Феномен soulslike-игр не даёт покоя геймерам и разработчикам вот уже пятнадцать лет, со времён выхода Demon’s Souls в 2009 году. За это время формула успеха слегка видоизменилась, но суть осталась прежней — уклоняйся и страдай. В этом году мы уже успели опробовать несколько подобных проектов (Lies of P, Remnant 2, Steelrising), но ни один из них не смог стать однозначным хитом, сравнимым с оригинальной серией Dark Souls или Elden Ring.
Польский издатель CI Games уже пытался покорить этот жанр в 2014 с одноимённой игрой, и получился довольно неплохой, но проходной souls-клон. Спустя почти десять лет издатель делает вторую, более амбициозную попытку. И вот мы видим Lords of the Fallen (2023), которая уже успела обвалить акции компании и собрать кучу неоднозначных отзывов. Что же это за игра на самом деле, и получилось ли у создателей сделать хоть что-то интересное?
С первого экрана игра даже не пытается как-то выделиться и удивить вас, встречая окном выбора класса и редактором персонажа. И даже тут всё предельно стандартно: рыцарь, маг, следопыт и производные от них. Всего заявлено 13 классов и один секретный.
Проснувшись в каких-то руинах, вы почувствуете очень отзывчивое управление и удивительную лёгкость персонажа. Такой подход позволяет ловко отпрыгивать и перекатываться, не исключая возможности блока и удачной контратаки. Каждый удар снижает выносливость противника, а успешная контратака к концу шкалы приводит к фатальному удару с большим уроном. В целом, боевая система вызывает приятные ощущения, и ругать её точно не хочется. Получилось вариативно и удобно.
На первые положительные впечатления влияет и движок Unreal Engine 5, который на PlayStation 5 выдает удивительно красивую картинку в режиме «Качества», а визуал локаций только усиливает погружение в мрачный мир демонов и крестоносцев.
В игре даже есть внятное подобие сюжета про тысячелетнее противостояние с демонами. В роли Тёмного крестоносца вы будете уничтожать сотни противников и десятки боссов, чтобы помешать воскрешению демонического бога Адыра. Завязка выглядит эпично и многообещающе, но внутри игры такого накала ждать не стоит. На локациях изредка попадаются персонажи, большинство из которых находится в мирной зоне, где можно заняться улучшением героя и узнать много нового об окружающем мире.
В первые часов пять игры создаётся чувство, что это один из лучших soulslike-клонов. Игра разнообразная, динамичная и интересная. Чего только стоит система с двумя мирами, где после смерти вы остаётесь на этой же локации, но она меняется до неузнаваемости и становится сложнее. В таком случае нужно найти специальный тотем и выбраться обратно, ну или погибнуть окончательно, чтобы потом снова начать с ближайшего «костра».
В загробный мир можно и заглядывать, не переходя в него. Достаточно достать специальный фонарь, который проявляет перед собой иное пространство. На этой механике завязаны не только надоедливые головоломки, но и часть боевой системы.
Поначалу такая вариативность работает, но ближе к десятому часу разработчики решают повышать сложность не интересными противниками и механиками, а количеством базовых болванчиков. Начиная с третьей локации вас встречают десятки врагов, с которыми сложно сражаться честно. Приходится вечно наносить пару ударов и делать шаг назад, а в мире мёртвых это количество умножайте на два. Теперь вам уж точно не захочется умирать, чтобы не видеть толп бесконечно появляющихся врагов.
И если первые часы радуют как пейзажами, так и сбалансированным количеством разных врагов, то спустя несколько локаций вы попадаете в бесконечные пещеры, шахты и, как неожиданно, ядовитые болота! Причём населены они почти одинаковым набором стандартных врагов, хоть в каждой есть и парочка уникальных.
