенный храм. Игру можно буквально пробежать по сюжету примерно за 30 часов, но если вы как и я, хотите полностью исследовать остров и найти всё-всё-всё, то будьте любезны отдать 60, а то и все 100 часов на это дело.