Мода на старые игры не проходит уже долгие годы, но если начиналось всё с легких ремастеров и визуальных обновлений, то продолжилось целыми ремейками и полным переосмыслением легендарных проектов.
За последние пару лет мы увидели обновлённые версии почти всех знаковых игр прошлого: The Last of Us Part 1, Mafia: Definitive Edition, Mass Effect Legendary Edition, Resident Evil 2, Diablo 2: Resurrected и не только. Издатели крепко ухватились за ностальгические чувства игроков, и решили не останавливаться, создавая всё больше новых переделок. Уже сейчас мы ожидаем «новые» Dead Space, Silent Hill 2, Resident Evil 4 и Witcher.
Виной всему недовольство игроков новыми трендами в видеоиграх, которое порождает очередную волну проектов «старой школы». Если раньше такими представителями были различные пиксельные «битемапы» (от английского beat ’em up), как недавняя Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder’s Revenge, то сейчас всё больше набирает обороты ностальгия по не такому уж и древнему периоду игровой истории — временам PlayStation 3 и Xbox 360.
К середине того консольного поколения на пике популярности были шутеры от третьего лица и слэшеры. Оригинальный Gears of War, вышедший в 2006 году, задал несколько трендов на целый жизненный цикл консолей, а былая популярность серий Prince of Persia, Devil May Cry и Bayonetta и сейчас приносит свои плоды.
Dark Void, Damnation, Bionic Commando, Dark Sector, Lost Planet, Dead to Rights Retribution — одни из продолжателей и подражателей идей коридорных и постановочных шутеров от третьего лица. На протяжении нескольких лет игры такой концепции выходили довольно часто, и находили свою аудиторию.
И это мы еще не касались огромного количества неплохих слэшеров того времени (Dante’s Inferno, Lollipop Chainsaw) и игр по кинофраншизам, которые делались по похожей схеме (Wanted Weapons of Fate, James Bond 007: Quantum of Solace). Такое множество похожих игр среднего качества могло быть только в то время, когда в одиночных играх не было DLC, Season Pass и прочих примет сегодняшней индустрии. Никаких открытых миров и сотен часов на прохождение побочных квестов. Но и качество многих проектов оставляло желать лучшего.
Зачем я сейчас это всё пересказывал? Сейчас же совсем другие реалии, индустрия изменилась и такие игры уже никто не делает? А вот нет. В последнее время наблюдается тренд на возвращение линейных одиночных игр. Огромное количество ремейков классики это подтверждает, а часть новых разработчиков намерено отказывается от актуальных жанров. Ярким примером может послужить нашумевшей The Callisto Protocol, и релиз менее популярных Evil West, Soulstice и Gungrave G.O.R.E.
Мы целый месяц играли в эти странные и местами устаревшие проекты, каждый из которых может вернуть вас в тот самый 2007-й. Что из этого получилось, и стоит ли тратить время на такие игры сегодня?
Сёстры могут плакать
Копировать Devil May Cry в последнее время уже даже не пытаются. Серия активно прогрессирует, и составить ей конкуренцию на таком же уровне практически невозможно. Но в конце сентября 2022 года вышла Soulstice, которая возвращает вас на пятнадцать лет назад, взяв за пример Devil May Cry 4. И с этой задачей она отлично справляется.
Классический слэшер с фиксированной камерой, сбор цветных сфер, особое вооружение под каждого из типов противников и примитивные головоломки в перерывах. Узнали? Но не стоит сразу ставить клеймо вторичности. Сейчас таких игр действительно мало, и Soulstice достойна внимания.
Главных героинь в игре сразу две — сёстры Бриар и Лют. Заключены они в одно тело под именем «Химера», но каждая из них обладает своими особенными навыками и ударами.
Лют представлена в виде призрака и ловко отбивает вражеские атаки, выступая в роли ассистента и защитника, а Бриар действует с позиции силы, размахивая огромным мечом. По классике жанра, за найденные сферы и кристаллы вы будете открывать новые удары и прокачивать старые, с каждым уровнем усиливая нужные вам умения.
Загадочный Орден, которому служат героини, отправляет их в заброшенный средневековый город для зачистки от призраков и прочей нечисти. По ходу повествования на вашем пути встретится не только классический для жанра торговец, но и сюжетные персонажи, которые помогают раскрыть лор и разнообразить прохождение.
Проблемы с уничтожением призраков со временем уходят на второй план, уступая место внутренним конфликтам и заговорам Ордена.
