В чём секрет успеха «Уэнсдэй»? Смотрим новый сериал от Netflix и разбираемся

Netflix выпустил очередной хит — новую историю о готичной семейке Аддамс, и сериал моментально побил все рекорды просмотров. На этот раз в центре внимания оказалась дочь Гомеса и Мортиши — мрачная и острая на язык девочка Уэнсдэй.

Будто бы в насмешку над главной героиней и её не любовью ко всему популярному и, так скажем, попсовому, сериал залетел «на ура» и набрал отличные рейтинги буквально за считанные дни. На «Кинопоиске» он уже попал в топ 250 и занял 240 место с рейтингом 8,3, на IMDb «Уэнсдэй» собрала 8,5 из 10.

Так о чем же сериал и действительно ли он настолько хорош?

Дочь среды — сестра беды

смотрела и пыталась понять секрет успеха Валерия Лешберг

Сериал начинается с того, что Уэнсдэй исключают из восьмой по счету школы. «Ещё не построили ту школу, которая сможет меня удержать», — заявляет сама главная героиня.

Тогда Гомес и Мортиша решают, что их дочери пора отправиться в академию Nevermore, где они сами когда-то учились. Уж там точно смогут справиться с её характером и безумными выходками.

Название академии явно является данью мастеру мистики Эдгару Аллану По. В его самом известном стихотворении «Ворон» чёрная птица повторяла именно это слово — «nevermore» («больше никогда»). Также стоит отметить, что в сериале можно увидеть отсылку к творчеству Стивена Кинга. Школьный бал, проходящий в «Неверморе» определенно напоминает о романе «Кэрри».

В первой же серии Уэнсдэй попадает в «Невермор», где проходят обучение оборотни, сирены и другие необычные существа с магическими способностями, не вписавшиеся в общество «нормисов» — так в сериале обозначают простых людей без сверхспособностей. Стоит отметить, что сама Уэнсдэй также не лишена кое-каких сил — к ней приходят различные видения, которые предсказывают будущее, а иногда показывают ей прошлое. Поэтому может показаться, что она должна быстро вписаться в местную тусовку. Однако самобытная героиня не спешит этого делать и заводить друзей. В первую очередь она планирует побег.

Но кое-что всё же заставляет главную героиню разобрать чемоданы и остаться. На глазах Уэнсдэй от лап монстра погибает её одноклассник, а после он как ни в чем ни бывало, возвращается в школу. А потом снова пропадает. Конечно, дочь четы Аддамс не могла оставить такую загадку без ответа. Она остаётся, чтобы потянуть за ниточку этой тайны, но неожиданно начинает распутывать куда более зловещий клубок.

С сериале в достаточно хорошей степени показано, как 16-летняя героиня проходит свой собственный путь становления и взросления, как она начинает понимать, что такое дружба, социализация, почему «один в поле не воин» и прочее типичное подростковое бла-бла-бла. Конечно, все эти душевные перемены в юном и неокрепшем подростковом сознании очень важны, но по факту зритель ожидает от сериала о яркой представительнице семейки Аддамс немного иного. И что приятно, он получает это. Детективная линия — есть, монстры и прочие сверхъестественные существа — тоже есть, чёрный юмор — присутствует, а ещё интриги, загадки, любовная линия и немного загробного мистицизма — ну куда же без него.

«Уэнсдэй» смотрится практически на одном дыхании. За это явно стоит похвалить создателей Альфреда Гофа и Майлза Миллара, известных как сценаристов сериала «Тайны Смолвиля» и фильма «Человек-паук 2». Теперь в их копилку добавится ещё один известный киношедевр.

Однако сериал точно бы не получился настолько красивым и атмосферным без Тима Бёртона, приложившего к нему свою руку в качестве режиссёра. Стоит напомнить, что история Бёртона и семейки Аддамс началась еще в 1991 году. Тогда создатель фильмов «Битлджус» и «Эдвард Руки-ножницы» должен был приступить к съёмкам полнометражки про персонажей карикатуриста Чарльза Аддамса, однако вместо него он отдал свое предпочтение работе над фильмом «Возвращение Бэтмена».

В 2010 году было запланировано создание анимационного фильма о семейке. Тима Бёртона назначили соавтором сценария и сопродюсером, однако вскоре съёмки отменили. Спустя 10 лет, в 2020 году, режиссёр все же взялся за дело, которое преследовало его половину жизни.

Присутствие Бёртона не заметить невозможно. Визуал сериала явно сделан в духе режиссёра — картинка передана в мрачных и холодных оттенках, на экране можно заметить множество интересных и красивых деталей: старинные кованые ворота, огромный камин в кабинете директора, сделанный в форме головы Медузы Горгоны. Учебные корпуса «Невермора» больше напоминают средневековый замок, их окружают туманные леса, озера, старинные склепы… Сплошное загляденье.

