Шон Холлистер из The Verge пообщался с разработчиками Steam Deck из Valve, задал им массу каверзных вопросов и разговорил собеседников на информацию о будущих продуктах. Мы предлагаем вам прочитать полный перевод статьи — получилось очень интересно!
Спустя девять месяцев (и более 90 обновлений) после старта продаж Steam Deck Valve ответила на самые волнующие вопросы и поделилась видением будущего своей портативной консоли.
Девять месяцев назад я писал в обзоре, что Steam Deck пока ещё слишком сырой, но аудитория явно с этим не согласилась: консоль от Valve была самым продаваемым товаром в Steam в течение 30 из последних 40 недель.
Статус «игровой консоли с ранним доступом» не помешал этому доступному портативному игровому компьютеру продаться огромным тиражом и завоевать любовь пользователей. Честно говоря, его можно назвать гаджетом года, в немалой степени благодаря 90 обновлениям, выпущенным Valve с момента релиза. Но темпы обновлений и зависимость от Linux также могут вносить нестабильность: Valve время от времени добавляла новые неприятные ошибки, а разработчики ухудшали работу игр собственными обновлениями.
Прежде чем по-новому взглянуть на Steam Deck, я узнал, каковы намерения Valve в отношении ближайшего будущего. К моему удивлению, дизайнеры Steam Deck Лоуренс Янг и Пьер-Лу Гриффейс дали очень подробное интервью, рассказав не только о том, что они планируют обновлять программное обеспечение практически бесконечно, но и о том, что всё ещё экспериментируют с «железом».
Steam Deck никогда не будет «стабильным», как традиционная консоль
«Я не думаю, что вам следует этого ожидать, — говорит Гриффейс. «Стабильный с точки зрения хорошего пользовательского опыта? Да, абсолютно. Но я думаю, что мы всегда будем выпускать обновления, пока есть люди, которые играют». Команда в основном работает с двумя большими списками, говорит Янг: «То, что мы хотим исправить, и то, что мы всё ещё хотим сделать».
«Список ошибок растёт по мере того, как всё больше людей получают на руки Steam Deck, а мы получаем больше отзывов о разных аспектах. Список функций же остается прежним, потому что по мере их добавления мы получаем больше возможностей, которые хотим добавить, основываясь на нашем собственном опыте и на том, что мы слышим от клиентов», — говорит он.
«Я изо всех сил стараюсь увидеть момент, когда мы будем считать, что всё сделано», – Пьер-Лу Гриффе.
Один из самых захватывающих моментов владения Steam Deck — это пробовать новые функции, такие как горизонтальное отображение производительности, которое недавно появилось в режиме предварительного просмотра, позволяя вам следить за частотой кадров, температурой, временем автономной работы и многим другим, используя ту часть экрана, которая почти не используется в большинстве игр.
Но Valve также осознаёт, что добавила несколько неприятных ошибок в основную прошивку, которая, как правило, должна «просто работать», поэтому она стала немного осторожнее в отношении того, что выпускает. Гриффейс говорит, что команда перешла на ежемесячный выпуск стабильных обновлений, и предполагает, что ситуация улучшится по мере выпуска новых партий Steam Deck.
Также помогает и то, что обновления теперь загружаются в фоновом режиме. «Мы стремимся сделать процесс обновления максимально безболезненным и плавным… Вам остаётся просто перезагрузиться», — говорит Гриффейс.
Valve упростила замену аккумулятора
iFixit назвал замену аккумулятора «ахиллесовой пятой Steam Deck». Это единственная часть портативки, которую нелегко снять, что досадно, если учесть, что именно она является наиболее изнашиваемым компонентом любого портативного устройства.
Я спросил у Valve: «Зачем его приклеивать? Разве вашей L-образной батарее недостаточно специального L-образного кармана для её надёжного хранения?».
Ответ Гриффейса: «Я считаю, что всегда нужно иметь дополнительное пространство вокруг батареи, чтобы учесть её возможное расширение, верно? Из-за этого невозможно, чтобы отверстие, в которое она входит, было точно такого же размера, как она. И по этой причине всегда есть риск, что, если аккумулятор не закреплен должным образом, он будет дребезжать или смещаться.
