Три главных фильма декабря: «Достать ножи: Стеклянная луковица», «Пиноккио Гильермо дель Торо», «Аватар 2: Путь воды» 

В декабре вышло множество самых разных фильмов: новая трагикомедия Рубена Эстлунда «Треугольник печали», комедийный фэнтези-фильм «Большой золотой слиток», документальный фильм «Балабанов. Колокольня. Реквием» и многие другие. Из большого набора премьер этого месяца мы выбрали самые интересные и решили рассказать вам о них поподробнее!

Достать ножи: Стеклянная луковица

Открывает нашу подборку «Достать ножи: Стеклянная луковица» — сиквел популярного криминального детектива Райана Джонсона с Дэниэлом Крэйгом в главной роли. 

Пятеро друзей технологического магната Майлза Брона получают необычные приглашения-головоломки на его день рождения. Бизнесмен собирается отметить это событие на собственном острове, предложив гостям в качестве праздничного конкурса расследование собственного убийства. 

Непонятным образом на празднование оказывается приглашён и знаменитый частный детектив Бенуа Блан, появлению которого радуются многие участники торжества, ведь кто как не Блан возьмётся за раскрытие загадочных преступлений. И ему действительно придётся взяться за расследование, правда, не только того преступления, о котором Брон уведомлял своих друзей в приглашении. 

Премьеру «Стеклянной луковицы» я ждал ещё с того момента, как появились первые слухи о том, что Райан Джонсон снимет продолжение «Достать ножи». При этом я понимал, что второй раз подобный сюжет может не вызвать такого восторга, который вызвал в первый, да и первый фильм сиквел явно не превзойдёт. Просто потому что в случае с детективами, в духе тех, что писала Агата Кристи, истории работают и производят должное впечатление лишь один раз.

Да, персонажи, атмосфера и т.п., безусловно, заставляют читателей — или, в случае с кино, зрителей — вернуться в мир любимого детектива, но первое впечатление от долгожданной разгадки расследования, которое ведёт главный герой, уже не вернётся. 

К счастью, Райан Джонсон хорошо это понимал. «Стеклянная луковица» — потрясающий детектив, построенный на отличных от своего предшественника приёмах. В этот раз режиссёр намеренно утаивает не просто некоторые подробности дела, расследуемого Бланом, а целую предысторию преступления, которая в отличие от зрителя, Блану известна, но он не подаёт вида, пока зритель совсем не останется без зацепок — и вот тогда-то Блан и расскажет, как всё было. Правда, поможет это зрителю не сразу, а чуть позже. Но когда поможет, зритель, я уверен, очень обрадуется и удивится. 

Впрочем, вышеупомянутые мелкие детали не становятся бесполезными для сюжета. Если за ними следить, то к разгадке, вероятно, можно прийти несколько быстрее Блана, что тоже круто. 

Единственное, что в кульминации фильма главный злодей ведёт себя настолько ужасно, что от безысходности сложившейся ситуации становится просто страшно, однако финал не заставит себя долго ждать и получится он — буквально — огненным. 

Персонажи фильма вновь получились очень стильными, колоритными и разнообразными, конечно же не в последнюю очередь благодаря потрясающему актёрскому составу: Эдвард Нортон, Кэтрин Хан, Жанель Моне, Лесли Одом мл. Кейт Хадсон, Дэйв Батиста, Джессика Хэнвик и Мэдлин Клайн. И, конечно, отдельно стоит упомянуть Дэниэла Крейга, который уже во второй раз поражает всех своей невероятной ролью харизматичного, саркастичного и слегка подуставшего детектива-интеллектуала, который если и шагает, то сразу на пару шагов вперёд, при этом понимая, где заканчиваются его возможности, и когда дело можно отдать в руки судьбы, отойдя в сторонку и посмотрев на шоу, которое начинается после того, как он срывает со всех маски и обличает преступника.

На саркастичности Блана и особенностях поведения некоторых других героев держатся и комедийные элементы фильма. Шутки сами по себе здесь встречаются довольно редко, но всегда очень кстати. 

