Amazon явно не собирается останавливаться на успехе «Пацанов» и продолжает выпускать новые яркие проекты. Совсем недавно вышел первый сезон сериала по «Властелину колец», на который мы писали рецензию, а теперь сервис планирует покорить сердца любителей киберпанка сериалом «Периферийные устройства» — экранизацией одноимённого романа Уильяма Гибсона от шоураннеров «Мира Дикого Запада» Лизы Джой и Джонатана Нолана.
Новинка на старте получила высокие оценки как от критиков, так и зрителей. На момент написания статьи вышло четыре серии, мы их посмотрели и можем сказать завышены ли оценки или мы действительно получили новый шедевр.
Главные герои
Часто героями киберпанк-произведений становятся подающие надежду неудачники. Сериал не стал исключением. Талантливая и умная Флинн Фишер прозябает в маленьком городке, вынужденная заботится о вернувшемся с войны брате и слепой матери.
Возможно, в другой ситуации она могла бы построить личную жизнь и добиться карьерного успеха, но вместо этого общается с далеко не лучшими представителями города и выполняет не самую интеллектуальную работу.
Нельзя назвать баловнем судьбы и её брата, который получает далеко не самую высокую пенсию, но не может выйти на работу, рискуя окончательно потерять даже те крохи, которые ему сейчас полагаются. Каждая серия и каждый положительный персонаж, словно кричат: мы заслуживаем лучшей участи. И не удивительно, что в определенный момент Флинн затягивает в частично виртуальный мир.
Технологическая начинка
Жанр киберпанка сложно представить без технологий, и сериал этим балует. Сюжет развивает идею симстим-технологий, во время которой стимулируется нервная система, создающая неотличимые от реальных ощущения. Если в раннем киберпанке пользователям системы предлагалось лишь испытывать ощущения актёров, а многие готовы были отдать слишком многое, для того чтобы стать актрисой симстим, то теперь главной героине сериала стало доступно полное взаимодействие с таким миром.
Нередко лучшими технологиями в киберпанке владеют далеко не самые добрые ребята, и «Периферийные устройства» продолжают эту традицию: от самого современного оружия до машин, маскирующихся под окружающий мир. Сериал в целом можно назвать показательным по отношению к технологиям в мире киберпанка. Мы можем сделать мир лучше, но вместо этого придумываем как убить или покалечить больше людей.
В сериале отлично продемонстрировано и вероятное будущее 3D-принтеров. Теперь можно напечатать практически что угодно: от свадебных фигурок для торта до современного оборудования и оружия. Судя по огромному количеству установленных 3D-принтеров, технология явно пользуется спросом, а люди предпочитают печатать нужные вещи на заказ и не ждать доставку из большого города.
Актёрская игра
К касту сериала, несмотря на общую тенденцию выбирать нестандартных актёров для экранизаций, практически нет претензий. Актёрский состав отлично справляется с экшен-сценами, требующими серьёзной физической подготовки.
Но в некоторых драматических моментах всё равно есть небольшие шероховатости — например, в сценах ссор главные актёры высказывают друг другу претензии почти без эмоций на лицах.
Но есть и за что отдельно похвалить Хлою Грейс Морец, исполняющую главную роль: она отлично передаёт эмоции, которые испытывает её героиня во время подключения.
Расхождения с первоисточником
«Периферийные устройства», как и многие другие работы Гибсона, сложное по структуре и языку повествование. Поэтому создателям сериала пришлось изменить часть событий, а также некоторые моменты биографии персонажей.
В итоге зритель получает яркий, захватывающий, но понятный мир, который будет интересен не только тем, кто ещё не читал Гибсона, но и его фанатам.
Бережное отношение к наследию Гибсона
Несмотря на все изменения в сюжете, создатели сериала максимально бережно подошли к творчеству писателя, сохранив атмосферу и тон повествования его произведений. Например, по отношению к технике — как и Уильям Гибсон, сценаристы не заостряют внимание на устройствах, и тем самым усиливают ощущение её обыденности для персонажей.
Также в сериале можно увидеть несколько отсылок к другим книгам писателя, причём некоторые из них внимательные зрители смогут увидеть уже с первых минут. Тут стоит немного подробнее рассказать вообще о творчестве Гибсона и не слишком удачных попытках экранизаций его книг.
Противоречивый провидец
Уильям Гибсон — значимый автор в мире фантастики, который получил множество литературных премий и стал основателем главного жанра о технологическом прогрессе. Но это одна из самых противоречивых личностей: так, например, человек, который предсказал появление интернета в его современном виде, не сумел сам создать себе сайт. Более того, часть его работ напечатана им на точно такой же машинке, на которой работал ещё Михаил Афанасьевич Булгаков. Гибсон невероятно далёк от технологий и максимально близок к ним. Выход нового сериала по одному из его произведений — отличный повод поговорить о наследии основателя жанра киберпанк.
Так получилось, что по книгам создателя жанра до этого момента не получилось снять ни одной достойной экранизации. Страшно представить, но первые рассказы в жанре киберпанк были написаны в начале 80-х годов. И если оставить за скобками аниме, то с того времени появилось не так много фильмов и сериалов, которые стали легендарными. А с экранизациями творчества «отцов основателей» жанра всё и вовсе печально. Если говорить именно о Уильяме Гибсоне, то в багаже целых две вышедших экранизации и три проекта, которые ждут реализации уже от пяти лет до трёх десятилетий.