И поскольку это очень тяжелый элемент в сравнении с остальными частями, было бы очень неприятно иметь не закреплённую батарею. В некоторых наших ранних прототипах была эта проблема, и я вам скажу, это совсем не приятно, когда вы просто двигаетесь и пытаетесь использовать устройство».
«Вам же не нужен маракас в виде Steam Deck, и вам бы точно не хотелось, чтобы батарея касалась других важных компонентов и толкала их?», — добавляет Янг.
Цель Valve состоит в том, чтобы всё было как можно более ремонтопригодным, и признаёт, что клей не идеален. Команда уже упрощает работу с новыми партиями. «Мы уже внесли изменения в геометрию проклейки, что облегчило снятие аккумулятора. Надеемся, что новая форма облегчит доступ к нему», — говорит Янг.
Steam Deck теперь поставляется с изоляционной наклейкой для шумного вентилятора
Delta или Huaying? Этот вопрос возникал у многих владельцев Steam Deck, когда обнаружилось, что некоторые Steam Deck поставляются с более шумным вентилятором производства Delta Electronics.
Настораживало и то, что Valve решила на какое-то время прекратить поставки устройств с вентилятором Delta. «Был период времени, когда мы создавали Steam Deck только с вентилятором от Huaying», — говорит Янг. Valve также сделала вентилятор Huaying легкодоступным в iFixit, если вы хотите попробовать самостоятельно отремонтировать его.
Но Valve фактически возобновила поставки вентилятора Delta, потому что теперь у него есть «специальное пенопластовое решение для снижения шума вентилятора». Мы ещё не проверяли это сами, но есть веские основания полагать, что это поможет: на раннем этапе сообщество Reddit обнаружило, что несколько слоев тщательно нанесённой изоленты уменьшает шум. То же самое произошло с обновлением программного обеспечения, которое изменило кривую вращения вентилятора, но звук исходящий от Huaying, всё же, остаётся более приемлемым.
Сейчас пользователи могут сами проверить, какой у них вентилятор, в разделе «Настройки» — «Система» — «Модель/серийный номер».
Хотя Янг говорит, что «большая часть наших усилий сейчас связана с программным обеспечением», есть и другие закулисные аппаратные изменения, помимо вентиляторов и клея для батарей. «Например, кнопки Steam и «Быстрый доступ» — мы думали над их улучшением, и результат нашей работы уже распространился на новые устройства».
Valve надеется, что Steam Deck вдохновит компании на новые Steam Box, но, вероятно, больше не будет создавать их сама
До Steam Deck существовали Steam Machines — неудачная попытка Valve перенести игровой ПК в гостиную, предложив производителям игровых компьютеров контроллер и поддержку Linux. Теперь, когда Steam Deck стал успешным, перезапустит ли она эту инициативу? Может быть! Valve всё еще работает над тем, чтобы сделать SteamOS 3 от Deck доступной для ПК других производителей, и надеется, что они примут эстафету, как только это будет сделано.
«После того, как Deck становится широко доступен, мы не только рады видеть, что другие производители делают свои собственные игровые устройства в формате портативных ПК — мы рады видеть, что люди делают свои собственные системы на базе SteamOS, которые могут включать в себя небольшие ПК, которые они ставят рядом с телевизором», — говорит Янг.
Гриффейс говорит, что Valve уже тестирует дополнительные концепции, но предупреждает, что «сейчас все очень заняты Deck, и мы не можем быть везде одновременно».
«Мы проводим собственные эксперименты, но также хотели бы поработать со сторонними компаниями, чтобы увидеть, что они могут предложить», — говорит он. Янг добавляет, что док-станция Steam Deck может быть «недостающим звеном» для тех, кто ищет игровую консоль для гостиной. И отмечает, что работа, проделанная Valve по масштабированию пользовательского интерфейса и поддержке сторонних игровых контроллеров, должна быть перенесена на любой другой Steam Box.
Портативные компьютеры с AMD 6800U не являются реальными конкурентами
Steam Deck работает на самом мощном графическом процессоре, когда-либо существовавшим в портативных ПК, но это ненадолго: несколько компаний внедряют в свои компьютеры чип AMD 6800U для ноутбуков, чтобы значительно повысить производительность. Но это не останавливает Valve, потому, что команда считает, что её Aerith SoC намного более энергоэффективен.
