За неделю с момента выхода новая игра серии Diablo, которую фанаты ждали более 10 лет, заработала 666 млн долларов, а игроки провели в ней более 276 млн часов, что превышает 30 000 лет. Мы тоже не остались в стороне, и провели эту неделю в Санктуарии.
Ранее мы уже знакомились с игрой по бета-версии, но насколько хорошей или плохой получилась она по итогу? С какими проблемами мы столкнулись, и с какими из них можете столкнуться вы? Стоит ли начинать, если никогда не играли в Diablo? На все вопросы отвечаем ниже. Три разных мнения, три разных опыта.
Евгений Хижняков
Играл во все части серии, кроме первой
Серия Diablo имеет среди игроков особый статус. Более двадцати пяти лет назад Blizzard нащупала простую, но очень затягивающую формулу. Разработчики решили придать больше динамики стандартным RPG-механикам, позволив игрокам рубить нечисть со скоростью тысяча штук в час.
Десятки лет эта формула не устаревала, а только становилась лучше и лучше. Но индустрия вокруг постоянно менялась, а издатель начал беспокоиться не только о чувствах фанатов, но и о кошельках. Во времена популярности игр-сервисов и мобильных версий, над формулой Diablo снова немного поработали. В ходе этих экспериментов мы сначала увидели неоднозначную Diablo Immortal, а теперь и Diablo IV.
Это всё ещё настоящая экшен-RPG в мрачном готическом стиле. Каждая локация или задание пропитаны безнадёгой и жестокостью, без намёка на просветление, но обилие сетевых взаимодействий немного нарушает самобытность всего этого.
Пройдя жуткий получасовой пролог, вы окажетесь в первом большом городе, где вокруг вас бегает десяток других игроков, а поблизости постоянно происходят сетевые события. В такой момент игра больше напоминает MMO, а не классическую одиночную историю о противостоянии ангелов и демонов. Но не спешите с выводами.
Со временем к этому привыкаешь. К тому же, во время сюжетных заданий вы всё ещё одиноки, если сами не пригласили друзей в команду. Кампания довольно продолжительна, в ней полно красивых постановочных сцен и роликов в лучших традициях Blizzard. Беда только в том, что всё это слишком уж растянуто по времени, а вас постоянно будут гонять из угла в угол действительно большой карты.
Это создает ситуации, когда во время похода к новому сюжетному заданию вы настолько увлекаетесь подземельями, побочными и случайными событиями, что забываете куда и зачем шли. Для удобства есть точки быстрого перемещения, а к концу прохождения вам выдадут лошадь (почему так поздно?), но даже это не спасает от монотонного хождения туда-сюда и постоянного отвлечения от цели.
Ещё одно серьёзное нововведение заключается в том, что окружающий мир автоматически подстраивается под ваш уровень. Это лишает вас встречи с очень сильными или слишком слабыми противниками, что в прошлых частях давало эффект неожиданности и опасности. Теперь куда бы вы ни пошли, везде встретите одинаковый отпор. Из-за этого изучение открытого мира происходит «на автомате», и вы даже не задумываетесь о том, что в очередном подземелье вас могут внезапно умертвить какие-то скелеты или собаки, как это было раньше.
Ветки прокачки выполнены довольно просто, вы не запутаетесь в выборе навыков. Доступно всего шесть слотов для активных умений, и ближе к 40-му уровню вам придётся четко понимать, какие умения действительно полезны, и почему их не стоит менять на новые. Вы всегда можете частично или полностью сбросить древо умений, но ближе к концу прохождения цена за это будет вырастать до такого уровня, что вы отдадите почти всё свое золото, которое копили десятки часов реального времени.
Несмотря на это, за время прохождения сюжета вы точно попробуете несколько сборок, и поймёте, насколько это меняет стиль игры. Даже в рамках одного класса многое меняет комбинация умений. Так что если чувствуете бесполезность какого-то умения — смело меняйте.
Ещё одной важной частью прокачки являются аспекты легендарных предметов. Самые ценные предметы тут имеют серьёзные пассивные способности, которые можно извлечь и вставить в любой другой предмет. Такие аспекты иногда даже более полезны, чем некоторые активные навыки. Не забывайте проверять эти навыки перед тем, как разберёте очередную партию мусора в инвентаре.