«Стеклянная луковица» — это очень крутой криминальный детектив с элементами комедии, авторы которого отлично понимали, что повторить успех оригинала невозможно. Поэтому команда Райана Джонсона взяла из предыдущего фильма всё лучшее — прописанных и раскрытых колоритных персонажей, невероятно харизматичного главного героя и его колкий юмор — и поместили в новое запутанное дело, построенное не только и не столько на мелких деталях (как первая часть), сколько на иллюзорном ощущении зрителя того, что он знает столько, сколько нужно, хотя на самом деле, это не так. И пока зритель не останется без единой ниточки, это ощущение не исчезнет, от чего желание узнать, как всё было на самом деле, только подогревается.

Пиноккио Гильермо дель Торо

Следующая премьера декабря — «Пиноккио Гильермо дель Торо», новое прочтение культовой истории про деревянную куклу, которая превращается в настоящего мальчика, за авторством знаменитого маэстро мистического кино и фильмов ужасов. 

Действие фильма разворачивается в Италии, в начале прошлого века. Мастер Джепетто — известный резчик по дереву, который живёт вместе со своим сыном Карло. Отец не чает души в сыне и ходит с ним как на прогулки по выходным, так и на работу в будни. 

Однажды Джеппетто доверяют изваять фигуру Христа для местной церкви. Мастер с гордостью и радостью берётся за дело, приходя каждый день в церковь вместе с Карло, который активно ему помогает. В один из таких дней над городом пролетают самолёты, пилоты которых решают сбросить как балласт оставшиеся после вылазки бомбы. Одна из них падает прямо на церковь, откуда Джеппетто успевает выбраться, а Карло — нет. 

Почтить память сына Джеппетто решает посадив рядом с его могилой дерево, однако справиться с потерей он никак не может: он бросает работу, каждый день навещает могилу Карло, упиваясь горем и алкоголем. Так проходит не один год, дерево вырастает и в нём поселяется сверчок по имени Себастиан Джей Крикет — романист и писатель, чьими устами и рассказывается история Пиноккио. Но Джеппетто сына никак не отпускает и однажды ночью с горя напивается до такого состояния, что вырубает посаженное им в память о сыне дерево с целью сделать из него нового Карло.

Однако работу над деревянным сыном Джеппетто не завершает и уходит спать. Тогда в его доме появляется лесной дух, который решает помочь безутешному старику и вдохнуть жизнь в деревянную куклу, назвав её Пиноккио, а Себастиана, который попал к Джеппетто, будучи в бревне, срубленном мастером, — сделать наставником Пиноккио в обмен на одно желание сверчка. 

Теперь Джеппетто предстоит встретиться со своим новым сыном и вспомнить, что значит быть отцом, Пиноккио — встретить людей и научиться быть человеком, а Себастиану проследить за тем, чтобы всё прошло гладко и без происшествий. 

«Пиноккио Гильермо дель Торо» — абсолютно потрясающий мультфильм, который лучше всего смогут понять только взрослые, несмотря на возрастное ограничение «6+». В картине поднимается и раскрывается множество различных недетских тем. Первым делом Гильермо дель Торо в своём мультфильме рассказывает об утрате близкого и невозможности человека с ней справится. Дело здесь, отнюдь, не только в страшной апатии и алкоголизме Джеппетто — это тема идёт лейтмотивом всю первую часть фильма. Мастер постоянно проецирует на Пиноккио образ Карло и ждёт от Пиноккио того же поведения, той же смышлёности и т.д., однако по понятным причинам Пиноккио их обретёт не сразу, а Джеппетто, сам того не подозревая и, в общем-то, того не желая, отвергнет своего нового сына. 

Другая тема, прямо вытекающая из предыдущей, — это тема семьи и родительства. Пиноккио здесь совсем не лжец, как в оригинале (тема лжи и растущего носа в мультфильме вообще на втором плане), а невероятно добрый, наивный и ничего не знающий об окружающем мире паренёк, который постоянно пытается заслужить любовь отца, не понимая, что проблема вовсе не в нём самом, а в горе Джеппетто.

При том Джеппетто понимает, что злиться на Пиноккио нельзя, ведь он ещё совсем ничего не понимающий ребёнок, однако когда у Джеппетто появляются проблемы с церковью и администрацией города, накопившиеся по вине излишнего любопытства и неосторожности Пиноккио, он не очень осторожничает в выражениях и осознаёт, что натворил, только когда Пиноккио уходит из дома — становиться идеальным сыном.