«Steam Deck позволяет переключаться между 8 и 12 Вт, тем самым регулируя производительность (прим.ред.: вы можете ограничить энергопотребление, пожертвовав производительностью, или использовать консоль на полную катушку), что является плюсом с точки зрения эффективности… Я не думаю, что вы увидите готовые предложения, основанные на линейках ноутбучных чипсетов, которые значительно превзойдут наше решение. Возможно, это случится через несколько поколений», — говорит Гриффейс.
Например, канал ETA Prime недавно показал, что грядущий Aya Neo 2 с 6800U заметно мощнее в тестах лицом к лицу в сравнении со Steam Deck. Но он также показал, что Aya потребляет 40 Вт по сравнению с 29 Вт Steam Deck. Этого было бы достаточно, чтобы разрядить батарею Steam Deck за один час, хотя в портативном устройстве Aya батарея действительно больше, чем у Valve.
Другая причина, по которой Valve не рассматривает подобные устройства как конкурентов, заключается в том, что они могут легко стать партнёрами. «Мы действительно хотим работать с ними, если они захотят использовать SteamOS или предложить альтернативу на основе SteamOS. Это можно было бы сделать», — говорит Янг.
Steam Deck второго поколения будет, но не «Pro»
Valve неоднократно подтверждала, что Steam Deck — это «продукт нескольких поколений», и новые версии находятся в разработке. Что они будут включать? Когда я спросил Янга и Гриффейса об основных проблемах, которые они хотели бы решить в новой версии, они заявили в один голос: экран и время автономной работы.
Что насчёт производительности? Как и Nintendo, которая неоднократно предпочитала не повышать производительность Nintendo Switch, несмотря на то, что у неё есть технологии для создания так называемого «Switch Pro», Valve взвешивает, стоит ли пока оставлять производительность портативного устройства на том же уровне.
«Сейчас является фактом то, что все Steam Deck могут запускать одни и те же игры, и у нас есть одна цель — чтобы пользователи заранее понимали, какой уровень производительности ожидать, а разработчики понимали, на что ориентироваться. Очень важно иметь одну единственную спецификацию», — говорит Гриффейс.
«Я думаю, что мы предпочтём сохранить один уровень производительности немного дольше, а рассмотрим изменение уровня производительности только тогда, когда будет достигнут значительный прогресс», — добавляет он.
Valve хочет создать Steam Controller 2
«Да, мы хотим, чтобы это произошло, — говорит Янг, когда я спрашиваю его о преемнике культового геймпада, выпуск которого Valve прекратила в 2019 году. «Вопрос лишь в том, как и когда».
«Вполне вероятно, что мы изучим этот вопрос, потому что это то, чего бы мы тоже хотели. Прямо сейчас мы сосредоточены на Deck, так что это немного не то же самое, что и вопрос о Steam Box, но это определенно то, с чем мы были бы рады работать со сторонними разработчиками или сами», — говорит он.
Valve работает над аудиомикшером для игр, музыки и чата
Вскоре после релиза Valve добавила переключатель приложений, чтобы вы могли открывать два приложения одновременно, но до сих пор нет простого способа сбалансировать их звук — скажем, уменьшив громкость в игре, чтобы вы могли слышать друзей в Discord, или выровнять музыку в Spotify, чтобы она гармонировала с вашей игрой, а не мешала ей.
«Мы разрабатываем технологию, необходимую для этого», — говорит Гриффейс, добавляя, что компании необходимо настроить компоненты аудиостека Linux, чтобы он заработал. «Вы можете контролировать уровень звука и приглушать громкость определённых приложений, не затрагивая всю систему, и в какой-то момент мы внедрим это в Deck». Гриффейс говорит, что следующим шагом будет оптимизация пользовательского интерфейса.
Они также исправляют задержку звука по Bluetooth, но не рассчитывайте на беспроводные микрофоны. Хотя вы можете подключить Bluetooth-наушники к Steam Deck, это не всегда даёт полноценный игровой опыт. Deck не поддерживает беспроводные микрофоны, а Valve по умолчанию использует высококачественный кодек, который приводит к большим задержкам.