А вот мусора в игре действительно много. После каждого задания ваш инвентарь будет полон всякого ненужного барахла, но всегда найдётся один-два предмета с более хорошими характеристиками, чем надетые на вас. Сбор лута тут всё так же увлекателен, но во время прохождения сюжета главную роль играет сила предмета. Побочные характеристики и билдостроение можно припасти на сетевые активности и подземелья.
Для кого-то Diablo только начинается после прохождения кампании, и для этих людей Blizzard точно припасла ещё немало сюрпризов. Обещанные сезоны и Battle Pass в игре будут доступны лишь во второй половине июля, так что разработчики дали всем время спокойно сконцентрироваться на сюжете, не отвлекаясь на сервисную часть.
Зато внутриигровой магазин скинов за реальные деньги открыт ещё с раннего доступа по предзаказу, и цены в нём очень кусачие. Например, скин красивого сета брони в пересчёте с местной валюты на рубли будет стоить около двух тысяч. И не сказать, что скины эти как-то серьёзно отличаются от того, что есть в игре.
Во время прохождения вы найдёте столько классной брони, что магазин вас даже не заинтересует. Вы всегда можете зайти в игровой гардероб и придать любой шмотке любой понравившийся вид из тех, что вы уже нашли ранее.
Я ещё не приступал к пост-сюжетному контенту и PVP-сражениям. Решил припасти всё это к старту первого сезона, и уже тогда оценить Diablo IV как полноценный MMO-сервис. Отмечу, что контент 1-го сезона будет доступен только тем, кто прошёл кампанию, однако проходить её на каждом персонаже не нужно — достаточно одного прохождения для пропуска кампании в дальнейшем.
Сейчас сетевые активности почти никак не влияют на восприятие, и все фанаты серии не должны об этом переживать. Новичкам будет очень легко вникнуть во все аспекты, так как первые часы доступно объясняют не только основы сюжета, но и геймплейное устройство каждой механики.
На момент релиза у Blizzard получилось усидеть на всех стульях, а именно исполнить желания большинства игроков, не оставив в стороне и свой коммерческий интерес. Diablo IV прекрасно подходит как новичкам, так и ветеранам серии, а монетизация пока что стоит в стороне, как и большинство сервисных активностей, которые не перетягивают внимание на себя.
Но это всё релевантно до момента, когда онлайн-функциональность запустится на всю мощность в следующем месяце. А пока — проходим сюжет с друзьями и неспешно наслаждаемся готическим эпосом в лучших традициях серии.
Софья Чикашева
Большая поклонница второй части, не фанатка третьей
Diablo — одна из самых знаменитых серий игр, а вторая часть для меня уже много лет остаётся самой любимой. Учитывая некоторые спорные моменты в третьей части и мобильной Immortal, перспективы очередного продолжения интриговали и пугали одновременно.
Поиграв в игру несколько десятков часов и почти пройдя первые два акта я могу сказать, что Diablo IV — самодостаточная игра, для прохождения которой не потребуется изучать все предыдущие игры, но при этом она не нарушает логику и традиции прошлых частей.
В каждой детали игры разработчики постарались поработать над ошибками и вернуться к тому, чего на самом деле хотели фанаты. Мы, наконец, спустя столько лет, получили снова мрачный, холодный и пугающий мир, в котором столько боли и несправедливости. Совсем отказаться от визуальных эффектов в духе WoW не смогли, но в целом Санктуарий стал больше похож на себя из первой или второй части и Diablo II Resurrected.
Реки крови, разбросанные трупы, разрушенные деревни и страдающее люди — каждый уголок мира кричит о том, что в мир пришло большое зло. Часть сцен и деталей могут показаться слишком жестокими, но лично я рада, что в итоге мы получили визуальную атмосферу, близкую ко второй игре серии.
В каждой из частей мы узнавали всё больше мест Санктуария. Если в первой части действие происходило только в Тристраме, который, кстати, появляется во всех играх, то во второй и третьей частях с каждым актом место действия менялось. Похожая ситуация и в четвёртой части, но теперь перемещаться между локациями можно в любом порядке, переходя из болот Скосглена в пыльные пустыни Кеджистана.