Кажется, что за последнее время ни один из новых сериалов так не радовал своим стилем и проработкой всех деталей. В «Уэнсдэй» правда есть на что посмотреть. При этом в эдакую готичную старину и магию создатели умело вплели современность. Например, вы могли когда-нибудь вообразить себе сирену-инфоцыганку? А она тут есть. 

Нельзя не отметить работу художницы по костюмам Коллин Этвуд («Сонная лощина», «Фантастические твари», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»). Именно она создала полосатую школьную форму для не переносящей яркие цвета дочери Аддамсов. Также художница выбрала для одной из крайне запоминающихся сцен чудесное платье французского модельера Alaïa. Но тут бесполезно описывать, лучше увидеть всё своими глазами.

Единственным минусом визуала можно назвать образ главного монстра, устроившего охоту в окрестностях «Невермора». В целом чудовище оказалось достаточно запоминающимся, но кажется больше нелепым, чем устрашающим. Эдакий лысоватый пучеглазик, скачущий по лесу. В реальности такое чудо, конечно, напугает кого угодно, но на экране выглядит скорее комично.

С выбором актёров тоже оказалось не всё так гладко. Ранее в СМИ курсировала информация о том, что чету Аддамс сыграют Джонни Депп и Хелена Бонем Картер, однако создатели взяли на роли Гомеса и Мортиши Луиса Гусмана («Лицо со шрамом») и Кэтрин Зету-Джонс («Терминал», «Чикаго», «Маска Зорро»). Если странно выглядящий Гусман хоть как-то вписывается на роль главы семейства, потому как имеет некоторое сходство с оригинальным персонажем комиксов, то Кэтрин Зета-Джонс после тонны пластических операций совсем не похожа на утонченную Мортишу.

К счастью, с выбором актрисы, сыгравшей Уэнсдэй, шоураннеры явно не прогадали. Дженна Ортега идеально воплотила роль замкнутой девочки с чёртиками в оленьих глазах. Изначально многих возмутило, что школьницу вновь играет взрослая девушка (актрисе уже исполнилось 20 лет), однако при просмотре шоу разница в возрасте оказалась совершенно незаметной. 

Забавный факт: некоторые фанаты Тима Бёртона уже подметили, что кого бы режиссёр не снимал — у него всё равно получается Хелена Бонэм Картер. После выхода сериала многие уже начали сравнивать Дженну Ортегу с молодой версией этой без сомнения талантливой актрисы.

В исполнении Ортеги Уэнсдэй получилась достаточно мрачной и с пронзительным взглядом. Как пояснил Тим Бёртон, во время съёмок одной сцены он попросил актрису не моргать и такой ход показался ему настолько эффектным, что было решено — актриса не станет моргать в течение всех съемок. Неизвестно, насколько было трудно всё время играть в гляделки с камерой, но результат явно того стоил. 

В целом для актрисы съемки выдались достаточно напряжёнными — ей пришлось научиться играть на виолончели, обучиться гребле на каноэ, фехтованию и стрельбе из лука. Да-да, в сериале Уэнсдэй продемонстрировала все эти навыки.

При содействии композитора Дэнни Элфмана Ортега сыграла на виолончели аранжировку классики рока (Nothing Else Matters группы Metallica и Paint it Black группы Rolling Stones). Получилось довольно мрачно и впечатляюще.

В сериале также можно увидеть известных актёров. Например, Гвендолин Кристи, которая сыграла директора «Невермора». Многим актриса больше запомнилась, как суровая женщина-рыцарь из «Игры престолов», однако в «Уэнсдэй» она предстает в совершенно другом амплуа.

Кроме того, на экране появляется и Кристина Риччи, игравшая Уэнсдэй в полнометражных фильмах в 90-ых годах. В новом сериале она появилась в образе профессора Мэрилин Торнхилл.

Однако самым интересным персонажем, по мнению многих, стала Вещь — живая рука и член семьи Аддамс. В сети уже завирусились фото со съёмок, на которых можно увидеть, что отрубленная кисть двигается в кадре не при помощи компьютерной графики, а принадлежит реальному человеку. Оказалось, что Вещь сыграл румынский фокусник Виктор Доробант. Ему приходилось буквально ползать по съемочной площадке в синем костюме, чтобы при монтаже в кадре оставалась только его кисть. На таком решении — привлечь живого человека — настоял Тим Бёртон.

Из минусов стоит отметить, что в сериале Netflix главный персонаж уж очень сильно отличается от привычной фанатам семейки Аддамс криповой девочки Уэнсдэй, носящейся с ножами в руках или мастерящей гильотины. Кажется, что повзрослевшая дочь Гомеса и Мортиши может только острить, но никогда не переходит к действиям. В сериале из трешовых можно заметить только одну сцену и то её показывают в самом начале.