Но Valve говорит, что в конечном итоге позволит вам выбрать свой профиль Bluetooth и кодек в игровом режиме, и также рассмотрит возможность использования Bluetooth-микрофонов.
«Работа по выбору кодека Bluetooth для игрового режима продолжается — при этом в настоящее время вы можете изменить этот параметр в режиме рабочего стола, и он сохранится», — пишет Янг. «Мы всё еще рассматриваем возможность поддержки Bluetooth-микрофонов, но из-за проблем с сертификацией, качеством и переключением устройств мы по-прежнему рекомендуем использовать либо проводной, либо встроенный микрофон».
Хотите, чтобы игры плавно переключались между Deck и настольным ПК? Расскажите об этом разработчикам
Если вы переведёте свой Steam Steam в спящий режим, вы сможете продолжить с того места, на котором остановились, на настольном ПК, — и наоборот. Но это работает не всегда.
«В конечном счёте, разработчики игр сами должны решить, захотят ли они добавить эту функциональность, — говорит Гриффейс, когда я спрашиваю его, когда ожидать, что игры будут использовать новую функцию Dynamic Cloud Sync, которая автоматически синхронизирует ваши сохранения в облаке перед выходом Deck в спящий режим.
«Это не то, к чему мы настойчиво стремимся», — добавляет он. «Например, мы не делаем это частью программы Deck Verified, и в данный момент у нас нет планов что-то менять».
Valve может позволить владельцам Steam Deck делиться графическими профилями для каждой игры
Одна из особенностей Steam Deck и Steam Controller заключается в том, что вы можете легко загружать пользовательские схемы управления, благодаря которым компьютерные игры комфортно управляются на геймпаде. Сообщество очень хотело бы, чтобы Valve предложила аналогичный способ обмена графическими настройками для каждой игры.
Valve обдумывала это, но Гриффейс говорит, что это «масштабное и сложное мероприятие, которое мы не рассматриваем прямо сейчас». Что они могут сделать в первую очередь или вместо этого — позволить владельцам Steam Deck делиться своими профилями для каждой игры, включая частоту обновления экрана, ограничитель кадров, тактовую частоту графического процессора и мощность чипа.
Эти профили вы уже можете сохранить локально в своей консоли после обновления, выпущенного ранее в этом году, и он говорит, что «для Valve было бы вполне выполнимо расширить это, сделав так, чтобы вы могли делиться конфигурациями с сообществом». Что касается графики, то на данный момент Valve позволяет играм определять, что они работают на Deck, и применять свои собственные графические настройки.
Steam Deck и повреждённые microSD
Я уничтожил три карты microSD на раннем этапе тестирования Steam Deck, но, вероятно, с вами этого не произойдет: Valve заявляет, что исправила большинство проблем ещё в мае, когда они изменили способ форматирования флэш-памяти.
Когда я указываю разработчикам, что пользователи на Reddit всё ещё жалуются, Янг поясняет: «Мы все ещё в поиске решения, мы следим за этим, и просим людей присылать их microSD карты, если у них есть проблемы. Но отчёты, которые мы получаем, говорят о том, что эти карты полностью выходят из строя», — говорит он, имея в виду, что флэш-память может изнашиваться, если её перезаписывать слишком много раз.
Deck теперь запускает быстрое форматирование, а не полное форматирование, когда вы используете SD-карту для хранения игр, и Valve говорит, что проблемы «в основном исчезли» с этим изменением. И хотя некоторые пользователи Reddit всё ещё жалуются, Янг говорит, что команда искренне хочет услышать информацию от людей с испорченными картами, «чтобы убедиться, что мы можем полностью решить эту проблему».
Valve говорит, что «безопаснее» будет выключить консоль перед заменой SD-карты. «Если вы ничего не делаете с данными, например, не запускаете игры или не загружаете обновления, тогда можно вытащить и заменить карту в любой момент», — говорит Янг.
Valve может добавить в Deck мобильные игры
По словам Гриффейса, некоторые издатели спрашивали Valve, не согласится ли она размещать игры с сенсорным управлением, которые никогда не выходили на ПК. «Они спросили нас, можно ли добавить такой проект в Steam?».
