Каким образом TikTok меняет мир

Нет, наверное, ни одного человека в современном мире, который бы не знал, что такое TikTok. 2019-ый год можно смело назвать годом господства TikTok по всему интернету и за его пределами.

Почему так вышло? Мы перевели статью Блэра Чапмана и готовы рассказать об этом!


Заявляю: TikTok — эпицентр поп-культуры. Многие до сих пор считают, что быть зарегистрированным в TikTok — не круто, но уже слишком поздно говорить что-либо по этому поводу. Молодёжь выбрала этот формат, и контента становится больше с каждым днём.

Нравится вам это или нет, но мы находимся в эпохе TikTok.

В доказательство этого необычного утверждения я приведу несколько аспектов поп-культуры, на которые TikTok повлиял в прошлом году, и предложу несколько прогнозов на будущее.

Музыка

Вирусная музыка и TikTok — это союз, созданный на небесах.

Популярная музыка и звуковые фрагменты с визуальными эффектами вызывают большой отклик. Это даёт тиктокерам возможность воплощать различные идеи и привязывать себя к любимым песням или мемам, поднимая культуру участия на новые высоты.

Кроме того, это приложение отлично отражает одну из главных целей поколения Z: желание быть увиденным на собственных условиях. TikTok — это следующая эволюция в постоянном селф-брендинге поколения. Наблюдение и создание мета-повествования, позволяющего им не только чувствовать атмосферу, но и создавать её.

От «Old Town Road» до «Roxanne» — TikTok оставил свои следы во всей музыке 2019 года. Так как рекордный хит Lil Nas X (19 недель на вершине чартов) является самым большим примером этого феномена, мы начнем с него.

Кто бы мог подумать, что запоминающиеся мелодия и различные жанры в одной песне разожгут такое пламя в мире музыки? Ну, наверное, Lil Nas X. Благодаря созданию мемов и умному жанровому маркетингу, песня нашла алгоритмическую золотую жилу. В результате мы увидели нового артиста, который полностью воплощает поколение Z. 

Как и большинство артистов, Lil Nas X, вероятно, знал, что его песня взорвёт все чарты. Он был достаточно известен в интернете и до появления хита, что лишний раз доказывает, что новое поколение влиятельных людей — это платформенный флюид, который чётко осознаёт изменения в мире мемов.

Поп-культура формируется членами поколения Z, такими как Lil Nas X, а их нынешним наркотиком является TikTok.

«Old Town Road» стала вирусной благодаря так называемым Yee-boy/Yee-girl на TikTok. Они запускали пятнадцатисекундный отрывок из песни, и из обычных подростков, живущих в спальнях, превращались в ковбойские карикатуры.

Но это только верхушка айсберга вирусных тенденций TikTok, связанных с песнями. Каждому артисту, перечисленному ниже, можно приписать определенную степень славы на TikTok: 

TOKYO’S REVENGE, Baby Keem, Flo Milli, Don Toliver, Mak Sauce, Blanco Brown, Ashnikko, 24kgoldn, Suecothechild, bbno$, Lizzo, mxmtoon, Yung Gravy, y2k, Lil Boom, Jasiah, DBangz, Yori, Khalil?, Loki, BigKlit, Jack Stauber, Absofacto, Doja Cat, Zack Fox, 10k.cash, Stunna и многие другие

Этим я пытаюсь сказать, что TikTok неразрывно связан с популярной музыкой. Мы дошли до точки, где авторы специально создают песни, чтобы они стали трендом в TikTok. Растущая популяризация отсылок в песнях, таких как Woah или Dr.Miami, усиленный бас, вызовы друг другу, а также абсурдные пародии — всё это примеры поведения музыкантов, которые хотят завируситься в TikTok.

Каждая из вышеупомянутых «особенностей песни» имеет тенденцию увеличивать вероятность появления мема или тренда вокруг песни. В результате музыканты начинают создавать музыку специально для авторов на TikTok. Послушайте, например, песню bbno$ и Yung Gravy со строкой:

«Чувак, я бы разозлился, если бы эта песня бомбанула на TikTok».

(прим.ред.: предыдущий сингл bbno$ — «Lalala» стал хитом именно благодаря TikTok)

Подобно тому, как несколько лет назад SoundCloud-рэперы заявляли о себе, склоняясь к жанру DIY-музыки, возникшему из этой же платформы, знаменитые TikTok-рэперы начинают делать то же самое.

SoundCloud рэп — мертв, скажите «привет» TikTok-рэпу или, может быть, мем-рэпу. 