Также немного странным может показаться чрезмерное дружелюбие всех, кто окружает главную героиню. Сколько бы она ни пыталась отталкивать от себя людей, ни хамила им, они всё равно набиваются ей в друзья и заглядывают в рот, что обычно не свойственно подросткам за пределами сериалов.

Помимо этого не совсем понятно, для какой возрастной категории создавался этот сериал. Для детей он может показаться слишком жутким и мрачным, для взрослых в нём сделали слишком детских монстров — обращение оборотня в финале сериала также не вызвало особых восторгов, как и внешний вид главного чудовища.

Во всём остальном к сериалу не придраться. Netflix на удивление не стал особо тыкать в глаза своей типичной «повесткой» — во всём сериале только у одного из персонажей можно увидеть двух мам. Ну и самая популярная девочка в школе оказалась темнокожей. Впрочем, актрису могли выбрать на такую роль просто в противовес бледной и мрачной Уэнсдэй.

И, конечно же, нельзя не упомянуть шикарный танец Уэнсдэй под песню The Cramps «Goo Goo Muck». Хореографию поставила сама Дженна Ортега и у неё получилось настолько замечательно, что танец уже зафорсили в Тик-Токе.

К сожалению, такую адовую популярность танца уже хочется отнести к минусам, потому как сейчас сотни танцующих Уэнсдэй появляются практически в каждом видео в «реках» Тик-Тока. Многих пользователей, даже тех, кому понравился сериал, уже начинает от этого потихоньку подташнивать и бомбить. Кажется, что все кругом просто помешались на Уэнсдей.

Сериал получился действительно успешным, моментами, видимо, даже слишком. За неделю он стал самым просматриваемым англоязычным сериалом на стриминговой платформе и набрал 341,2 миллиона часов просмотров. Финал сезона остаётся открытым, и он явно намекает на второй сезон. Каким он получится и будет ли создан — поживём, увидим. Остаётся надеяться, что над ним продолжат работать те же сценаристы и режиссёры.

Семейка Аддамс без семейки Аддамс

смотрела без каких-либо ожиданий Софья Чикашева

«Уэнсдэй» — один из тех сериалов, которые хочется посмотреть за один день, к тому же, время выхода премьеры тому способствует: пора тыквенного арта плавно перетекла в предвкушение новогодних праздников, поэтому новинка от Netflix способна подарить отличный выходной всем, кто уже помнит все части «Гарри Поттера» наизусть. При чём здесь «Гарри Поттер»? Поймёте дальше.

По сюжету главной героине предстоит решить несколько детективных головоломок, связанных с академией для необычных подростков и историей городка, в котором она находится, а также раскопать тёмное прошлое своих родителей в их бытность выпускниками школы «Невермор», уворачиваясь от загадочного монстра, раскрывая секреты других героев и выстраивая натянутые отношения с семьёй и сверстниками.

В «Уэнсдэй» органично сочетаются сразу несколько жанров. Это не только фэнтези, но и классический детектив в маленьком городке, и подростковая драма, и конечно же, нуарная комедия, ведь речь всё же идёт о вселенной «Семейки Аддамс». При этом весь сезон — скорее длинный фильм, чем сериал.

Стоит признаться сразу — до «Уэнсдэй» я не смотрела ничего по «Семейке Аддамс», и все мои познания о данных героях минимальны. Более того, я не могу назвать себя фанаткой творчества Тима Бёртона. Некоторые его фильмы, например «Алису в стране чудес» я смотрела, но в целом нуар и готика — не совсем мои жанры. 

Тем удивительнее, что сериал мне безумно понравился, а чтобы понять некоторые отсылки, например способ входа в потайной зал с помощью двойных щелчков пальцами, как оказалось, достаточно и поверхностных знаний о готическом семействе. Всё же «Аддамсы» — важный пласт современной культуры, и многие знаковые детали давно разошлись на мемы.

«Поттериана» в начале была упомянута не случайно. Мы снова попадаем в школу для необычных подростков, представляющую собой замок с секретными комнатами и тайными обществами, окружённый довольно опасным лесом. Здесь нет факультетов, а студенты держатся группами по признаку своей принадлежности — оборотни, сирены, вампиры и другие, но встречаются и более редкие «изгои» (так себя называют сами ученики), например, телекинетики. 

«Невермор» никто не скрывает от обычных людей. Напротив, весь маленький городок фактически существует благодаря элитному учебному заведению, поэтому большинство его жителей старается скрывать презрение к «не таким» студентам, но на любые упоминания замка реагируют с опаской. Романтика маленького захолустного городка, при этом, добавляет сериалу вайбы «Твин Пикс» и «Нэнси Дрю». История города является важной частью сюжета, поэтому ей уделили довольно много времени.

