В прокат вышел новый фильм от продюсера Джеймса Вана, режиссера и сценариста франшиз «Пила», «Астрал» и «Заклятие». На мой взгляд, картина не стоит отдельной рецензии. Работа получилась откровенно слабой: герои ведут себя клишированно, глупо и неестественно, а главное зло, являясь ВСЕЛЕНСКИМ ЗЛОМ, занимается ночным запугиванием монашек и зловещим открыванием-закрыванием дверей за спиной у героев, которые по традиции ходят ночью на кладбище и разделяются в тёмных катакомбах.
Можно понять, когда авторы используют клишированные приемы, свойственные конкретному жанру. В данном случае этим приемом является поворот камеры, когда у героя за спиной появляется НЕЧТО. Хорошо, использовали уместно — и ладно. Но не шесть же раз за фильм! Или двойной скример, когда зрителю сначала дают обманку, а пугают чем-то другим. Такое происходит практически через сцену. И так во всём. Все кажется вторичным и неестественным.
Создатели словно забыли задать правила, по которым работает мир в фильме. Пастор читает молитвы, которые слабо помогают от восставших из мёртвых трупов. Случайный помощник приносит с собой дробовик, который работает против любой нечисти. Казалось бы, уместно использовать оружие, раз оно работает? Но нет, герои упорно игнорируют подручные предметы и продолжают поминать Господа, хоть он им так ни разу и не помог. В общем, скука и сплошное разочарование.
Чтобы не разочаровываться в кинотеатре и при этом удовлетворить желание посмотреть добротный хоррор, предлагаем вам свой список ужасов на ближайшие выходные.
«Ритуал»
Завязка фильма проста: четверо друзей отправляются в пеший поход по Норвегии в память о погибшем товарище. В пути один из них подворачивает ногу, и ребята решают срезать через лес. Риск оказывается неоправданным, и герои сталкиваются с древним божеством и культом, ему поклоняющимся. Теперь у них одна задача — выйти из чащобы и выжить.
Сама фабула сюжета звучит довольно банально. Но фильм выделяется не столько сюжетом (хотя и там есть свои неожиданности), сколько адекватностью персонажей. Например, один из героев видит нечто странное в лесу. В отличие от большинства хорроров, он не идёт проверять это в одиночку, а рассказывает всё товарищам. Или вот группа наткнулась на хижину. При этом персонажи не разбредаются по округе, как обычно, а организованно исследуют дом, стараясь не оставаться в одиночестве. Даже рассорившись, компания остаётся вместе, потому что все понимают, что в лесу лучше не оставаться одному.
Создатели пытаются вызвать страх не типичными скриммерами, а в первую очередь напряжённой атмосферой. Неторопливое повествование и редкая смена планов делают своё дело, и постоянное чувство неизвестности и обреченности начинает преследовать не только главных героев, но и зрителя. Кажущийся небольшим и прозрачным поначалу лес становится бесконечным и непроходимым, надежда на счастливое окончание путешествия тает с каждой минутой, а горечь от жестокого финала остаётся надолго.
Жалко, что фильм остался таким неприметным. Это очень красивое кино со множеством нестандартных решений и интересным сеттингом. Если бы Netflix устроила его прокат в кинотеатрах, он, вероятно, стал бы хитом.
«И гаснет свет»
С данной картиной ситуация иная. Здесь в первую очередь интересна сама концепция местного «зла». По сюжету, главная героиня Ребекка только недавно покинула родительский дом, в котором её каждую ночь мучили кошмары. Девушка живет обычной жизнью, но после таинственной смерти отца она узнаёт, что её младший брат видит те же кошмары про нечто, скрывающееся в темноте. Пытаясь разгадать эту тайну, герои оказываются в смертельной опасности, ведь свет может погаснуть в любую минуту.
Страх темноты в той или иной степени есть у всех, и фильм делает всё, чтобы он проявился. Пугающая сущность, поджидающая героев во тьме, открыла перед авторами картины невиданный простор для креатива. Герои постоянно изощряются в способах найти источник света. Фонарики, свечки, экран телефона… Чего только стоит момент, когда один из персонажей оказывается практически пойман, но в последний момент догадывается завести машину с автозапуска и спасается в свете фар.
Опять же, удивляет и общая адекватность происходящего. Особенно поражает концовка, крайне нетипичная для такого «низкого» жанра. Маст вотч.
