Valve Steam Deck — Switch Pro, который все заждались

Как гром среди ясного неба прогремел вчерашний анонс Valve — компания анонсировала новое игровое устройство под названием Steam Deck. Заявлено, что на этой приставке можно будет запустить любую игру из библиотеки Steam, установить любое стороннее ПО, а его технические характеристики удивляют:

  • Гибридный процессор AMD, в котором используются микроархитектуры Zen 2 и RDNA 2. Центральный процессор работает на частоте 2,4-3,5 Ггц, а графический — на частоте 1,0-1,6 Ггц;
  • 16 ГБ оперативной памяти LPDDR5;
  • Семидюймовый сенсорный дисплей с разрешением 1280×800, яркостью 400 нт и частотой обновления 60 Гц;
  • SteamOS 3.0 с поддержкой Proton, благодаря чему все игры из Steam уже поддерживаются консолью;
  • USB-C, аудиоразъёмом 3,5 мм, Bluetooth 5.0 и Wi-Fi 802.11 a/b/g/n/ac;
  • Вес устройства — 669 грамм, размеры — 298 x 117 x 49 мм;
  • В продажу поступит док-станция с портами для периферийных устройств и подключения к ТВ и кабельному интернету. 

Всего будет доступно три модели Steam Deck с разными накопителями и небольшими отличиями по конфигурации и комплектации:

  • 64 ГБ eMMC — 399 долларов;
  • 256 ГБ NVMe с чехлом в комплекте и эксклюзивным набором профиля — 529 долларов;
  • 512 ГБ NVMe c антибликовым покрытием экрана, эксклюзивными чехлом, набором профиля и темой для клавиатуры — 649 долларов;

В декабре этого года продажи начнутся в США, Канаде, Великобритании и странах ЕС. Позже список регионов планируют расширять, но раньше 2022 года в других странах Deck не появится. Наличие полностью локализованной странички на официальном сайте, а также всех картинок и промо-материалов на русском языке даёт надежду, что в следующем году устройство официально появится и в России.

Практически сразу же после анонса вышли первые видео от издания IGN, журналисты которого уже смогли пощупать эту ультимативную портативку.

Поигравшие остались довольны устройством, и отметили ряд преимуществ над конкурентами в этом сегменте, среди которых самым главным называется то, что это больше ПК с контроллером, чем консоль, на который вы можете установить что угодно — от любых магазинов игр до полноценной Windows вместо SteamOS.

Глава Valve, Гейб Ньюэлл, отметил, что компания готовится продавать Steam Deck миллионами, а оптимальная цена, высокая производительность и удобство использования станут серьёзными преимуществами. По его же словам, вопрос ценника был самым болезненным и критичным, так что базовая версия устройства наверняка будет убыточной для компании.

Звучит и выглядит это всё крайне убедительно, а некоторые пользователи и блогеры уже готовы хоронить Switch, особенно после невнятного анонса обновлённой модели с OLED-экраном. Но так ли всё однозначно? 

Как Valve пришла к созданию консоли

Valve уже не первый раз анонсирует технологию или устройство, которое чётко соответствует ожиданиям аудитории и мгновенно получает статус «убийцы чего-то» ещё до выхода на рынок. Но на релизе всегда что-то идёт не так. То устройство оказывается в вечном дефиците, то возникают непредвиденные технические проблемы, а зачастую происходит и первое, и второе, да ещё и цена получается выше среднего по рынку. 

Движение в сторону консолей компания начала с запуска SteamOS в 2013 году. Valve создала свою операционную систему и режим Big Picture, чтобы навязать конкуренцию консолям. Для этих целей были созданы Steam Machines, а чуть позже Steam Link — и Valve буквально похоронила одно другим.

Проект Steam Machines создавался тяжко и несколько раз переносился. Valve отвечала за софт, а партнёры создавали железо. Такое сотрудничество было выгодно всем: AlienWare, Gigabyte и другие бренды создавали компактные компьютеры, а Valve занималась оболочкой и контроллером. На выходе должен был получиться убийца консолей. Вернее, несколько убийц. Всё гениальное — просто.

На выставке CES 2014 было анонсировано 13 моделей Machines от 500 до 6000 долларов. Но даже спустя год разработчики Valve всё ещё дорабатывали контроллер и операционную систему, а партнёры, отвечающие за железо, сидели в ожидании с готовыми решениями. Время шло, и большая часть компаний приняла решение отказаться от сотрудничества с Valve, просто выпустив свои сборки на Windows, рекламируя тесную связь с контроллером Xbox 360. К 2015 году многие журналисты признали мертворожденность этого проекта Valve, которая не смогла вовремя реализовать актуальную идею.

