Игровая индустрия продолжает расти и получать прибыль, но с каждым годом она всё дальше отдаляется от настоящих фанатов и энтузиастов. Почему? В 2021 году мы ждём очередное переиздание Skyrim, вновь обновленную версию Grand Theft Auto 5, ремейк Star Wars: Knights of the Old Republic и Dead Space. В это же время нам предлагают платные обновления, ремастеры, Definitive и GOTY Edition. Когда кончится этот поток и кто виноват в том, что мы всё чаще играем в старое, а не в новое?
Погружаясь в историю, надо иметь в виду, что игровая индустрия практически сразу стала коммерческой структурой. Начиная с аркадных автоматов, сложность которых подкручивали ради увеличения количества новых попыток, компании пытались найти все новые способы получения прибыли с игроков. Одно время на рынке были популярны кровавые и жестокие шутеры, ведь аудитория была строго ограничена энтузиастами и гиками. На приставках Nintendo доминировал семейный сегмент, и эта позиция сохраняется до сих пор. Мы наблюдали зарождение новых жанров, становление франшиз и целых корпораций. Об этом снят замечательный сериал, а мы про него писали тут.
Но аудитория росла, и у игроков появлялись свои дети, а у тех — свои, за это время выросла и индустрия. И вот сейчас мы находимся в той точке, когда большинство игр создаются для максимально широкой аудитории, а люди, которые стояли у истоков прорывных идей и проектов уходят в инди-сегмент. Об этой тенденции мы тоже писали ранее, разбирая историю разработчиков Dishonored.
Впервые в истории индустрии аудитория перестала быть объединённым комьюнити. Одна часть игроков обожает поп-игры по типу Fortnite, Roblox или Genshin Impact. Периодически в такую категорию попадают и целые жанры, которые на некоторое время становятся невероятно популярными (повсеместный батл-рояль сменился на рогалик).
У таких проектов огромнейшая аудитория, и игровые компании в целях заработка будут до последнего паразитировать на популярных форматах. К примеру, за шесть лет продаж GTA 5 принесла 3,92 миллиарда долларов чистой прибыли, а Fortnite за два года принесла более 9 миллиардов долларов.
Такой пример многих удивит, но такова реальность. И ни одна компания не упустит возможности попытаться что-то заработать на схожем онлайн-продукте.
Вторая же часть аудитории всё еще ценит сюжетные приключения, стратегии, инди-игры и прочее. Т.е. игры в их классическом проявлении. И каждый тип игроков стабильно получает что-то новое.
Проблема в том, что практически все наши любимые франшизы стали заложниками положения. Компании не стремятся вкладывать огромные бюджеты в продолжения каких-то нишевых или даже знаменитых одиночных проектов. Это жанровые проекты, которые имеют множество фанатов, но затраты на разработку настолько же высоки, как и ожидания игроков. На такие риски готовы идти немногие. Ярким примером может служить Capcom с её серией Resident Evil.
Во время кризиса идей компания не побоялась полностью изменить формулу франшизы и выпустить седьмую часть, которая кардинально отличается от всех предыдущих игр. И фанаты приняли новый виток развития серии, которая продолжает жить до сих пор. К сожалению, большинство издателей не отличается такой смелостью, и после неудачного эксперимента мы в лучшем случае получаем ремастер или ремейк старой игры. И мы только рады такому исходу событий.
После спорной Mafia 3 мы ещё не скоро получим новую часть. Разработчикам было выгоднее продать ностальгию и выпустить ремейк первой игры. Нам вновь продали ту же самую игру, хоть и в новом формате. То же самое произошло с Mass Effect Legendary Edition, Diablo II Resurrected (обзор) и Alan Wake Remastered, про который и написать-то нечего. Это ровно та же игра, с минимальными изменениями.
На презентации EA после показанного тизера ремейка Dead Space аудитория единогласно обрадовалась анонсу, ведь она хотя-бы понимает, что это хорошая игра. Для многих это гораздо лучше, чем анонс новой части, от которой неизвестно чего ждать. Игроки всё меньше доверяют крупным игровым гигантам, ведь всеобщее игровое наследие стало объектом продажи. Вы заплатите за ремейк Star Wars: Knights of the Old Republic, ведь ничего лучше в этой серии за многие годы так и не вышло. И, конечно же, вы купите новый Skyrim.
Крупные компании попадают в довольно комфортное положение, когда они могут спокойно выпускать игры-сервисы с агрессивной монетизацией для большой аудитории, а старых фанатов «кормить» ежегодными ремастерами, ремейками и переизданиями. За целое консольное поколение мы так и не получили новых Elder Scrolls, Dragon Age, Grand Theft Auto, когда во времена PlayStation 3 мы получали по целых две части каждой из франшиз и пачку новых.
Чего ждать дальше никто не знает, но уже сейчас мы видим такие новшества, как платные обновления версий с одного поколения на другое за десять долларов, Такой инструмент позволит в дальнейшем сократить количество ремастеров, ведь вам не придётся снова покупать за полную стоимость GTA 5 или любую другую игру на PS4, когда вы купили её на PS3 или PS4. Теперь вы можете за 700 рублей обновить Death Stranding с прошлого поколения и играть в 4K 60 FPS на новом.
А новые игры… Мы всё ещё ждём целую пачку анонсированных крупных проектов, которые находятся в разработке уже более пяти лет, и остаётся только надеяться на то, что они будут настолько хорошими, что разработчики всё поймут и перестанут тратить время и силы на перепродажу прошлого.