А вот придумывать специальную учебную программу, как и фокусироваться на занятиях не стали — пара уроков за весь сезон служат лишь локацией для колких диалогов между героями. Вместо некого «скелета» и истории самой вселенной и академии здесь любовь к творчеству Эдгара По. Она буквально витает в воздухе. Выпускники, преподаватели и ученики, кажется, зачитали все его произведения до дыр.

Главная героиня сериала, Уэнсдэй, после многочисленных безуспешных попыток социализации в обычных школах попадает в особую, где в своё время и встретились её родители. Несмотря на юный возраст, она обладает обширными, но выборочными познаниями во многих несвойственных для подростка дисциплинах, отлично фехтует и, судя по всему, может похвастаться недюжинным литературным талантом, как и опытом выживания в суровых условиях.

Ещё одним уникальным даром необычного подростка является способность к прорицаниям. Как и её мать, Мортиша Аддамс, Уэнсдэй может видеть события далёкого прошлого и ближайшего будущего, но не может контролировать свои способности — видения случаются непроизвольно, и эта особенность делает их источником нескольких крутых сюжетных поворотов. 

Несмотря на такое количество талантов, персонаж Уэнсдэй Аддамс не ощущается типичной Мэри Сью — почти все вокруг относятся к ней с лёгким недоверием (часто заслуженно), а сценаристы сериала не упускают возможности щёлкнуть девушку по носу. Нет в сериале и явных роялей в кустах, а если «кавалерия» и подоспевает на помощь — это сулит лишь больше проблем следом.

В «Уэнсдэй» достаточно много времени уделяется извечной проблеме отцов и детей, причём не только на примере главной героини. Буквально каждый мало-мальски значимый персонаж переживает конфликт с родителями. Проблема терпимости здесь выражена в более актуальной для мира сериала теме «изгоев». Стоит похвалить всю команду и за то, что подростки в сериале не кажутся «картонными» или неестественно зрелыми.

Детективная часть сериала лично мне показалась несколько простоватой и предсказуемой, хотя сомнения не покидали до финала. Визуальные эффекты и операторская работа не вызывают претензий. Несмотря на то, что грим и графика могут местами показаться несколько устаревшими для высокобюджетного проекта 2022 года, очевидно, что это стилистический приём, призванный дополнить атмосферу.

Среди актёров наиболее заметна, конечно же, исполнительница главной роли, Дженна Ортега. Помимо стопроцентного попадания в образ и запоминающейся хореографии (необычный танец лично мне напомнил фильм «Криминальное чтиво»), актриса умудрилась не моргать в кадре и держать голову в неестественном для себя положении почти в каждой сцене для большего сходства с привычным образом Уэнсдэй Аддамс.

Приятные впечатления оставляет и Эмма Майерс, исполняющая роль соседки Уэнесдей, а также исполнитель роли Хавьера, Перси Хайнс Уайт. Реакция зрителей по поводу выбора актёров на роли членов семьи Аддамс, скорее всего, у всех будет разной, особенно среди тех, для кого эти персонажи — неотъемлемая часть детства, но снова увидеть как Кэтрин Зета-Джонс вернулась в громкий проект было приятно. Появление самих родственников Уэнсдэй в сериале — скорее камео, чем неотъемлемая часть повествования.

Из состава «Семейки Аддамс» 1991 года здесь лишь Кристина Риччи, исполнявшая роль Уэнсдэй, будучи ещё ребёнком. В сериале она играет учительницу и в первых сериях практически не появляется в кадре, а узнать актрису будет нелегко даже тем, кто хорошо знаком с её фильмографией. Не могу не похвалить и актёра, который ни разу не попал в кадр (по крайней мере целиком), но его персонаж каждым появлением поднимает настроение. Речь, конечно же, про Вещь — неугомонную руку играл настоящий актёр в специальном костюме.

Потратить восемь часов драгоценного времени на сериал стоит даже тем, кто далёк от готики и мистики. «Уэнсдей» смотрится легко и оставляет приятные впечатления, а из реплик главной героини можно составить целый сборник острот. Несмотря на ненавязчивый клиффхэнгер в конце и некоторые намёки на события следующего сезона, сериал вполне можно считать законченным произведением.

Он вполне может перерасти в одно из самых ожидаемых шоу Netflix на следующие несколько лет, закончится на 2-3 сезонах, а может и вовсе остаться в истории лишь в виде громкого события уходящего 2022 года. На момент публикации Netflix ещё не определились с судьбой проекта, но мне очень хотелось бы вернуться в академию «Невермор» хотя бы ещё один раз.

Похожие материалы