16 сентября на Netflix состоялась премьера фильма «Дьявол всегда здесь» — психологического триллера Антонио Кампоса с Робертом Паттинсоном и Томом Холландом в главных ролях.
В основе сюжета фильма лежит одноимённый роман Дональда Рэя Поллока, действие которого разворачивается в 50-60-х годах XX века в штате Огайо, куда с полей Второй мировой возвращается молодой солдат Уиллард Рассел.
В одном из придорожных кафе Рассел влюбляется в сотрудницу заведения Шарлотту. В этом же кафе встречается и другая будущая пара — фотограф-любитель Карл и официантка Сэнди. В роман Уилларда пытается вмешаться его мать, которая активно сватает сыну местную сироту Хэлен, однако тот не может забыть Шарлотту — вскоре влюблённые женятся, и у них рождается сын Арвин.
Хелен, в свою очередь, не собирается страдать по Уилларду — она влюбляется в харизматичного проповедника Роя, за которого вскоре и выходит замуж, а позже рожает от него девочку Ленору. Однако ни счастливые семьи, ни не менее счастливая пара Карла и Сэнди, ещё не подозревают, что Леона и Арвин окажутся сводными братом и сестрой, а их собственные судьбы переплетутся самым трагичным образом.
Сюжет фильма захватывающий, непредсказуемый и нелинейный. С первых минут закадровый голос рассказчика, музыка и декорации фильма погружают зрителя в не самую приятную атмосферу деревень и маленьких городков южных штатов Америки: не самые роскошные дома, дешёвые забегаловки, не самые богатые люди, и кажущиеся нереальными в подобном захолустье шикарные машины середины XX века.
Однако атмосфера здесь «не самая приятная» не столько из-за неухоженности домов или неопрятного внешнего вида некоторых жителей американского захолустья, сколько из-за событий, которые разворачиваются в этом самом захолустье. Фильм не жалеет своего зрителя и практически с самого начала показывает ему жуткие истории людей, которые обезумели или от отчаяния, или из-за одержимости религией.
Задав этот довольно мрачный тон в начале, фильм не меняет его и на всём своём протяжении. «Жести» на экране, может, и становится меньше, но и та, что есть, пугает, поскольку сопровождается гнетущей зрителя музыкой и мрачным визуалом. Планку той самой «жести» фильм тоже задаёт в начале, причём такую высокую, что в дальнейшем хочется закрывать глаза каждый раз, когда герои достают оружие, или когда закадровый голос рассказчика намекает на скорую гибель того или иного персонажа.
Говорить об этом напрямую рассказчик тоже, кстати, может. Фильм в принципе больше фокусируется не на том, что произошло, а на том, как это произошло — какие-то моменты знакомств персонажей, а также подробности их гибели раскрываются уже во флешбеках, что, как ни странно, нисколько не снижает саспенс, а даже скорее наоборот — увеличивает. Ведь, согласитесь, когда вы видите персонажа, который садится в одну машину с сумасшедшими религиозными фанатиками, чтобы отправиться в свою последнюю поездку, вы предпочтёте не знать, что именно там произойдёт.
Стоит также отметить, что подобная нелинейность и многочисленные флэшбеки не путают зрителя, а просто объясняют, что произошло или произойдёт. Кроме того, фильм, опять же, нельзя назвать предсказуемым — все предсказанные закадровым голосом события чаще всего важны для конкретного эпизода или набора эпизодов — развязки главных сюжетных линий он не «спойлерит».
Да и раскрываться темам фильма его упомянутая ранее нелинейность нисколько не мешает — картина поднимает довольно много важных на сегодняшний день вопросов и рассказывает, что в обществе плохих людей трудно оставаться хорошим человеком; что добро тоже бывает с кулаками; что понятия «человек, одержимый религией» и «человек хороший» не всегда тождественны. Кроме того, в фильме затрагивается тема вечного противостояния добра и зла, а также проблема насилия.
Другие несомненные достоинства картины — персонажи и актёрский состав, исполняющий их роли.
Главного героя картины, справедливого, доброго и не самого сильного парня Арвина, которому предстояло познакомиться с человеческой жестокостью и безумием ещё в детстве, великолепно играет Том Холланд. С ролью сводной сестры Арвина, несчастной жертвы подросткового буллинга и скользкого священника Ленорой, которая вопреки всему старается быть в гармонии с Богом и с самой собой, прекрасно справляется Элайза Сканлен. Антагониста фильма — одиозного и не самого доброго и порядочного священника Престона Тигардина — отлично играет Роберт Паттинсон. С ролями безумного маньяка-фотографа Карла Хендерсона, его жены-«модели» Сэнди, а также её брата коррумпированного полицейского прекрасно справляются Джейсон Кларк, Райли Кио и Себастьян Стэн. Сошедших с ума от отчаяния или от одержимости религией отцов Арвина и Леноры — Уилларда Рассела и Роя — превосходно играют Билл Скарсгард и Гарри Меллинг, а их несчастных жён — Шарлоту и Хелен — Хейли Беннет и Мия Васиковска.
Истории персонажей фильма проработаны до мельчайших деталей, они развиваются и раскрываются на протяжении всей ленты, героям получается сочувствовать и сопереживать.
Саундтрек картины тоже не подкачал. Во-первых, композиции тех времён помогают зрителю проникнуться атмосферой южных штатов 50-60-х годов прошлого века. Во-вторых, в них же очевидно заложен некий смысл, который помогает в раскрытии того или иного сюжетного эпизода. В-третьих, оригинальные композиции саундтрека неплохо повышают уровень саспенса и заставляют зрителя вжиматься в кресло во время своего звучания.
Есть ли у картины минусы? Есть, и в основном они касаются «послевкусия», которое оставляет фильм. Ведь как и любой другой психологический триллер, «Дьявол всегда здесь» не собирается вас заставлять смеяться. Наоборот — после себя он оставит довольно тяжёлые впечатления. Но, как это ни парадоксально, для фильма подобного жанра — это лишь показатель качества, причём довольно высокого.
Что в итоге? «Дьявол всегда здесь» — отличный психологический триллер с действительно интересной и глубокой историей; проработанными персонажами и отличным кастом; атмосферным визуалом и саундтреком.
Приятного просмотра!