Почему люди смотрят фильмы ужасов или триллеры? По сути, человек смотрит всё это по разным причинам, но все они связаны с желанием получить дозу адреналина, новые эмоции, а также, возможно, чтобы подготовиться к опасным ситуациям, если кто-то собирается подрабатывать экзорцистом.
В честь Хэллоуина и того самого периода года, когда солнца становится уже катастрофически мало, а душа требует соответствующей эстетики, наступает идеальное время для погружения в книги и кино. Идеальным решением будут экранизации известных и не очень историй, которые местами хорошенько пощекочут вам нервишки.
Молчание ягнят (1991)
Пожалуй, стоит начать с бессмертной классики, а за одно и самого главного провала Томаса Харриса. Последнее звание, кстати, пошло от того, что права на экранизацию он отдал «в добрые руки», не веря в успех фильма из-за провала предыдущей экранизации.
Хоть книга практически мгновенно стала бестселлером, своим успехом фильм обязан не только этому. Джоди Фостер, исполнившая роль Старлинг, была замешана в скандале с покушением на президента США Рональда Рейгана в 1981 году. Обвиняемого быстро нашли, а на вопрос, почему он это сделал, был только один вразумительный ответ — привлечь внимание актрисы. Несмотря на то, что с того момента прошло 10 лет, СМИ всё равно вспомнили это происшествие и дали неплохую пиар-кампанию, за что им большое спасибо.
Так или иначе, и фильм, и книга крайне хороши. Сюжет экранизации практически полностью копирует свой печатный вариант, допуская лишь пару незначительных вольностей. Итог — пять оскаров в главных номинациях, чего ранее добились лишь «Это случилось однажды ночью» (1934) и «Пролетая над гнездом кукушки» (1975).
Если здесь есть кто-то, кто ни разу не смотрел этот фильм, то спойлерить я не буду, лишь упомяну один факт: маньяк Буффало Билл из фильма явился собирательным образом трёх известных реальных убийц — Теда Банди, Эда Гина и Гэри Хейдника.
А теперь вспомним, что главную роль исполняет Энтони Хопкинс. Стоит ли посмотреть? Разумеется.
Белоснежка: Страшная сказка (1997)
Нестандартный подход к сказке братьев Гримм, которая на самом деле не была такой радужной.
Здесь не будет приторного принца и святой Белоснежки, скачущей по лесу с семью добродушными гномами. Фильм наоборот показывает, что принцесса та ещё эгоистичная истеричка, гномы — голодранцы, а принц вообще останется без каких-либо лестных комментариев. Неизменным останется одно — психоз мачехи, наречённой Клаудией, да и то к концу фильма появляеются вопросы о её безумии.
Есть ощущение, что «Сонная лощина», а также «Братья Гримм» (2005) знатно слизали отсюда фишек по атмосфере. Фильм получился мрачный, готичный, явно не предназначенный для детского глаза. Актёры смотрятся органично, а Сигурни Уивер, сыгравшая мачеху — это восторг во плоти. Режиссер Майкл Кон смог передать всю суть сказок Гримм, которые по-сути были больше похожи на страшилки, чем на что-то, подо что можно убаюкивать детей.
Сияние (1980)
Одно из самых известных детищ Стивена Кинга, снятое Стэнли Кубриком и получившее две «Золотые малины». Автор книги искренне не любит получившийся фильм, зато нам он очень нравится.
Несмотря на то, что видение режиссёра привнесло массу изменений в сюжет, мы всё равно помним тех самых близняшек в платьицах, кровавый лифт и уже ставшую легендарной сцену с топором и улыбкой Джека Николсона. Теперь зло не приходит из пустоты — оно проявляется с первых кадров, давая понять, что «ружьё» очень скоро выстрелит.
В остальном, если перечислять различия фильма и книги, то первыми бросаются в глаза очевидные трансформации Венди, жены главного героя. Из классической американской жены, которая совсем недавно выросла из своей формы чирлидерши, она превратилась в уязвимую хуманизацию тремора. Ну и концовка, конечно, изменилась на 180 градусов: вместо взрыва котельной Кубрик устроил парад ледяных скульптур, главной из которых стал сам Джек.
Сонная лощина (1999)
Удивительно, но основной причиной пересмотреть этот фильм стал даже не молодой Джонни Депп. Экранизация рассказа Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине» — фильм с идеальной атмосферой для Хэллоуина. Мистика, мрак, таинственность, 18 обезглавливаний и 5 обмороков, снятых Тимом Бёртоном практически четверть века назад «состарились» крайне прилично. По сей день фильм можно смотреть без кровавых слёз, что звучит вполне успешно.
Если говорить о соотношении сюжетов книги и экранизации, то здесь всё гораздо сложнее. Гораздо более «трушным» в этом плане можно назвать мультфильм от «Диснея», который тоже получился хорош.
