Мемы пытаются нас убить

Современные мемы превратились в нечто большее, чем просто смешные картинки, песни или видео. Они порождают целые флешмобы и челленджи, чаще всего бессмысленные, а временами даже опасные.

Как далеко могут зайти мемы и чем они могут нам навредить? Об этом задумался культуролог Мэтт Кляйн, ну а мы перевели его статью.


Онлайн- и офлайн-культура проникли друг в друга. Всё, что происходит в сетях, теперь выплескивается в нашу жизнь — и происходит это чаще, чем когда-либо. Одним из наиболее очевидных примеров такого сближения являются мемы.

Никогда раньше мы не видели, чтобы онлайн-тренды проявлялись физически и набирали силу на таких смехотворных скоростях. Но в то время, как все перетекающие тенденции могли быть отброшены как не особо нужные причуды, мемы всегда иллюстрировали культуру и её коллективные ценности.

Сегодня они показывают относительную степень соответствия нашего мира и творчества, стоит лишь заглянуть поглубже. 

Быстрая и медленная «мемефикация»

Всегда были смешные мемы. Обычно мы просто смотрели, смеялись и проматывали их, как, например, было с Dancing Baby, теперь мы в них и участвуем. Это было особенно заметно с Bottle Cap Challenge, где люди сбивали крышку от бутылки ногой. Сегодня большинство интернет-феноменов ведут себя как чёрные дыры — активные, плотные и непредсказуемые явления природы, засасывающие всё и вся вокруг себя.

«Первобытные» интернет мемы, такие как Bert is Evil, Peanut Butter Jelly Time, Badgers, Charlie the Unicorn, Numa Numa и Star Wars Kid, которые сегодня проникли во все социальные сети, начинали как странные отростки культуры, но уже сейчас они являются своеобразным памятником раннего смешного контента. Эти добрые шутки аккуратно объединили виртуальную сеть и людей. Они медленно путешествовали по электронной почте или доскам объявлений, а их существование было хрупким и детским.

Если Dancing Baby и Peanut Butter Jelly Time были своеобразными мемами-младенцами, то сейчас мы переживаем их бунтарский подростковый возраст. За последнее десятилетие наши мемы повзрослели. Теперь мы громко обсуждаем их и участвуем в играх с физическим миром и людьми вокруг нас.

Людей всё реже привлекают своего рода статичные изображения. Возьмем, к примеру, Kony 2012, Ice Bucket Challenge, Diet Coke and Mentos, и Water Bottle Flipping — все они набрали популярность лишь за счёт того, что в них могли участвовать пользователи.

Процесс эволюции мемов

Благодаря таким платформам как Facebook, Instagram, Twitter, Vine (RIP) и сейчас TikTok, процесс съёмки, производства и обмена мемами ещё никогда не был таким простым. Все эти площадки сделали взаимодействие с мемами практически неизбежным.

Распространение или демократизация устройств, которые позволяют всем записывать и загружать видео или фото мгновенно, также расширили охват и скорость передачи мемов. Другими словами, у нас есть технологии и сети, чтобы завирусить мемы быстрее, чем когда-либо.

Таким образом, мемы, в процессе своей эволюции, приглашают юзеров к индивидуальному участию, тем самым, проводя массовую социализацию. Planking, Dabbing, Harlem Shaking, Nae Naeing, Running Manning, Ball Pit Jumping, Gallon Smashing, Pokémon Go Catching, Hot Pepper Eating, Kylie Jenner Lip Suctioning и Mannequinning — все эти инфоповоды лишь очередная возможность задокументировать и внести в историю мемов самого себя, проверяя своё собственное существование за очень большим или даже бесконечном школьном обеденном столе. 

Когда мы размещаем у себя на страничке что-то, что прямо или косвенно приглашает других принять в этом участие, то мы в буквальном смысле заставляем популярность этого поста расти. Когда другой пользователь решает всё-таки записать видео, то он привлекает или примагничивает ещё больше людей. Сегодня мы называем этот феномен «вызовами», что подразумевает практически насильное участие.

И когда мы ставим перед собой выбор — участвовать или сопротивляться тенденции, то как существа, обученные присоединиться к стае, чтобы выжить, мы, в конечном итоге, снимаем себя на видео, бросая презерватив с водой со своего балкона на прохожего.

Тёмная сторона соответствия 

Однако при сбрасывании презерватива с водой на чью-то голову, можно незаметно приблизиться к линии абсурда. Хотя, возможно, не все принимают участие в интернет-мемах. Мы укрепляем связи с соучастниками трендов, формируем чувство собственного достоинства и развлекаем друг друга, но то, что мы обмениваем на просмотры, является чем-то гораздо более отрезвляющим: автономия.