Мода

Учитывая, что все аспекты популярной культуры (музыка, мода, телевидение, цифровые медиа и т. д.) неразрывно связаны между собой, я легко перейду к следующему важному примеру влияния TikTok — моде.

E-boy, yee-bois, soft-bois, VSCO girls… Каждый из этих жанров TikTok связан со сложной эстетикой, состоящей из цветовых схем, определённых звуковых фрагментов, типов юмора и, что наиболее важно, стилей одежды. Начнём с самых популярных — e-boys. 

Uwu Woo на сайте Urban Dictionary даёт следующее определение e-boys

«Это мальчики, у которых чёрные ногти, чёрная одежда, цепочки и шапочки, иногда пробор на волосах посередине и бледная кожа. Они носят футболки в полоску с длинным рукавом или клетчатые свитера и слушают музыку, о которой вы, вероятно, ещё не слышали, типа Lil Peep».

Эта эстетика явно заимствована из поп-панка середины 2000-х, гранжа, панк-рока и гардероба Билли Айлиш, но есть аспекты, которые делают её явлением, уникальным для платформы.

Цепочки, длинные висячие серьги, толстовки Thrasher и демонстрация «альтернативных брендов» (Hot Topic и Zumiez) — всё это визуальная идентичность e-boy.  В этом точно есть смысл, поскольку создатели TikTok несут ответственность за визуальную часть своего контента.

Тиктокер лишь обеспечивает синхронизацию губ и танца под уже популярный трек. Отсюда идёт создание визуальных ориентиров для целых групп подобных людей. Причем каждый из них может зайти настолько далеко, насколько готов рискнуть. 

Каждый из видов несёт свою эстетику и свои особенности в среде TikTok. Например, VSCO girl обязательно добавит себе на фон Hydro Flask (прим.ред: популярный бренд ярких металлических термобутылок), природные образы или экологически чистые продукты, чтобы продемонстрировать свою экологичность.

В то же время, e-boys фокусируются на цепях, пирсинге, серёжках и других металлических аксессуарах, чтобы они как можно ярче блестели. Кроме того, их можно оттягивать, прикусывать и подвешивать под ритм музыки. 

Есть даже огромные музыкальные дискографии для каждой из эстетик. E-boy слушает Lil Peep, XXXTentacion и Savagegasp, в то время, как softboy слушает Mac Demarco и акустические каверы. Несомненно, эти модные тенденции существовали до приложения, но TikTok предоставил место для их выращивания и развития.

Если в TikTok есть что-то, что нужно вам, как зрителю, то алгоритм это найдёт и покажет. 

Поколение Z уже воспринимает эти тенденции, хоть и неуловимо. Коридоры средних и старших классов скоро заполнятся джинсами с манжетами, волосами с ровным пробором и рюкзаками Fjallraven Kanken (прим. ред.: яркий пример VSCO-эстетики)

Известность

Летом 2019 года прошёл VidCon — конференция по видеоконтенту года, где мир цифрового медиа уже встретил новую волну создателей. Мы находимся в фазе интеграции TikTok. Ключевой вывод этого события заключался в том, что на конференцию собрались все знаменитые тиктокеры, и все они находились в центре внимания СМИ. Уже сейчас существует ряд авторов-подростков, которые целыми днями мелькают на экранах телефонов у таких же подростков.

Musical.ly (прим. ред.: сервис, с которым слился TikTok после покупки китайской компанией ByteDance) стал ракетным залпом. Сейчас мы живём в эпоху, когда молодёжь знает о Lil Huddy больше, чем о Джейке Поле.

Чтобы оставаться в рамках алгоритмов на своей собственной платформе, известные ютуберы, такие как Pewdiepie и Cody Ko, обращаются к мемам и тенденциям TikTok в своих видео, что ещё больше подтверждает роль приложения в качестве текущего культурного центра.

TikTok — это ещё один шаг в переосмыслении славы в медиапространстве. Каждый день новый подросток становится знаменитым в TikTok.

«Хайп» — своего рода мем, используемый для описания мимолётной благосклонности алгоритма TikTok и создателей всего сообщества. Последние известные тиктокеры, поднявшиеся на хайпе — это Шарли Д’Амелио и Алекс Френч

Ещё один признак смены власти — миграция старых медийных знаменитостей. Арнольд Шварценеггер, Хови Мандель, Уилл Смит и Кевин Харт — вот лишь некоторые из тех, кого вы можете увидеть, прокручивая приложение.

Мы дошли до того, что любой здравомыслящий смм-менеджер, должен сказать своему боссу: «Мы обязаны быть в TikTok». 