Икабод Крейн в фильме стал пришлым констеблем, а Катарина из «розовой, как персик» кокетки превратилась во вполне »бёртоновскую» готическую барышню. Это не плохо и не хорошо, но колориту фильму нагоняет, что идёт нам только на руку.
Кладбище домашних животных (1989)
Вторая экранизация романа Стивена Кинга, которая глубоко засела в зрительском сердце. Почему мы берём именно старую версию? Потому что о новой мы поговорили вот тут, но сейчас не об этом.
Сам роман появился после того, как кота самого Кинга сбила машина, так что произведение можно считать отчасти автобиографическим, не вспоминая о части с воскрешением и проклятой землёй. Ответственной за реализацию картины стала Мэри Ламберт, а за сценарий отвечал сам Король Ужасов, так что «трушности» у картины не занимать, несмотря на то, что в конце ленты сын Луиса стал похож на одержимую куклу Чаки.
А так, у нас получился хороший набор — Стивен Кинг в костюме священника, эксклюзивный саундтрек от Ramones, отличный сюжет и добрый котик.
Доктор Джекилл и Мистер Хайд (1920)
Вариант для самых искушенных — немой фильм ужасов, которому перевалило уже за сто лет. Фильм является экранизацией повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона. Это одна из 22 экранизаций, а также одна из немногих, которую вообще можно найти. Если вы не знаете, кто такой доппельгангер, то и фильм, и повесть вам помогут.
Чтобы точно вас убедить в обязательности просмотра этого раритета, нужно хотя бы пересказать сюжет. Итак, фильм/повесть расскажут вам о гениальном докторе Джекиле, которому немножечко не хватило фортуны для стабилизации своего научного открытия. Продуктом его мозгования стал он же, точнее, мистер Хайд, который является альтер-эго горе-ученого.
Эта личность не против покутить, подраться и пораспутничать, а ещё ему очень хочется жить полноценной жизнью, а не побираться в тени Джекила. Даже если не осилите всю специфичность немого кино, то прочитать оригинал рекомендую — хорошей истории пропадать грешно.
Урод в замке (1995)
Экранизация произведения Лавкрафта, которая идеально передает дух своего времени. Здесь и старинный итальянский замок 12 века, и цепи, и плётки, и слепые дочери, и сексуально неудовлетворённое чудовище.
Фильм нельзя назвать предельно страшным, сейчас он скорее вызовет хи-хи вместе с ха-ха, но атмосфера прекрасна.
Сюжет максимально линеен, прост и понятен: семья приезжает в старинный замок, а по нему гуляет нечто, которое поначалу чувствует только слепая девочка. Здесь больше цепляет внутренний мир героев, а также то, как чудовище расправляется со своими жертвами. Короче говоря — хорошо, но котика жалко.
Заклятие (2013)
Не совсем экранизация книги, но тоже крайне любопытная история.
Есть такие товарищи — Эда и Лоррейн Уоррен, которые специализируются на всякой нечисти, экзорцизме и далее по списку. Вопрос об их компетентности, конечно, стоит, но закроем на это глаза и окунемся в матчасть: фильм сочетает в себе сразу две истории, рассказанные супругами Уоррен.
Первая — кукла Аннабель. История тряпичной девочки началась в 1970 году, когда её забрали из специального антикварного магазина, передав в руки некой Донне, у которой в дальнейшем она и хранилась. После того, как кукла начала душить хозяйку и за одно её соседку, перемещаться по комнате и вообще устраивать дестрой, мама владелицы, которая ещё и сделала дочери столь замечательный подарок, обратилась к медиуму. Итог — дух мёртвой девочки, которая была жестоко убита. Куклу, конечно, они оставили — сказалось отсутствие острых ощущений.
Второй сюжет получился чуть бодрее, но это за счет долгоиграющей истории. У нас есть крайне интересный дом с парой-тройкой смертей: один человек выпрыгнул из окна, двое утонули, четверо замёрзли, а малолетнюю девочку изнасиловали и убили. Плюсом, пожалуйста, не забудьте добавить призрак женщины, которая убила несколько маленьких детей, а потом повесилась и прокляла дом. В реальности же всё это было, только упомянутая женщина не факт, что расправлялась с детьми (следствие не нашло доказательств), а также погибла от паралича в 72 года.
Естественно, что домик с таким бэкграундом будет иметь не самую приятную энергетику — на этом также заострен сюжет фильма.
Вот теперь представьте, что режиссеры замиксовали две эти истории, перенеся всё в современность, где в тот самый дом поселились уже новые жильцы. Как именно они будут справляться со своими нежданными соседями, а еще почему не стоит играть в прятки с детьми — это все можно узнать из фильма.