Сам же игровой процесс настолько привычен тем, кто играл в Devil May Cry, что порой сложно отличить игры друг от друга. Враги делятся на несколько типов, в зависимости от которых нужно использовать атаки определённого цвета. Можно и закликивать противников одной атакой, но это явно не приведёт ни к чему хорошему, и уж тем более к высокому рейтингу в конце миссии.
У героинь есть возможность не только составлять долгие цепочки комбо из атак друг друга, но выполнять уникальный вид атак, по типу «ярости». «Неистовство» и «Упокоение» могут нанести огромное количество урона, но нужно вовремя отражать урон и и делать всё четко. Тогда на экране вы не сможете ничего разглядеть от обилия эффектов, но и на поле боя никого остаться не должно.
Но вот фиксированная камера является тем фактором, который практически похоронил игру на агрегаторах оценок. Во время исследования вы видите симпатичные ракурсы и пейзажи, но во время поединков вы будете проигрывать не из-за своих кривых рук, а из-за камеры, которая уткнётся в стену или в противоположную сторону.
Разработчики решили долго не думать, и взяли привычный элемент, который десятками лет используется в этом жанре. Но им не удалось приспособить его к своим узким и маленьким локациям, ведь почти все события происходят в стенах города и его окрестностях.
Первые несколько часов локации удивляют, а та самая камера удачно подбирает выигрышные ракурсы. Но спустя какое-то время в игре не появляется ничего кардинально нового, а привычные каменные стены и бараки начинают приедаться.
Разнообразить ситуацию могут действительно необычные боссы и различные секретные испытания, которых тут приличное количество.
Soulstice — максимально старомодная игра, которая незаслуженно прошла мимо тех игроков, кто застал времена первых частей Devil May Cry. Это тот случай, когда мрачные средневековые локации отлично накладываются на аниме-стилистику, так ещё и с внятным геймплеем, который долгие годы считался стандартом слэшеров.
God of War курильщика
Следующий представитель старой волны оказался менее старомодным, совмещая идеи малобюджетных шутеров от третьего лица с концепцией последних частей God of War. Evil West может действительно удивить тем, что почти полностью копирует игровой процесс главного эксклюзива PlayStation, и делает это весьма неплохо.
По первым трейлерам и геймплейным роликам игра казалась потенциальным «проходняком», на который даже не стоит обращать внимания. На деле же разработчики из Flying Wild Hog (создатели Shadow Warrior, Hard Reset) смогли соединить добротный и крепкий геймплей со стилистикой фантастического хоррор-вестерна.
Первое, что хочется похвалить — сражения. В игре несколько видов оружия, каждое из которых открывается постепенно и становится действительно полезным. Более того, каждое из них можно улучшить до такой степени, что меняется стиль ведения боя.
Но самое главное — ближний бой. Это было моим самым большим удивлением, ведь двухкнопочная боевая система смогла удержать интерес на протяжении всего прохождения.
Главный герой активно размахивает огромной тесла-перчаткой, а её мощь отлично передаётся в тяжеловесных анимациях и реакции противников.
Помимо оружия, будут доступны и несколько видов дополнительных атак, очень уж похожих на недавний экшен от Sony. Всё это вплетено в игру довольно органично, не создавая впечатление подделки или наглого копирования, а скорее оммажа и творческого заимствования.
За время приключений вам будут попадаться как и обычные ковбои, так и демоны разной степени опасности. Уничтожать их не очень просто, но и не требуется определённых действий под каждого из них. Поэтому большинство уровней проходится в том темпе и стиле, который вы сами себе определите. Ну и никаких оценок и баллов в конце уровней, конечно. Но вот устройство игрового мира тут действительно из врёмен игр PlayStation 3 или даже PlayStation 2.
Графика местами выглядит довольно странно и не всегда качественно. В открытых локациях страдает детализация, хотя ближе к финалу картинка действительно становится в разы лучше, когда вы оказываетесь в череде закрытых коридоров.
Живописные декорации привлекают больше своим дизайном, но технически выполнены слабо, а окружение на уровне служит больше для ограничения передвижения, чтобы вы не сошли с пути. Короткие ответвления встречаются, но кончаются через пять-десять метров с сундуком в конце. Ничего другого можете не ждать.
Набор из небольших тропинок с сундуками между аренами с кучей противников и боссом в финале, напоминает такой бюджетный польский God of War (2018), чем игра и является, в какой-то степени.
Здесь нет никакой свободы передвижения, но есть иллюзия этого. Неплохая стрельба дополняется бодрой боевой системой, а глупенький и вторичный сюжет лучше воспринимается в кооперативе с товарищем.