Мы ни в коем случае не должны переставать веселиться, но мы должны, по крайней мере, включать здравый смысл. Почему сомнительная выгода от съёмок самого себя, кусающего несъедобный острый перец, перевешивает гордость за то, что ты этого не делаешь? И хотя участие в подобном может быть преувеличено, результаты поиска на YouTube показывают обратное.

В 1951 году Йельский психолог Соломон Аш лихо продемонстрировал силу конформизма, когда его участники исследования сознательно отвечали на вопросы неправильно только для того, чтобы соответствовать группе. Хотя не всегда такое стадное поведение ставит под сомнение глубоко укоренившиеся ценности, однако очень многие люди действительно быстро присоединяются к «стаду». При этом независимо от того, насколько иррациональным ставится вопрос, всё ещё есть те, кто охотно в этом участвует. 

Давление со стороны сверстников опасно, особенно, когда оно существует в небольшой, закрытой группе, но когда оно включает в себя более крупные сети, где сидят миллиарды людей, оно потенциально может быть смертельным.

Порождение смертоносных мемов

Такие мемы, как: удушающая игра, проглатывание корицы, пранки про заминирование бомбы привели к реальным смертям. Однако эти смерти не искоренили ужасные тренды. Напротив, с годами они только усилились, особенно в последнее время. 

За прошедшие пару лет мемы, вроде тех, где нужно съесть капсулу жидкого стирального порошка, руфтопинг, Condom Snorting, Kiki Challenge (где люди выходили из своих машин и танцевали), или Bird Box Challenge (суть которого проехать за рулем с завязанными глазами),  Eye BleachingFan Grabbing и Vacuum Challenge (где нужно поместить самого себя в герметичный мусорный пакет) привлекали на себя внимание не только пользователей или журналистов, но и полиции.

Эти проблемы не только способствовали потенциально фатальному исходу, но и дали понять, что эти бессмысленные интернет-мемы теперь являются частью основной культуры. Подобные мемы теперь настолько распространены и жестоки, что YouTube сделал запрет на публикацию видео, содержащих опасные вызовы.

В начале 2019 года Momo Challenge, который якобы заставлял подростков убивать самих себя, облетел все заголовки. Идея о том, что интернет-вызов направляет подростков на самоубийство, вызвала глобальную истерию. То, что сам мем был фальшивым, казалось, не имело значения, потому что всё это было просто немыслимым.

Срочно нажмите на паузу

Хоть некоторые эти мемы завирусились лишь из-за массовой истерии, а не из-за количества участников, это не отменяет того, что такие тренды всё ещё остаются в сети и могут кого-то заставить их исполнить. Особенно впечатлительных подростков. 

Поскольку участие в флешмобах и челенджах не запрещено, мы должны научиться сами распознавать, в каких из них можно участвовать, каких стоит опасаться, а за какие мемы нужно вообще засудить создателей, чтобы спасти человеческие жизни. Мы наблюдаем давление со стороны сверстников, если не принимаем вызов, а наша жажда показаться крутым, зачастую, затмевает разум. 

Если мы — это то, чем мы делимся, то мы должны срочно определить кем мы становимся.

Будет ли участие в этих мемах вести нас вниз по кроличьей норе к антиутопическому групповому мышлению? Скорее всего, нет. Но когда мы нажимаем кнопку записи, мы бездумно отдаём себя заклинанию онлайн-социального соответствия. Учитывая нынешнюю восприимчивость, мы должны готовиться к тому, что может стать завтрашним вызовом.

Когда мы сознательно ставим себя в неловкое положение или ведём себя иррационально по отношению к окружающим, мы должны подвергать сомнению сам факт того, что мы становимся более активны, если за этим наблюдают все.

Участие в мемах очень продуктивная вещь, ведь они призывают к выбору, агрессии или протесту. Но чёрная дыра подчинения мемов также существует в экстремальных, жестоких и даже маниакальных случаях.

Как далеко мы готовы пойти, чтобы соответствовать окружающим? Насколько абсурдными или радикальными могут стать интернет-мемы? И есть ли у нас средства, чтобы противостоять желанию быть втянутым в следующий вызов ради того, чтобы статью частью чего-то?

Я очень на это надеюсь.

Мнение Big Geek

Интернет-мемы действительно захватили и заполонили все социальные сети — каждый день появляются новые фотографии и видео. И нельзя отрицать того, что они оказывают сильное влияние на нашу культуру и общество в целом. 

Нет ничего плохого в картинке с котиками, однако кто-то готов ради хайпа спрыгнуть с крыши, позвонить и сообщить о заминированном здании, что просто жутко и страшно! И зачастую это просто перечёркивает все те положительные эмоции, которые дарят смешные мемы. 

Сможет ли победить здравый рассудок или нет? Покажет только время.

Похожие материалы