Недавно в твиттере наткнулся на этот видос и прослезился. Согласитесь, iPad с iOS 6 выглядит сочно и необычно. Скевоморфизм делает систему живой — невольно залипаешь на каждую анимацию.
Спустя 8 лет iOS стала современнее, чище, но потеряла изюминку. Плоский и цветастый «флэт дизайн» выходит из моды, но что придёт на смену? Я считаю, что скевоморфизм должен вернуться в iOS.
Почему скевоморфизм — это хорошо
Скевоморфизм — это визуальный стиль, имитирующий реальные материалы и текстуры. Например, приложение-читалка, похожее на бумажную книгу в кожаном переплёте. Или зелёное сукно бильярдного стола из Game Center в iOS 6.
Всё началось со страсти Джобса к реализму. В ранних версиях Mac OS X использовалось много «стекла», но прототипом для кожаной обшивки приложения iCal стали кресла в личном самолёте Джобса. С выходом iPhone, Apple целиком ушла в скевоморфизм и на то были причины.
iPhone был новым типом устройства, так что знакомство с продуктом должно было пройти максимально комфортно. В системе использовали знакомые образы реальных вещей, поэтому операционкой могли овладеть даже дети. Календарь выглядел, как настоящий — понятно что от него ждать и как он работает. Книги стояли на «деревянных» полках, страницы перелистывались, как их бумажные аналоги.
Тогда такой реализм вызывал восхищение, всё было в новинку. Вспомните, как выглядели мобильные операционки до выхода iPhone. Никто не видел подобной красоты и разнообразия в пользовательском интерфейсе.
Дизайнерам дали все условия для создания революционного продукта и они оторвались по полной. В каждом элементе чувствовалось внимание к деталям, за которое многие полюбили продукты Apple.
Но поговорим о недостатках скевоморфизма и причинах отказа от него.
Почему скевоморфизм — это плохо
Если откинуть ностальгию, то стоит признать, что скевоморфизм в iOS выглядел китчево. Обилие «искусственной кожи» и «кричащих текстур» сейчас смотрится безвкусно. В реальной жизни использование искусственной кожи и дерева также не считается признаком хорошего вкуса.
Другой проблемой стало ошибочное восприятие скевоморфизма. Интерфейс выглядит как реальный объект, но не работает как он. Например, приложение «Контакты» для iPad выглядит как блокнот, но для поиска контактов невозможно листать страницы.
«В своё время скевоморфизм в интерфейсах решал одну важную задачу — облегчал использование инструментов. Элементы интерфейса сами говорили, что с ними делать. Пользователю не приходилось додумывать, опыт у всех более или менее один: кисть — рисует, дискета — сохраняет. Но как давно кто-то из нас сохранял что-то на дискету?
В Windows образ дискеты используется до сих пор. Хотя нынешнее поколение в глаза её не видело и с трудом понимает, что это за штука. А что будет лет через десять? Надеюсь, Microsoft найдет ей преемника.
Проблема в том, что скевоморфизм не проходит проверку временем. Интерфейсы стремятся к простоте и аскетизму. Мы воспринимаем информацию настолько быстро и поверхностно, что не вникаем в прорисованные пиктограммы и символы. У нас просто нет на это времени. Некогда разбираться в различиях между изображенным карандашом и кистью. Видим продолговатый инструмент, которым можно рисовать — наш мозг не вдаётся в подробности. Нет смысла тратить время и место на экране на прорисованные до мельчайших деталей «образы», которые стали не нужны в интерфейсе. Они есть уже у нас в головах».
Полина Елпатьевская, дизайнер, (Samsung, FIFA, известная космическая компания)
Apple это понимала — iOS нужен был лёгкий и чистый интерфейс. Поэтому на смену скевоморфизму пришел «плоский стиль». Дизайнеры и разработчики сосредоточились на функциональности приложений, а не визуальном восприятии. На мой взгляд, система стала безликой, ничем не отличающейся от конкурентов.
Но мода на «флэт» дизайн проходит — скоро его заменит новый визуальный стиль. Все вновь вспомнили про скевоморфизм. Он получил переосмысление и название «неоморфизм».
iOS нужен неоморфизм
Неоморфизм также имитирует физические свойства материалов и текстур. Рычажки и кнопки кажутся настоящими, их хочется потрогать. Но в интерфейсе больше нет кричащей безвкусицы — он чист и минималистичен.
Мне кажется, это то, что вновь оживит продукты Apple. Совместно с Taptic Engine интерфейс будет буквально осязаемыми. С некоторыми приложениями можно работать даже не глядя на экран.
«Неоморфизм — по сути своей графический приём, заключающейся всего в паре хитроналоженных теней. Пока это фантазии дизайнеров — подобный стиль несёт множество проблем при разработке.
Мода в дизайне, как и высокая мода, имеет интересную тенденцию. На подиуме модельеры с громким именем показывают свои совершенно космические работы — одежду, которую никто в повседневности не наденет. Но дизайнеры массмаркета переработают их идеи — и вот на полках магазинов висят обыденные вещи с текстурами или формой, подсмотренной на подиуме Милана.
Так же и в дизайне интерфейсов. «Переработать» модные идеи — отдельное искусство. Приспособить их под использование «на каждый день», под удобство пользователя — вот настоящая магия, которая пока с неоморфизмом не произошла. Но мы с нетерпением ждём этого момента».
Полина Елпатьевская, дизайнер, (Samsung, FIFA, известная космическая компания)
На мой взгляд, неоморфизм начнут активно использовать в AR-устройствах. Например, в очках, которые готовит Apple. Это новый продукт, как в своё время был iPhone. Людям нужно будет видеть привычные элементы из жизни, осязаемый интерфейс. Здесь и выйдет на сцену новый язык дизайна, который вытеснит приевшийся плоский стиль.
А что у конкурентов?
Android сейчас визуально мало чем отличается от iOS. Тот же плоский дизайн, который прикрывается названием Material Design. Наверное, для дизайнеров интерфейсов это плюс. При проектировании приложений достаточно сделать iOS-версию, а потом немного доработать под Android.
Раньше я был в восторге от Material Design. В каком-то смысле, это был посвежевший скевоморфизм. Первая версия имела свою философию, лицо — можно было говорить о характере бренда, выраженном в интерфейсе. Красивая идея, которая уступила универсальному минимализму.
Microsoft ещё три года назад презентовала новую концепцию дизайна — Fluent Design System. Сейчас компания планомерно к ней движется, и, надеюсь, реализует, что запланировала.
Fluent Design фокусируется на пяти принципах, которые позволяют разработчикам создавать более творческие и привлекательные интерфейсы: глубина, материал, свет, масштаб и движение.
Новый интерфейс Windows выглядит свежим, динамичным, в нём полно анимаций и элегантных элементов. По крайней мере в концепте — в актуальной сборке системы пока появились лишь некоторые элементы.
Пусть я и не перевариваю софт Microsoft, но с удовольствием буду следить за преображением Windows. Компания научилась делать классные продукты, может быть и софт подтянет.
Что касается iOS, то интересно услышать ваше мнение. Хотели бы возвращение к скевоморфизму или сейчас всё ок? Или компании пора заняться переработкой неоморфизма? Пишите в комментариях!