Джонни Мнемоник (1995)
Одноимённый рассказ был одним из первых произведений Гибсона. У фильма заслуженно много фанатов, и это один из ярких представителей жанра, но его сложно назвать хорошей экранизацией. Причин, по которым культовый рассказ не стал шедевром на экране несколько: недостаточный бюджет, режиссёр, который до этого снимал исключительно клипы, а также, как ни парадоксально, популярность Киану Ривза.
Пока снимался фильм на протяжении пяти лет, Киану успел сняться в «Скорости», которая принесла ему головокружительный успех, и продюсеры фильма заставили переделать практически весь сценарий, превратив кино в банальный боевик. Причиной провала можно назвать и самого Гибсона, а точнее его решение убрать из повествования одну из самых интересных героинь всего киберпанка, в надежде экранизировать свою первую трилогию.
Отель «Новая роза» (1998)
Несмотря на великих Кристофера Уокена и Уиллема Дефо в главных ролях и довольно сильный первоисточник, фильм не снискал ни любви зрителей, ни признания критиков. Вместо сочетания романтической линии, экшена и высоких технологий, режиссёр решил сосредоточиться на внутренних переживаниях героев, выбросив важные моменты из кадра.
Читая рассказ, ты можешь вернуться на несколько строк раньше или переобдумать каждую строку. В рассказе, словно кусочки пазлов, автор добавляет воспоминания главного героя о событиях, которые могут показаться отрывистыми, чтобы в конце получилась явная и понятная картина. Такая структура повествования в целом характерна для всего творчества автора, и это одна из причин почему его сложно экранизировать.
Обновление киберпанка
Как бы прекрасны не были ранние работы жанра, большая часть их мыслей устарела, и проблемы героев кажутся нам неактуальными. Корпорации, которые показаны в крайне пугающем свете, вовсе не столь могущественны, как казалось в 80-х. Да и технологии, о которых авторы могли только мечтать, уже появились почти в каждом доме.
Мы настолько привыкли к гаджетам, что фильмы и новости о них иногда вызывают усталость. Поэтому Уильям Гибсон при написании «Периферийных устройств» (книга вышла в 2014 году) намеренно идёт на самоповторы, переосмысливая всё своё предыдущее творчество с оценкой изменившейся реальности.
Оставь надежду всяк сюда входящий
В творчестве писателя герои редко попадают в приятные для жизни места — чаще всего это либо грязные гетто крупных городов, либо типичная американская глубинка, как, например, в написанном в соавторстве с Майклом Суэнвиком «Поединке».
Так и в «Периферийных устройствах» часть действия происходит в типичной пыльной одноэтажной Америке, где все друг друга знают, и совершенно нет надежды на лучшее устройство своей жизни, чем работать в небольшом магазине за маленькую плату.
Вьетнамские флешбэки
На Уильяма сильно повлияла война во Вьетнаме, из-за которой он даже переехал жить в Ванкувер. Поэтому нередко основными и второстепенными героями автора становятся ветераны войны. Гибсон одновременно с уважением относится к людям, прошедшим войну, но показывает её реальную разрушающую сторону без лишнего апломба.
В его книгах ветераны часто возвращаются с фронта покалеченными не только физически, но и морально, оказавшись выкинутыми из социума, и никакие киберимпланты этого не исправят. Автор показывает, что государству солдат нужен лишь пока на фронте, а дальнейшая судьба его не интересует. Эта тема также прослеживается и в сериале.
Двойное повествование
Гибсон любит собирать две или больше сюжетных линии, как это было и в «Графе Ноль», и в продолжении «Мона-Лиза Овердрайв», только под конец произведения собирая всю линию воедино.
В «Периферийных устройствах» он продолжает заигрывать с сюжетными линиями, добавляя некое временное расхождение. Всё время хочется понять, как всё это было связано и как влияли события друг на друга.
Почему «Периферийные устройства» — одно из лучших событий в киберпанке
Киберпанк в классическом представлении, каким его на начальных этапах создавали Гибсон и другие, — нечто большее, чем просто смесь технологий и экшена. Это сочетание социальной драмы, романтики, влияния прогресса на человечество и основных вопросов, которые мы себе задаем. Спустя практически 30 лет с выхода первых рассказов жанра мы можем посмотреть, как изменилось отношение автора и общества к технологиям и неизбежным сложностям, которые они с собой несут.
Я горячо люблю творчество Уильяма Гибсона и жанр киберпанк, при этом я совершенно не ожидала ничего хорошего от сериала, думая, что заброшу его после пилотных серий. В результате я очень рада, что, похоже, ошиблась в своих ожиданиях. В сериале талантливо переданы атмосфера жанра, отлично показаны технологии.
«Периферийные устройства» держат баланс между динамичными сценами и поддерживают необходимый для киберпанка уровень социальной драмы. Пожалуй, это одно из лучших событий жанра за долгие годы, и хочется надеяться, что сериал не скатится ближе к концу и не превратится в многосезонную мыльную оперу.