Отдельного упоминания заслуживает и грустное построение локаций, которые представляют собой линейные коридоры, где изредка попадаются закрытые двери. И вот, найдя заветный ключ, за дверью вы зачастую увидите короткий путь в уже пройденное место. Это почти бесполезная вещь, ведь в старые локации есть смысл возвращаться лишь ради побочных миссий. Но они настолько примитивны, и выполнены в стиле «подай-принеси», что вы вряд ли захотите это делать. Получается, что разветвлённым миром тут и не пахнет, а вы просто зачищаете коридоры, где довольно часто можно встретить добычу или закоулок с сундуком.
Ну а чтобы не было так скучно, разработчики решили добавить большое количество прыжковых секций и платформинга. Там, где это абсолютно не нужно, а механика игры никак для этого не адаптирована. Герой прыгает очень недалеко, но вас периодически заставляют быть в роли Марио, и прыгать по подвесным платформам или бегать по узким досточкам. И всё это с кучей стрелков вокруг. Радости от этого не прибавляется, а о достойной награде никто и не подумал.
Во время изучения локаций вы частенько будете подбирать не только мелкие расходники разного толка, но и снаряжение или оружие. Оно получилось довольно сбалансированным — есть смысл всегда брать что-то новое и пробовать разные варианты: щит и меч, копьё, две булавы и прочее. Практически всё оно эффективно и полезно. Только вот всё нажитое придётся таскать на себе, так как в игре нет даже элементарного сундука в мирной зоне. В какой-то момент инвентарь заполняется, и приходится продавать безделушки торговцу, чтобы не выкидывать предметы зря.
Местные боссы выглядят интересно и внушительно, но далеко не все из них представляют хоть какой-то интерес, если вы играли хоть в парочку подобных игр. Часто это человекоподобные существа, у которых есть всего две фазы. Пару таких удавалось победить со второй попытки, угадывая их следующие действия. Да, некоторые выглядят интересно и внушительно, но алгоритм сражения с ними повторяет все soulslike последних лет.
Однако по итогу складывается чувство, что это один из самых доступных представителей жанра за последнее время. И если это сделано осознанно, то разработчиков можно похвалить за хороший порог вхождения. Но спустя десяток часов готовьтесь к настоящей проверке способностей — и это хорошая новость для тех, кому покажется, что игра слишком лёгкая. Более поздние локации кишат противниками, и такого количества я не припомню ни в одной аналогичной игре. Решение спорное, но кому-то может понравиться такая массовость и смена тактик.
Ну а если всё это окажется слишком сложным, то на точке сохранения можно позвать на помощь своего друга по сети или подключиться к случайному игроку. Если звать особо некого, то около некоторых боссов есть место для вызова бота, который немного поможет в сражении.
Но даже сетевые элементы омрачаются техническими проблемами, которые сводят на нет многие аспекты игры. На ПК и Xbox ситуация практически катастрофическая, и разработчики выпускают не только патчи, но и советы по исправлению проблем. От игры на Xbox даже советуют воздержаться до выхода первого большого патча. Частота кадров нестабильна, а игра периодически вылетает в самых неудобных местах, что неприемлемо для такого жанра.
На PlayStation 5 ситуация куда лучше, но без проблем не обходится. И если режим «Производительность» показывает средненькую картинку и нестабильные 60 FPS, то режим «Качества» полностью устраивает насыщенной картинкой с 4K-разрешением и стабильными 30 FPS.
Lords of the Fallen точно нельзя назвать однозначным провалом. В игре есть уникальные механики, а привычные элементы выполнены на добротном уровне. Дизайн локаций и персонажей увлекает своей таинственностью и красотой. Но к огромному сожалению, вся эта сказка рушится об ужасное техническое состояние и ленивое повышение сложности, когда к середине игры вас просто закидывают толпами однотипных врагов.
Даже необычная система миров к десятому часу начинает раздражать вас однообразием, не давая возможности обойтись без неё. Это неплохая игра, которая явно не заслужила такой жёсткой критики и низкой оценки от тех, кто даже в неё не играл. Если вам не безразличен жанр, то после нескольких патчей можно смело начинать приключение. Кто всегда обходит такие проекты стороной, могут сделать тоже самое и дать игре шанс, потому что простые первые часы и вариативность подготовят вас к большим сложностям.