Открывать локации можно в любом порядке, а перемещаться между ними на лошадях, которые игрокам обещали ещё в третьей части, или через систему телепортов, которые сначала нужно найти. Мир игры действительно огромен — за более, чем 20 часов игры, мне удалось изучить лишь малую часть карты.
Онлайн составляющая всегда была важной частью серии, ведь даже знаменитый Battle.net был выпущен одновременно с первой частью игры, и на тот момент был одним из самых удобных способов игры с друзьями. Не стоит и забывать, что Blizzard тесно связана с онлайн-играми. Поэтому не удивительно, что в четвёртой части мы больше взаимодействуем с другими игроками.
Меня, как человека, который любит проходить всё в одиночку, а также не любит PvP, это скорее пугало, но всё оказалось не так страшно. Все основные события и подземелья, как и раньше можно проходить в соло. Иногда пересекаешься с другими игроками в моменты зачистки местности или при выполнении различных ивентов, но это вносит приятное разнообразие в одиночном путешествии.
В Diablo IV простой и понятный геймплей, а большая часть сражений буквально завязана на кнопки мыши или пару кнопок контроллера. При этом её нельзя назвать слишком простой и примитивной. Игра способна преподнести неприятные сюрпризы, вроде нескольких элитных боссов одновременно.
Поэтому приходится думать о снаряжении, сохранять запасы зелий здоровья и тщательно продумывать путь развития персонажа. Также не стоит забывать и про систему крафта, выбор правильного аспекта для своего стиля игры и других возможных улучшений. Создать идеальную машину для изгнания зла обратно в Ад — интересная и порой сложная задача.
К сожалению, игру есть за что поругать. Несмотря на несколько открытых бета-тестов, в игре сохранилось приличное количество багов. Начиная с очередей на вход в игру, заканчивая притормаживаем отображения информации, ну и вылетами, которые особенно неприятны в моменты прохождения подземелий. Возможно, причина в том, что игра, по заверениям компании стала самой быстропродаваемой, и Blizzard просто не расчитала свои силы. В любом случае, я думаю, что в обозримом будущем неприятные моменты поправят.
Но уже сейчас мы увидели огромный, интересный мир, в котором есть множество возможностей для развития персонажей и контента на несколько сотен игровых часов. И это ещё без запуска сезонов, которые принесут ещё больше поводов возвращаться в игру. К счастью, опасения по поводу платного доступа частично развеялись — получить в сезонах можно будет только косметические улучшения персонажа.
Максим Курмаев
Пройдены все игры серии, включая Immortal, поклонник второй и третьей части
Должен же кто-то ругать игру? Я буду ругать.
«Веселье» началось со старта раннего доступа к игре по предзаказу, который оказался по факту ещё одним бета-тестом, правда за деньги покупателей. Отсутствие локального кооператива, нерабочие «двойки» из-за проблем с лицензиями, благодаря которым поиграть за 4 дня до мирового релиза можно было только на том аккаунте, на котором игра была куплена…
Очереди, вылеты, лаги и проблемы с коннектом. Невозможность нормально поиграть в дневное время на выходных из-за сильных сетевых задержек. Обещанных бустеров сезонного пропуска и бонусов за предзаказ тоже обнаружено не было — а всё потому, что первый сезон начнётся только в июле. Совсем не такой опыт я планировал получить, предзаказывая Ultimate-версию игры за 100 баксов.
Но случился релиз — и часть проблем ушла. Остались, по сути, только сетевые баги и вылеты, которые случаются пока ещё достаточно часто. Огромных очередей на вход за неделю игры я так и не встретил. Мне удалось пройти первый и второй акт, немного побегать по подземельям и выполнить штук 10 побочных заданий разной степени сложности. К слову о сложности: даже если вы новичок серии, советую в самом начале выставить второй уровень мира — «Ветеран». Так и опыта вы получать будете больше, и игра не будет ощущаться слишком лёгкой.
