От Space Invaders до Doom. «Золотой век» видеоигр в сериале «High Score» от Netflix

19 августа Netflix выпустил документальный сериал посвященный «Золотому веку» видеоигр. Он состоит из шести серий, которые выстроены практически в хронологическом порядке, начиная от Space Invaders и Pac-Man и заканчивая монументальной DOOM. 

Сценарий построен довольно грамотно, и не следует привычной документальной «методичке», когда нас заваливают бесконечными интервью с легендами игровой индустрии, задавая вопросы по типу: «Как вы придумали эту игру?», «А любите ли вы видеоигры?» и.т.д. Да, тут есть несколько подобных сцен, когда речь заходит о таких людях, как Ричард Гэрриот (создатель серии Ultima) или Сигэру Миамото (геймдизайнер Nintendo, создавший Марио и не только), но основной мотив повествует о простых геймерах и энтузиастах, которые смогли повлиять на формирование индустрии, которая в то время потрясла весь мир.

Стоит отметить, что если вы читали книги посвященные истории игровой индустрии, или просто глубоко погружены в материал, то никаких откровений вы тут не увидите. Всё те же «консольные войны», скандалы с жестокостью Mortal Kombat, да и просто истории становления легендарных разработчиков. Главная ценность этого сериала в том, что тут фокус смещён на людей, игравших в видеоигры, а также людей, которые сами создавали новые, уникальные миры.

Это нисколько не энциклопедический формат. Скорее, это довольно лёгкий шаг в вашу сторону, чтобы показать, насколько насыщенные и сложные времена пережила индустрия, которую мы все так любим. А если этот рассказ вас заинтересует, то вы уже сможете прочитать все детали и подробности в огромном количестве книг, которые все чаще стали выходить на русском языке.

Первая серия стартует с эпохи Space Invaders и вдохновляющей истории её создания, и за 40 минут подходит к буму аркадных автоматов, которые за несколько лет резко начали терять популярность. Люди научились мастерски играть, следовательно, тратить меньше попыток и денег на игру, а вместе с этим упали и доходы владельцев автоматов. Но тут появляются энтузиасты, которые начинают создавать модификации для игр, буквально паяльником добавляя в знакомые игры новых противников и возможности. Такая активность притягивает внимание как игроков и владельцев игровых салонов, так и правообладателей… Ну а дальше самое интересное — появление первых домашних консолей, борьба гигантов индустрии и тысячи новых игр.

На таких примерах и строятся серии, где с одной стороны мы видим талантливых визионеров, которые создавали игры работая в Atari, Nintendo, Sega, а с другой — не менее талантливых энтузиастов, которые параллельно творили в своих гаражах ещё более смелые проекты. Зачастую это приводило к тому, что молодые ребята получали приглашения в огромные студии. Они бросали учебу и стремились к своей мечте.

Всё это перебивается сочной пиксельной анимацией, которая добавляет яркости картинке и полностью погружает в прошлое.

Здесь множество историй от самих игроков, жизнь которых изменили видеоигры. Безумно атмосферно смотреть на лицо человека, который взахлёб рассказывает, как он разматывал всех на турнирах 40 лет назад, показывая кубки и коллекцию картриджей.

Не обошлось и без упоминания различных меньшинств, роль которых в данном сериале, как мне кажется, преувеличена. Например, история про незаслуженно забытого первого афроамериканца в игровой индустрии, который создавал консоль Channel F. Если уж и говорить об истории этой консоли, то правильнее было бы говорить о всей команде инженеров, труд которой незаслуженно забыт. Но радует, что таких метаморфоз здесь буквально на 10 минут от общего 6-часового хронометража. Да, все истории важны, но, на мой взгляд, не стоит делать акцент на сексуальной ориентации или цвете кожи, когда речь идёт об общем вкладе в индустрию. 

Создатели сериала намерено останавливают свой рассказ на истории Джона Ромеро и Джона Кармака, которые создав безумный DOOM, в арсенале которого была передовая графика и мультиплеер, ставят большое троеточие в глобальном развитии индустрии.

В этот момент невольно задумываешься: а во что ты играл в последнее время? У меня в этом списке оказался мультиплеер CoD:MW 2019 и ремейк Crash Bandicoot — согласитесь, за 26 лет мало что в корне изменилось.

В последние минуты сериала нам снова показывают лица тех, кто создавал первые звуки для игр, рисовал арты и проектировал консоли, и уже сполна узнав истории их жизни, начинаешь действительно осознавать тот факт, что именно они заложили основы всех современных игр, на ходу создавая технологии под свои идеи. Да, к современной индустрии есть множество претензий, но чёрт возьми, после просмотра этих шести серий начинаешь чётко осознавать, насколько ценен был труд людей, и какой путь проделан.

А запустив очередной матч в Call of Duty я с огромным желанием захотел купить 8-битную NES mini и зарубиться в Super Mario 3! 

Похожие материалы