На этом пути ему предстоит научиться многому: помогать другим и спасать их, находить друзей и давать отпор врагам, разделять чёрное и белое и осознавать, что в мире гораздо больше цветов, а главное — ему предстоит понять, что семья любит не за что-то, а просто так. Джеппетто, в свою очередь, в поисках сына научится дружить и принимать помощь, обретёт новую семью и отпустит свою утрату. Так не только сын научится чему-то у отца, но и отец чему-то научится у своего ребёнка, изменившись в процессе этого обучения даже больше, чем его ребёнок.

Третья тема, которая видна невооружённым глазом, — это критика режима Муссолини, установившегося в Италии в начале XX века. Гильермо дель Торо во многих фильмах критикует нацизм, однако здесь он делает это максимально открыто: помимо различных исторических деталей (вроде мин в океане), в фильме появляется и сам Муссолини, сначала на плакатах — грозным и устрашающим правителем Италии, а потом и в жизни героев — низким и толстым, довольно не смышлёным и откровенно самовлюблённым диктатором, который угрожает убить Пиноккио и его друзей за хулиганскую и насмешливую песенку о нём.

Четвёртая тема, явно раскрывающаяся в мультфильме, — тема человечности. Изначально Пиноккио, как существо, которое в силу своей природы до определённого момента не может умереть, считает, что человека делает человеком конечность жизни, однако Гильермо дель Торо ясно даёт понять, что человека от деревянной куклы отличает вовсе не конечность жизни и не внешний вид, а умение сострадать и сопереживать.

Все эти смыслы раскрываются в ходе невероятно красивого кукольного действа — мультфильм можно просто смотреть, даже не вдаваясь в какие-то подробности сюжета и всё равно получить невероятное удовольствие от просмотра, а потому и дети, многим из которых пока неподвластен весь этот многослойный пласт идей режиссёра, смогут получить удовольствие от просмотра. Большая часть этой stop-motion феерии была сделана вручную — цифровые здесь лишь некоторые декорации, фоны и, собственно, некоторые моменты в анимации. И такой скрупулёзный подход действительно поражает. Пожалуй, больше удивляет только тот факт, что этот мультфильм был в разработке Гильермо дель Торо целых 14 лет. 

Нельзя упомянуть и то, что персонажей мультфильма озвучивали известные и невероятно талантливые актёры: Юэн Макгрегор, Рон Перлман, Кейт Бланшетт, Кристоф Вальц, Дэвид Брэдли, Берг Горман и другие. Поэтому мультфильм точно стоит посмотреть в оригинале, с субтитрами или без — вы точно получите удовольствие, особенно от музыкальных сцен, в которых герои поют.

«Пиноккио Гильермо дель Торо» — очень меланхоличный и невероятно многослойный кукольный мультфильм о семье и родительстве, жестокости и сопереживании, потере и принятии, детях и отцах, который озвучили одни из самых талантливых актёров, а снял настоящий маэстро мистического кино и фильмов ужасов, остающийся в душе трогательным и бесконечно благодарным своим родителям ребёнком. 

Аватар 2: Путь воды

Завершает нашу подборку фильм «Аватар 2: Путь воды» — сиквел научно-фантастического эпика Джеймса Кэмерона. 

Действие фильма разворачивается спустя 15 лет после событий, показанных в первой части. На Пандоре установился мир и согласие: людей, пытавшихся захватить Пандору, отправили на Землю, а тех, кто подружился с на’ви, оставили жить вместе с племенем, новым предводителем которого после принятия образа одного из аватаров, стал Джейк Салли. 

Кроме того, Джейк стал многодетным отцом — вместе со своей супругой Нейтири они воспитывают двух своих сыновей Нетейама и Ло’ака, дочь Туктирию, а также приёмную дочь Кири, родившуюся от аватара Грэйс Огустин и приёмного сына, человека по происхождению, «Паука» Майлза. 

Их спокойную семейную жизнь прерывает новое вторжение людей на Пандору, во главе которого ставят клона-аватара полковника Куортича, созданного по технологии «рекомбинантов» — в его память загружены воспоминания прототипа о предыдущей высадке на Пандору, в том числе и тот факт, что Джейк перешёл на сторону противника. Теперь Салли, его семье и народу вновь предстоит дать отпор вооружённым до зубов землянам. 