Если Twitter, Instagram, Facebook и YouTube — это места, где знаменитости оказываются под огнём хейтеров и троллей, TikTok является безопасной гаванью от шторма онлайн-преследований. С такими вариантами защиты, как блокировка дубликатов, мониторинг комментариев и отключение сохранений, появились определённые способы сдерживания большого количества троллинга, который может возникнуть на других социальных платформах.

Это сделало TikTok идеальным местом для выращивания защищённых брендов в интернете.

В то время, как некоторые создатели протестовали против волны контента от Хоуи Мандела, заполонившего страницу «Для вас» этим летом, большинство знаменитостей всё равно считает себя пазлом в мозайке мемов TikTok. 

Помимо знаменитостей, крупные бренды массово стеклись на платформу. Например, The NFL, Comedy Central, различные Late Night шоу и Chipotle. Все эти бренды пытаются делать максимально вирусные видео, и TikTok, похоже, готов приветствовать их с распростёртыми объятиями.

Так как СМИ всё ещё имеют весомое значение, крайне важно, чтобы TikTok тщательно обдумывал свои решения относительно авторов. С культурной точки зрения, на этой платформе происходит нечто действительно особенное, но исторические решения, касающиеся монетизации контента, часто нарушают то, что делает медиа великими.

Мемы

Честно говоря, я мог бы написать 50-страничное эссе о тонкостях мемов TikTok. Но чтобы уберечь вас от слишком долгого чтения, буду довольно абстрактным.

Мем-культура = интернет культура = популярная культура.

Не секрет, что в интернете полно мемов. Он настолько полон мемов, что я держу пари, что он почти полностью состоит из них. Нет необходимости углубляться в какие-либо теории меметики, но мем-культура является важным аспектом интернет-культуры. Она распространена в каждом онлайн-сообществе и лежит в основе всех цифровых коммуникаций. А TikTok является новейшим центром производства мемов.

Далее идёт популярная культура. 

Теперь, когда большинство этих средств (искусство, мода, телевидение, музыка и т. д.) были внедрены в онлайн и демократизированы, наступил момент перемен. Мы наблюдаем цифровой ренессанс, где роли создателя и потребителя размыты — каждый выполняет какую-то роль, либо и то, и другое сразу.

Самая важная идея заключается в том, что всё это было создано в интернете. При этом, мы видим связь между культурой мемов, интернет-культурой и поп-культурой. Границы становятся ещё более размытыми.

В современном обществе любой контент может стать мемом, так как мемы создаются в результате переизбытка уже существующего контента. Это похоже на парадокс Уробороса — змею, кусающую себя за хвост. 

Мемы рождаются из-за популярности цифровых носителей и контента, а популярность и избыток увеличивается за счёт большого количества мемов. 

Всё, что сделал TikTok — увеличил скорость распространения мемов. Получив видео-контент в сочетании с захватывающим аудио-контентом, мы сделали ещё один шаг к слиянию человека с машиной. 

В TikTok существует множество жанров, среди которых особенно популярен формат POV, где тиктокеры записывают что-то вроде дуэтов или взаимодействуют между собой. 

Кроме того, как говорилось ранее, популярность музыки сейчас зависит от её становления успешным мем. У этого жарна ещё нет названия, но я предлагаю «Meme Rap» или «TikTok Rap».

В конце концов, TikTok растёт, и будет расти ещё больше. Если бы 2019 год мог вынести для себя урок, то он звучал бы так:

«Мы не должны недооценивать важность культуры мемов в ближайшее десятилетие».

То, сколько контента ежедневно зарождается на этой платформе, означает лишь то, что это десятилетие действительно будет ознаменовано золотым веком контента или эпохой цифрового ренессанса. 

TikTok беспокоит всех, кто интересуется технологиями и средствами массовой информации, но большая ответственность ложится на самих создателей приложения. Умы и время миллиардов людей скоро будут в их распоряжении, и я искренне надеюсь, что они решат не использовать это во вред.

Мнение Big Geek

TikTok был создан ещё в 2016 году, но 2019 год стал настоящим прорывом для этого приложения. При этом, контент, созданный в приложении, не хранится только там — он расползается по всему интернету. Его экспортируют в Instagram, видео обозревают на YouTube, иногда даже в Twitter мелькает — и никогда до этого я не видела ничего подобного. 

Очень здорово и одновременно страшно от того, что люди получили такой лёгкий способ создания мемов и донесения своей точки зрения на то или иное событие, ведь не всегда у человека добрые помыслы. 

Я пока что не подверглась жуткой истерии TikTok и не зарегистрировалась в приложении, но если тенденция сохранится, то придётся заводить аккаунт и там.

Похожие материалы