Полностью пройдя Evil West за пятнадцать часов, я был безмерно рад, что поиграл в небольшое и линейное приключение, без открытого мира, побочных заданий, поиска бесконечного лута и прочего. Это отличный выбор для всех, кто любит не только блокбастеры, но и среднебюджетные боевики, где гораздо больше эмоций и жизни.
Сюжет не станет для вас откровением, но сам мир и его устройство мне пришлись по душе, напомнив фильм Ван Хельсинг смешанный с The Order: 1886 на Диком Западе.
Гроб на колёсах вторичности
Третьей игрой в этом списке новых олдскульных проектов стала Gungrave G.O.R.E, которая настолько старалась быть старомодной, что играть в неё просто невозможно.
Первая часть Gungrave вышла в 2002 году на PlayStation 2, и уже тогда имела кучу проблем, хоть и завоевала определённую базу фанатов за счёт стилистики и выразительного анти-героя. Но многие запомнили Gungrave по аниме-сериалу, выпущенному сразу после выхода первой части игры, а затем и по второй части — Gungrave: Overdose, вышедшей в 2004 году на всё той же PlayStation 2. Третью часть фанатам серии пришлось ждать почти 20 лет. Многие о ней попросту забыли, и очень удивились, когда она наконец-то вышла.
Игра начинается с действительно неплохого синематика и пересказа смехотворного сюжета, который пытается быть серьёзным. Под вашим контролем окажется не самый добрый герой — Грейв, который выступает против мира корпораций и преступности.
Помогают ему в этой борьбе два пистолета с бесконечными патронами и огромный кибер-гроб на цепи, который вы будете носить на своей спине. Несмотря на шикарный задел, играется это максимально блекло и не вызывает особых эмоций. Новые пушки ощущаются бесполезными, а противники впитывают в себя целые обоймы патронов, как и удары гробом, от которых мало толка.
Самое страшное, что игра оказалась ужасно монотонной и безыдейной. На протяжении всех тридцати этапов вы будете выполнять одни и те же действия. Локации и противники тоже не отличаются дизайном или особыми атаками, будто разработчики нашли лишние арты бюджетных игр нулевых, и полностью скопировали все штампы и клише того времени. Кто-то может сказать, что в этом и была прелесть таких игр раньше, но на дворе 2022 год (даже уже почти 2023), а никаких новых интересных механик в серии так и не появилось.
Спустя три-четыре часа геймплея, на вас начнут выпускать огромную толпу противников разного формата: щитовики, стрелки, ракетчики и прочие. В какой-то момент, вы просто оказываетесь загнанными в угол, повторяя две наиболее эффективные атаки.
К середине игры не случается какого-то прогресса или развития геймплея — вас просто продолжают заваливать кучами противников. В результате ты просто теряешь любую мотивацию и интерес к происходящему.
И это я ещё не говорю про ужасный платформинг, который редко, но появляется в игре. Он настолько неудобный и бесполезный, что сегменты с ним превращаются в настоящее мучение.
Как и полагается экшену от третьего лица, тут есть прокачка и улучшение за счёт валюты, полученной во время боя, но экономика устроена таким образом, что ближе к середине любое улучшение стоит как крыло самолета.
Вечные узкие коридоры, однотипный геймплей, унылый сюжет и малейшее отсутствие хоть каких-то новых идей делают игру не только пустой тратой времени, но и одним из примеров худших игр в жанре.
Однако если вспомнить, что первые две игры серии тоже не получали особо восторженных оценок прессы и журналистов (оценки на Metacritic были в районе 65-68 баллов), но по какой-то причине всё же понравились игрокам (их оценка держится на уровне 8,4-8,6 баллов), то и Gungrave G.O.R.E, вероятно, сможет найти своего ценителя — если разработчики не забросят проект и смогут довести его до ума обновлениями и дополнениями.
Пока что, увы, игра аудиторию не нашла, и пользовательские оценки это подтверждают. Но вы можете оценить её сами и составить собственное мнение — игра доступна по подписке Xbox Game Pass со дня релиза.
Что в итоге
Весь этот месяц я играл в новые, но довольно странные и устаревшие игры, о которых мало кто говорит. Какие-то из них действительно меня удивили, и подарили несколько дней ностальгических эмоций. Такие игры действительно нужны, хоть они и не принесут издателям много прибыли или тысячи новых фанатов.
Но тут скрывается очень тонкая грань между полнейшей халтурой и неплохой попыткой переосмыслить старые жанры и механики, попытавшись привнести в них что-то более новое и современное. Ожидаемый многими The Callisto Protocol должен был доказать геймерам и издателям, что классические одиночные игры всё ещё могут создавать ажиотаж и приносить прибыль…. Но об этой игре мы поговорим уже совсем скоро в отдельном материале. Stay tuned!