Valve абсолютно заинтересована в этом, если пользователям Steam будет ясно, что они получат управление лишь сенсорным экраном. «Я думаю, нам нужно немного поработать над магазином приложений».
Valve сама улучшает производительность игр
Мы видели это в Elden Ring, Red Dead Redemption 2, Halo Infinite и других: Valve сама активно работает над оптимизацией конкретных проектов для Steam Deck. Гриффейс и Янг рассказали мне, что Valve потратила годы на разработку собственных графических драйверов Vulkan, компиляторов шейдеров, реализаций DX11 и DX12 и собственного кода ОС, и это означает, что ей не нужно отдавать списки исправлений издателям игр.
«Вот почему вы смогли увидеть такие вещи, как исправление производительности Elden Ring, когда другие платформы всё ещё пытались разобраться в этом», — говорит Янг, ссылаясь на то, что Valve первой выпустила фикс совместимости. А пару дней назад Valve выпустила фикс для некстген-обновления The Witcher 3.
«Мы всегда смотрим на конкретную игру по той или иной причине», — говорит Гриффейс. Он также рассказал, что Valve потратила шесть месяцев на оптимизацию Halo Infinite. «Нам, по сути, пришлось изобретать новые функции Vulkan, чтобы эта игра получила поддержку». Команда сможет улучшить и Forza Horizon 5, потенциально уменьшив технические проблемы, о которых сообщают игроки.
Valve всё еще работает с античитами
Если многопользовательская онлайн-игра не работает на Steam Deck, обычно это происходит по одной простой причине — античит самой игры. В то время как Valve уже договорилась с крупнейшими поставщиками античитов, те же Destiny 2 и Fortnite по-прежнему не запускаются на Deck.
Но это не значит, что Valve не добилась прогресса — Гриффейс и Ян говорят, что они всё ещё активно работают над доступом к сетевым функциям Halo: The Master Chief Collection и Fall Guys, и это всего лишь два примера. Ожидается, что эти игры в конечном итоге будут доступны на Deck, хотя для этого потребуются некоторые изменения со стороны Epic, потому, что Epic владеет Easy Anti-Cheat, который использует The Master Chief Collection, а также Mediatonic, разработчиком Fall Guys. И это лишь один небольшой пример.
Несколько месяцев назад на Steam Deck были добавлены Apex Legends и 7 Days to Die — два примера популярных игр, которые отсутствовали при запуске.
Steam Deck был и остаётся распределённым проектом
Сколько людей трудилось над Steam Deck? Что ж, Valve нетипичная компания, и Steam Deck, видимо, не был простым проектом даже для Valve. В то время как собственная команда разработчиков оборудования Valve из 20-30 человек потратила два года на разработку устройства собственными силами, а также привлекла другие подразделения компании, Гриффейс говорит, что компания также напрямую платит сотне разработчиков проектов с открытым исходным кодом за работу над уровнем совместимости Proton, графическим драйвером Mesa и Vulkan среди других задач, таких как Steam для Linux и Chromebook.
«Существует глобальная стратегия, направленная на координацию всех этих продуктов и создание общей архитектуры, чтобы убедиться, что они помогут игровым технологиям для ПК процветать на базе Linux, которая на самом деле не является целевой платформой для всех этих игр», — говорит он. Можно сказать, что Steam Deck — это распределённый, коллективный проект, над которым трудятся не только основные разработчики Valve, но и профессионалы по всему миру.
Valve не будет сообщать о продажах Steam Deck
Valve уже отгрузила миллион устройств, как заявил один из разработчиков на конференции для специалистов. Но Янг сказал, что компания, как правило, не делится цифрами — и я полагаю, что так будет, пока любая цифра меркнет по сравнению, скажем, с Nintendo Switch, которая по состоянию на сентябрь 2022 года продана в количестве 114 миллионов устройств.
Только в октябре компания справилась с ажиотажем и запустила устройство в свободную продажу. Текущие цифры продаж не включают продажи в Японии, Южной Корее, Гонконге и Тайване, где Valve только начала продавать консоль. Только в Японии Nintendo продаёт почти столько же портативных устройств, сколько и во всей Европе, поэтому будет интересно посмотреть, произведёт ли Valve Steam Deck фурор в Азии.