«Оно» (It Follows)
Нет, это не фильм по роману Стивена Кинга, за сходство можно сказать спасибо нашим переводчикам. Главная героиня Джей опрометчиво решает познакомиться с парнем на одну ночь. После вечера в машине партнёр усыпляет её при помощи хлороформа. Как только Джей приходит в себя, парень объясняет, что его преследует тёмная сущность, которую ему также передала какая-то девушка, и у него не осталось выбора, кроме как перекинуть злое бремя на героиню. С этого момента девушка вступает в постоянную гонку со злом, приходящим в образе умерших людей, которые медленно, но верно преследуют свою жертву.
В этом фильме вообще нет скриммеров, а каждое появление зла снято максимально медленно. От этого создается ощущение неумолимо надвигающегося рока, который настигнет тебя, где бы ты не скрывался. Ведь зло не бежит, не торопится — незачем. Оно всё равно настигнет героиню, так или иначе. Никто кроме Джей не видит его, а потому девушке приходится рассчитывать только на себя. В добавок ко всему перед героиней встает моральный вопрос: перекинуть жребий на давно влюбленного в неё парнишку или же остаться честной и попытаться дать отпор?
Множество интересных решений в операторской работе и подаче, хороший эмбиент-саундтрек. Что еще нужно для хорошего хоррора? Или триллера? Решайте сами.
«Не дыши»
Трое грабителей решают ограбить слепого ветерана войны в Ираке. Его дом находится на пустынной улице, охраны нет никакой, всё должно пройти идеально. Вот только жилище хранит страшную тайну, и его хозяин никому не позволит рассказать о ней.
Данный фильм нельзя назвать хоррором в истинном понимании. В нём нет ничего паранормального, но главный злодей (Стивен Лэнг) кажется настолько инфернальным и сумасшедшим, что кажется, будто он и есть то самое абсолютное зло. Главный сюжетный поворот в середине фильма лишь утверждает это в голове зрителя.
Этот фильм выбивается из ряда себе подобных благодаря огромному количеству оригинальных режиссерских находок. Взять хотя бы сцену, снятую в полной темноте при помощи инфракрасных камер, в которой виден неподдельный страх героев, вынужденных скрываться в темноте от человека, которому не нужен свет, чтобы их найти.
Действия персонажей тоже не совсем стандартны. Злодей (с точки зрения главных героев) не ведёт диалогов с грабителями, попросту стреляя в ответ на просьбу отпустить их. Сами герои тоже не глупят, сразу догадавшись снять обувь для большей скрытности.
Прекрасная работа на стыке триллера и хоррора от режиссера ремейка «Зловещих мертвецов» понравится не всем, но равнодушным не оставит никого.
«Террор»
Единственный сериал в данном списке. В основе сюжета лежит роман Дэна Симмонса, который, в свою очередь, основан на реальных событиях.
В 1845 году два корабля Королевского Флота Великобритании — «Террор» и «Эребус» — под командованием капитана Джона Франклина отправляются в арктическую экспедицию с целью отыскать Северо-Западный проход вдоль побережья Канады. Попав в северные воды, корабли очень скоро оказываются скованы льдом и встают на зимовку. Припасов должно хватить на 3-4 года, и всё вроде бы идёт по плану. Вскоре выясняется, что припасы плохо законсервированы, и в дополнение к этому команду начинает терроризировать огромный монстр, которого эскимосы почитают как древнего бога Туунбака.
Припасы тают на глазах, на сотни километров вокруг нет ни души, а любая попытка разведать территорию оборачивается гибелью членов экипажа. Замкнутое пространство двух кораблей и полярная ночь создают непередаваемую атмосферу безысходности и отчаяния. Досконально воссозданный быт 19-го века помогает перенестись в прошлое и полностью окунуться в мрачную арктическую зиму.
Здесь у зла нет цели поработить мир или стать масштабнее. Оно упивается беззащитностью людей, оказавшихся вдали от родного дома и цивилизации. Ему некуда спешить, да и незачем. Он убивает моряков по одному, не торопясь, ведь бежать им все равно некуда.
Концепция демона, которому просто нравятся человеческие страдания, работает в данной ситуации идеально. Зрителю не остается ничего, кроме как бессильно ненавидеть этот злой рок. Но ведь это всё равно, что ненавидеть погоду за окном — бессмысленно. А потому нам остается лишь наблюдать за медленным увяданием всего человеческого в людях, застрявших посреди бескрайних льдов.