Все больше медиа-корпораций хотят повторить успех Netflix — до конца года свои стриминговые сервисы запускают Disney, HBO и Apple.
Disney+ собирается выезжать на таких высокобюджетных франшизах, как Marvel и Star Wars.
HBO Max предоставит тонну классики из библиотеки WarnerMedia: «Игра престолов», «Сопрано», «Секс в большом городе», а так же фильмы от New Line, DC Entertainment, Cartoon Network, Adult Swim, Looney Tunes и так далее.
Apple TV+ делает ставку на голливудских гигантов. Компания уже привлекла к сотрудничеству Стивена Спилберга, Опру Уинфри и Джей Джей Абрамса. Скоро нас ждёт огромное количество новых фильмов, сериалов и программ.
Но, несмотря на то, что контента производится больше, смотреть по-прежнему нечего. Заметили, что сейчас не хватает такого сериала, который хотелось бы смотреть не отрываясь и советовать друзьям? Вспомните это чувство, когда началась «Игра Престолов». Как часто вы ощущали подобное в последнее время?
Да, сейчас снимают много хороших шоу. Мы заценили, например, третий сезон «Очень Странных Дел», «Эйфорию» и много чего ещё. Они классные, но ровно настолько, чтобы не пожалеть потраченного времени.
Тем временем Netflix начинает сдуваться…
Отчёт компании за второй квартал 2019 года показал снижение роста подписок в два раза впервые с 2011 года.
Представители Netflix связывают потери с повышением цены на подписку в некоторых регионах и отсутствием хитовых релизов в квартале. Напомним так же, что сериалы «Друзья» и «Офис» недавно перешли в руки конкурентов.
Как бы то ни было, цена акций Netflix снизилась на 10%.
Несмотря на то, что стриминговых сервисов становится больше, и они активно вытесняют ТВ, даже топовый Netflix упёрся в потолок и срочно нуждается в более мощных релизах.
Нужно больше сериалов!
Согласно статье Ионы Вейнер для The New York Times Netflix и их конкуренты создают огромное количество контента, принося в жертву качество.
Даже HBO отказывается создавать дорогостоящие проекты в пользу недорогой разработки в больших количествах. Они не могут больше конкурировать с устройствами, которые находятся в руках людей и захватывают внимание каждые 15 минут.
Теперь все наши экраны — это телевизоры. С подпиской на стриминговый сервис мы можем смотреть что угодно, с какого угодно гаджета, 24/7. Бесконечно скроллить, а найдя что-то интересное снова смотреть, смотреть, смотреть.
Количество зрителей, необходимое для оправдания существования шоу, ниже, чем когда-либо. Даже рейтинг не имеет значения.
Так Amazon купил «Товарищ Детектив» — нелепое шоу про румынских полицейских 80-х годов, в котором лохматые коммунисты сражаются с мошенниками-капиталистами Ченнингом Татумом и Джозефом Гордоном-Левиттом.
Есть и положительные черты этого изобилия
Телевидение долгое время было предсказуемой средой с очень строгими рамками и таким понятием, как «прайм-тайм». Напротив, потоковое телевидение — место свободы, не ограниченное законами времени или жанра.
Стриминговые сервисы дали слово исторически исключённым голосам. Например, таким молодым шоураннерам, как Райан О’Коннелл (гей с церебральным параличом, который создал сериал Special для Netflix) и Линди Уэст (бодипозитивный активист), чьё творчество вдохновило сериал Shrill для Hulu.
Известные режиссеры также наслаждаются свободой творчества в новом формате:
«Такое ощущение, что у меня есть возможность рассказать историю за пределами любой традиционной структуры», — говорит Ава Дюверне (Selma, A Wrinkle in Time)
За нами следят
Свобода творчества — это супер, но доминирующая сила, которая движет телевидением в эпоху Netflix, та же, что движет социальными сетями, платформами обмена видео и онлайн-издателями: неустанное привлечение и монетизация нашего внимания.
Для современных способов рекламы требуются новые способы аналитики, а для них — больше часов общего времени просмотра, чтобы генерировать больше данных о предпочтениях зрителя. Вот здесь и вступают в силу рекомендательные алгоритмы.
В отличие от телевидения, цифровая платформа генерирует океаны данных о привычках просмотра, регистрации и отмене подписки. Платформы используют эти данные для группировки клиентов по различным сегментам, организованным вокруг определенных предпочтений — и дальше они рекомендуют контент, соответствующий этим предпочтениям.
Если алгоритм всё делает правильно, то это положительно сказывается не только на отношениях платформы со зрителями, но и с творческим сообществом, гарантируя авторам шоу нужную им аудиторию.
Что всё это значит для нас?
С одной стороны, очень удобно, что умные алгоритмы находят для нас интересный контент, а сбор данных влияет на создание продуктов, которые мы сами хотим видеть на рынке. С другой, всё это очень напоминает историю с «большим братом». Есть ощущение, что у нас отнимают свободу выбора. Но была ли она у нас вообще?
Как потребителю, мне трудно ориентироваться в гиперизобилии индустрии развлечений. Музыка, литература, кино — всего стало много. Не хватит жизни, чтобы всё потребить.
Создателям тоже, с одной стороны, проще заявить о себе в наше время. С другой, сложнее выделиться из массы таких же создателей. Большие корпорации имеют бюджет на таргетинг, позволяющий любому продукту найти свою аудиторию. У независимых авторов нет таких возможностей. Если несколько лет назад было достаточно просто выложить в сеть своё творчество, сегодня этим уже никого не удивишь.
Если контента становится больше, значит, это кому-нибудь нужно? Значит, мы готовы платить?
Да, бессознательно мы думаем, что если не купим подписку, то упустим какую-то важную часть культурного дискурса. Друзья и интернет твердят: «Ты должен это посмотреть!». Вот что заставляет нас раскошеливаться месяц за месяцем.
Но соизмеримы ли эти траты с реальным удовольствием, и что мы в итоге получаем?