Ещё недавно игровые экранизации считались мёртвым жанром. Киношники то и дело пытались сделать кассу на знаменитых франшизах, каждый раз сталкиваясь с гневом фанатов. Кто-то считает, что эта эпоха давно позади, ведь в последнее время выходят действительно неплохие игровые сериалы — Fallout и The Last of Us тому примеры. Только давайте не забывать о недавних провальных киноверсиях Borderlands или Until Dawn.
Однако общая тенденция, всё же, идёт в положительную сторону. На этот раз режиссёр Гэнки Кавамура обратил внимание на малозаметный инди-хоррор Exit 8, превратив его в изобретательный психологический триллер.
«Выход 8» стал первой в истории экранизацией видеоигры, включённой в официальную программу Каннского кинофестиваля. Так что же там такого необычного, и стоит ли фильм вашего внимания?

Как и в игре, весь фильм герой бродит по зацикленному коридору в поисках выхода. И если для видеоигры этого вполне достаточно, то для фильма явно чего-то не хватает — сюжета! Кавамура предельно лаконично встраивает в повествование интересных героев с собственной мотивацией, сквозной сюжет и моральные дилеммы.

Сюжет рассказывает о самом обычном пареньке, который спускается в метро, чтобы добраться до новой работы. В этот момент ему звонит бывшая девушка, и говорит, что беременна. Однако связь начинает пропадать, а герой понимает, что вновь и вновь проходит один и тот же коридор.

Спустя несколько минут становится ясно, что происходит нечто сверхъестественное. Мы вместе с героем попадаем в бесконечный цикл, правила которого становятся ясны практически сразу: видишь в коридоре что-то подозрительное — беги назад, если никаких аномалий нет — иди дальше. И так восемь раз.

На этом принципе был основан как сам первоисточник — игра Exit 8, так и её приквел — Platform 8. Никакого сложного геймплея или сюжетных поворотов там нет — всё основано на ходьбе и вашей внимательности. Разработчики подготовили два десятка различных аномалий. Некоторые сразу бросаются в глаза и пугают своей неожиданностью, другие являются лишь малозаметной жуткой деталью, которую легко пропустить, обнулив весь прогресс.

Фильм грамотно использует эту основу, а первые несколько минут вообще сняты от первого лица, покадрово повторяя игру. После 20-минутного повторения оригинала, мы внезапно получаем ещё две сюжетные линии, которые деликатно развивают вселенную и лор.
Никто не собирается объяснять происхождение этого коридора или вспоминать о каких-то проклятиях в духе жанра. Режиссёр рассказывает сугубо личную историю, превращая хоррор в социальную драму. Бесконечный коридор тут уже оказывается некой метафорой инфантильности и нежелания брать ответственность за свои поступки, а не ужастиком про привидений.

При вдумчивом просмотре все немногочисленные герои обретут свои социальные роли и психотипы. Фанатов игры такой поворот может разочаровать, но кажется, что именно так и должны выглядеть хорошие экранизации. Режиссёр позаимствовал одну уникальную ситуацию, раскрутив её до глубокого высказывания на тему проблем современных молодых людей.
После титров есть один кадр, который даёт ещё один повод задуматься — это снова испытание для главного героя или уже вызов зрителю?

Картину сложно назвать однозначным хитом. Это довольно меланхоличная медитация с открытым финалом, которая может скорее утомить, нежели напугать. Но если подойти к просмотру в подходящем настроении, то вас быстро начнут посещать навязчивые мысли и тяжёлые воспоминания в духе: «А мог ли я тогда поступить иначе?».