Изменилось ли что-то после самой первой бета-версии? С одной стороны — да, с другой — не слишком. Технически игра выполнена практически безупречно, все проблемы — исключительно сетевые. Баланс сложности сильно перекроили, и теперь на «Ветеране» ты не так часто отлетаешь от рандомного усиленного демона посреди сюжетного задания. Однако подземелья и крепости как были рассчитаны на 2-3 игроков, так и рассчитаны. Если подземелье вы ещё можете пройти в одиночку, как следует подкачавшись и собрав нормальный билд, то в крепость одному лучше даже не соваться.
Но некоторые спорные моменты остались без изменений. Игра всё так же щедро заваливает тебя лутом разной степени редкости, но большая часть шмоток — откровенный хлам. Сетов брони, дающих дополнительные бонусы к статам, в игре на данный момент нет, и неясно, появятся ли они позднее. Некоторые легендарные шмотки сделаны как будто просто для количества и не дают каких-то ощутимых бонусов, а лут, падающий с мини-боссов и финальных боссов актов, может быть даже хуже, чем лут из подземелий, открытых мероприятий и подвалов.
Игра временами просто кричит о том, что в неё лучше играть по сети с друзьями, что может несколько расстроить игроков, предпочитающих прохождение в соло. Постоянная привязка к онлайну тут становится ещё одной проблемой, особенно когда тебя выкидывает посреди сюжетной миссии или в конце подземелья.
К тому же игра словно специально игнорирует многие удачные наработки из Diablo III, начиная от более удобного для консолей интерфейса, заканчивая возможностью повторно прочитать все сюжетные дневники и переслушать аудиозаметки. В Diablo IV ничего такого нет. Запомнить, кто есть кто, и как один персонаж может быть связан с другим, бывает ой как непросто. Лороведам Diablo будет чем заняться, в общем.
Также отмечу неравномерность сюжетных актов: первый акт ощущается в пару-тройку раз длиннее, чем второй, а внушительные расстояния между точками ключевых заданий и обилие побочек между ними только усиливают ощущение специальной растянутости. Механики переключения между актами, как раньше, в игре нет, и после прохождения одного из них вы не отправляетесь на корабле в другой город.
Вместо этого — одна гигантская, местами очень однообразная локация, включающая несколько городов и поселений (даже одно из Diablo III), которую можно исследовать на лошади, но только начиная с четвёртого акта. До этого момента — ходи пешком.
Если на вас давят подобные игры с открытым миром, и вы не чувствуете облегчения от завершения какой-то цепочки квестов, то Diablo IV вам просто противопоказана. Здесь побочки как будто не заканчиваются вообще: за одним заданием всегда идёт другое, у каждого жителя есть к вам какое-то поручение, а цепочки квестов на 3-4 этапа — в порядке вещей.
Несмотря на все минусы и очевидные недоработки, а также нежелание студии повторять даже удачные решения из Diablo III, игра ощущается такой же увлекательной, интересной и залипательной, как и раньше. Ещё одно задание, ещё одно подземелье, вот тут немного пройдусь — и спать. Думаю, вам знакомо это ощущение.
Скорее всего, я, как и раньше, пройду игру всеми классами на разных уровнях сложности. Сейчас я играю за некроманта, но уже пробовал немного побегать разбойником, а в бета-версии качал волшебника. Классы очень сильно отличаются друг от друга, поэтому попробовать их все я советую каждому, кто только начинает знакомиться с серией. Хотя бы пощупайте пролог и пару заданий в первом городе.
Но сможет ли меня увлечь сетевая часть, вынуждающая постоянно где-то искать напарников — вопрос. В Diablo Immortal игра сама подкидывала тебе ближайших напарников по нажатию одной кнопки, так что собрать «пачку» в рейд или в подземелье было максимально легко и просто. Неясно и как проявят себя сезонные активности, и насколько привлекательным будет боевой пропуск, содержимое которого пока держится в тайне. Обещают только косметику, но кто знает, что там будет на самом деле.
Скорее всего, мы ещё вернёмся к игре спустя пару месяцев, как только она покажет себя во всей красе, дополним этот обзор или напишем отдельный материал, отражающий наши впечатления после полного прохождения сюжета и первого сезона. Так что оставайтесь с нами и делитесь своими впечатлениями в комментариях: как вам игра, за какой класс играете, планируете ли играть по сети и выбивать сезонные награды? С радостью почитаем!