В недавнем интервью The Hollywood Reporter, приуроченном к премьере нового «Аватара», Джеймс Кэмерон заявил о своём желании «снять своего «Властелина колец» — эпическую историю, растянутую на несколько фильмов». Если рассматривать «Путь воды» как одну из частей этой «эпической истории», то фильм получился очень даже неплохим: режиссёр последовательно вводит новых персонажей франшизы, постепенно раскрывая их настолько, насколько это требуется для второй части серии фильмов, и расширяет мир Пандоры, очень подробно рассказывая о природе и жителях планеты. 

Некоторые сюжетные линии, связанные с предыдущим фильмом, выглядят несколько странно, но общего впечатления не портят, поскольку их вполне логично объясняют. Так, например, появление клона-аватара Куортича (на которое, понятное дело, в первом фильме не было ни намёка) сначала смотрится как минимум странно, но позже его объясняют и какую-никакую драму вокруг него создают. 

Да и такие сюжетные мелочи, очевидно, меркнут на фоне визуальной части фильма, которая тут просто потрясает, даже если вы смотрите его на маленьком экране: аватары и киты, кораллы и горы — всё выглядит невероятно живым и реальным. А что там творится на больших экранах вообще трудно представить, судя по восторженным отзывам тех, кому удалось увидеть «Путь воды» в кино. 

Но если рассматривать фильм отдельно от вышедшего 13 лет назад приквела и ещё не вышедших сиквелов, то всё становится не так гладко. «Путь воды» условно можно поделить на три части — каждая по часу. Первая смотрится довольно бодро — зрителя знакомят с главными героями; показывают, что люди не отказались от идеи захватить Пандору; первые столкновения аватаров и земных солдат, и непростые решения Джейка, которые он принимает для спасения своей семьи.

Однако в начале второго часа фильма резко сбрасывает скорость повествования, а количество важных для общего сюжета событий уменьшается. В итоге весь второй час зритель смотрит на построение отношений между детьми Салли и детьми одного из племён, проживающих на островах, куда Джейк с семьёй прибывают в поисках убежища. Выглядит это очень затянуто и нудно. Да, безусловно, все описанные события сказываются на нашем дальнейшем отношении к героям, но почему нельзя было в эти события встроить больше какой-то жизни — не очень понятно. Зритель просто устаёт смотреть на то, как целый час подростки выясняют, кто из них полукровка, а кто нет, и унижают друг друга за это.

На третьем часу хронометража создатели фильма, видимо, вспомнили, что вообще-то снимают сай-фай боевик, и решили компенсировать затянутость второй части картины, превратив третью — в одну экшен-сцену, которая длится почти час. Да, эта часть фильма очень драйвовая, драматичная и бодрая, но после просмотра всего фильма у зрителя остаётся довольно странное впечатление — будто он посмотрел сразу три картины, связанные лишь одними персонажами, местом и временем действия. Вот настолько по динамике повествования различаются части «Путей воды». 

«Аватар 2: Путь воды» вполне неплохо смотрится как часть масштабной франшизы, которая пока что находится в разработке. Да, в фильме есть некоторые сюжетные шероховатости, но заметите ли вы их, если вам удастся посмотреть всё это действо в кинотеатре — большой вопрос. Скорее всего, эффект от технической стороны фильма просто затмит их. Это, кстати, только и подтверждают рецензии зарубежных критиков, которым удалось посмотреть фильм на большом экране.

Однако ни умопомрачительная техническая часть фильма, ни дополнительные баллы, поставленные критиками и зрителями фильму авансом как части большой франшизы, в которой происходящее в «Пути воды» обязательно найдёт своё отражение и продолжение, никак не оправдывают тот факт, что у второго «Аватара» самого по себе есть очень большие проблемы с динамикой повествования — фильм выглядит не сбалансировано, а во время просмотра зрителю то хочется посмотреть на часы, чтобы понять, когда фильм закончится, то хвататься за голову от количества масштабных экшен-сцен, накала страстей и волнения за судьбу некоторых персонажей. 

Похожие материалы