В ноябре 2015 года запуск проекта всё же состоялся. Пользователи жаловались на баги SteamOS, не все игры дружили с новой системой, удобство инновационного геймпада было под вопросом, а малый тираж устройств рождал высокую цену. В итоге, спустя год, компания уже ничего не говорила об этом проекте, а спустя ещё пару лет вообще удалила тематическую страницу из Steam. Проекта как-будто и не было.

Steam Link возник параллельно разработке «машин», создав конкуренцию партнёрам компании. В отличии от «машин», Steam Link работал по противоположной системе: вам не требовалось мощного железа в коробке, хватало лишь небольшого устройства, транслирующего запущенную на ПК игру прямиком на ТВ по локальной сети. Стоило это всё смешные 50 долларов плюс 50 долларов за контроллер. В России же продавалось это всё в два раза дороже.

Не будь этих пресловутых «машин», то может быть, идея и стала бы успешной. Устройство было не без проблем, но со своей задачей справлялось. При наличии мощнейшего интернета задержек почти не было, а картинка выводилась в честных 1080/60. Однако идеальной работы можно было добиться лишь в не очень динамичных одиночных играх.

Обновлять и поддерживать это неплохое устройство Valve почему-то отказалась, и зря. Сейчас Link можно найти на вторичном рынке за 2500 рублей, и девайс всё ещё является неплохой покупкой, если вы имеете хороший ПК и хотите иногда выводить изображение на ТВ в соседней комнате. Но Microsoft и Sony уже и тут пустили свои корни, создав довольно успешные и добротно работающие, стриминг-сервисы, не требующие ничего кроме подписки или приложений.

Затем пришло время SteamVR и Index, и на VR-рынке дела у компании пошли куда лучше. Компания зашла в VR с размахом, создав эксклюзивно для виртуальной реальности новую Half:Life с подзаголовком Alyx.

Шлем Valve Index всё ещё является одним из лучших в флагманском сегменте. Официальная цена 999 долларов практически всегда завышается перекупщиками, а устройство находится в перманентном дефиците, но надо понимать, что это довольно нишевый продукт, и даже несмотря на идеальность исполнения и мощную поддержку VR, он никогда не станет массовым. И дело здесь совсем не в цене, ведь даже относительно дешёвое решение от Sony кардинально ничего изменило.

Почему Steam Deck может стать успешным

За 10 лет неудачных попыток выхода на новые рынки Valve удалось добиться успеха лишь в нишевом VR-сегменте. Компания вовремя подмечала тренды и пыталась урвать свой кусок, но всегда что-то шло не так. Встать в один ряд с консолями не удалось, не удалось заскочить и на поезд набирающего обороты стриминга. Сейчас, глядя на ошеломительный успех Nintendo Switch, Valve пытается ворваться в сегмент портативных устройств. И у компании есть все шансы. Если, конечно, что-то снова не пойдёт не так.

На стороне устройства играет мощное железо (по словам IGN, производительность сравнима с PS4 и Xbox One — 2 терафлопса, по другим данным — 1,6 терафлопса), поддержка всего вашего Steam-бэклога из коробки, заявленная автономность от 2 до 8 часов и отсутствие привязки к одному единственному сервису — вы сможете поставить любой магазин, стереть SteamOS, запустить Windows и даже установить эмулятор Nintendo Switch при желании. Против консоли играют непривычное расположение контроллеров, огромные размеры, вес и пока что ограниченные международные продажи.

Несмотря на эти очевидные минусы, сейчас Steam Deck выглядит очень убедительно, а Valve кажется готовой разнести монополию Nintendo на портативном рынке, но надо понимать, что японцы имеют невероятно лояльную аудиторию, множество полюбившихся ей эксклюзивов и гигантский опыт создания хитовых консолей, популярных даже вопреки здравому смыслу. Предзаказы на Switch OLED в США, к примеру, уже раскуплены.

Но для для массовой аудитории главную роль сыграет не количество пикселей в экране, не количество терафлопс и даже не размеры или вес, а цены на игры. И тут Steam просто уничтожает всех. Пользователи, годами копившие игры с распродаж, теперь смогут поиграть в них в любое удобное время. Если, конечно, смогут удержать в руках настолько огромную приставку.

Даже если у Valve не получится переломить монополию Nintendo, выход Steam Deck наверняка заставит пошевелиться других крупных игроков. Людям нужен качественный портативный гейминг, и битва за сердца, кошельки и руки покупателей ещё не проиграна. Sony, мы ждём твоего ответа.

Похожие материалы