Пять лет назад на PlayStation 4 вышла первая Spider-Man, которая сразу стала хитом, а многие вообще назвали её лучшей игрой про Паука за всё время существования игр про Паука.
Спустя пару лет вышли приключения Майлза Моралеса, которые тоже были тепло приняты, но без особых восхищений. Оно и понятно, игра была полностью сделана на базе оригинала, и позиционировала себя больше как большое рождественское дополнение, а не полноценную игру.
И вот сейчас мы видим полноценное номерное продолжение, которое должно не только улучшить все аспекты оригинала, но и вновь удивить нас своим масштабом и постановкой. Получилось ли?
Игра начинается просто молниеносно, задавая такой уровень происходящего, что от увиденного хочется прыгать на месте. Нечто похожее последний раз было в God of War 3 в стартовой миссии. В этот момент сразу вспоминаешь, что такую концентрацию событий в минуту может делать только Sony, и то нечасто.
Но после часа самого лучшего эпика нас резко возвращают в обычную жизнь героев, завалив на ближайшую пару часов рутиной в тесных локациях, заставляя слушать долгие разговоры О ВАЖНОМ. Такое соседство сохранится на всём протяжении игры, когда после одной яркой миссии вас ждёт парочка совсем необязательных эпизодов, которые выбивают из набранного темпа.
Сравнивая с первой частью, таких эпизодов стало только больше, и если некоторые правда важны для сюжета, то большинство просто отнимают время примитивными механиками и ужасно глупым обоснованием. Например, миссии с Мэри Джейн. Продолжается такое действо обычно не больше получаса, но к концу начинаешь сильно раздражаться, ожидая скоростной геймплей и продвижение сюжета.
Как вы знаете, теперь у нас целых два Паучка, каждый из которых обладает своим характером. Паркер и Моралез идеально дополняют друг друга, а их взаимодействие и диалоги никогда не раздражают, раскрывая личности каждого. Только вот всю первую треть игры нам прямо показывают, что дуэт всегда работает вместе, и друг без друга они уже никак не справляются, но с полноценным появлением в середине игры Гарри Озборна в новом облике о Моралесе будто забывают.
В этот раз на Нью-Йорк нападает Сергей Кравинов, он же Крейвен-охотник, который просто хочет поохотиться на всех злодеев и героев города, чисто в охотничьих целях. Для этого у него есть целая армия, которая и станет нашим основным противником. Несмотря на типичную фабулу, сюжет можно назвать ярким и запоминающимся. Разработчики не боятся показывать знакомые нам лица и создавать с ними неожиданные ситуации.
Персонажи сменяют друг друга, а вы только успевайте сражаться в постоянно меняющихся локациях и условиях. Создаётся впечатление, что сценаристам позволили делать что угодно, и тут есть много неожиданных решений. Например, прямое пересечение с киновселенной Marvel и последними мультфильмами.
Говоря о том, насколько в это всё интересно играть, то происходящее можно расценивать с двух позиций. Первая — все механики обновили и расширили, увеличили город, добавили активностей, два играбельных героя и вообще это лучший блокбастер года.
Вторая — всё это уже было в первой части, кардинальных отличий нет, добавили пару способностей и приёмов, город пустой, в сюжете куча нытья и морализаторства, и вообще это всё унылый аддон от Sony под видом сиквела. И оба этих мнения имеют право на существование.
Даже будучи большим фанатом героя, можно отметить, что приключения Паука перестали быть безбашенными. У игры максимально нейтральный тон, где нет места ярким шуткам или ситуациям на грани. Попав в огромный Нью-Йорк вы точно ощутите изменившийся масштаб, но уже спустя пару часов вся карта будет увешана разнообразными миссиями: зачистка баз, помощь горожанам, поиск тайников, сбор паукоботов, фотографирование событий и решение химических головоломок.
И это только малая часть всех активностей. Некоторые события действительно раскрывают целую цепочку интересных квестов, которые открывают новых героев и постепенно рассказывают интересный сюжет. Большинство же побочных квестов просто отвлекают вас от настоящего веселья, которое и так разбавлено миссиями с второстепенными персонажами.
Зато ближе к середине развивается не только сюжет, но и игровой процесс. Когда вы уже успеете прикупить десяток улучшений и новых приёмов, на вас выбрасывают просто массу противников, и тогда придётся использовать весь свой арсенал. А как только вы ощутите мощь симбиота на себе, игра вновь поймает кураж.
К технической части есть некоторые претензии. В режиме «Качества» игра действительно выглядит удивительно, хоть и проскальзывают небольшие баги, но это режим с 30 FPS. Кадры совсем не проседают, и игра ощущается комфортно, но не сравнить с 60 FPS, когда ощущение скоростного полёта просто вдавливает в кресло.
К сожалению, в режиме «Быстродействия» игра выглядит уже заметно проще, а панорама города неприятно поблёскивает «острыми углами», да и всё остальное уже не такое выразительное, особенно на 4K-экранах. Те же хваленные мгновенные переключения между героями спрятаны под чёрный экран, который длится не больше секунды. Да, быстро, но GTA 5 на Xbox 360 делала это через красивый пролёт над городом, который и тут есть, но только в сюжетные моменты.
Получается, разработчики максимально обезопасили себя, улучшив просто каждый аспект игры: огромный и наполненный активностями город, десятки новых костюмов и приёмов, масса героев и злодеев в кадре. И это всё отлично работает, если не вдаваться в детали, и не искать в игре что-то большее. Для многих это просто игра мечты, равной которой нет.
Только отбросив в сторону эмоции, получается что перед нами что-то похожее на Batman Arkham Knight, формулу которой полностью повторяет сиквел про Паука. Эта та же самая игра пятилетней давности, но каждый элемент в ней сделан лучше. Достаточно ли этого в 2023 году для главного эксклюзива PlayStation 5? Может быть и да, но до звания «игры года» Sony в этом году явно недотянуаи, решив сделать комфортный сиквел, который понравится абсолютно всем и каждому. И это подтверждают продажи — игра стала самым продаваемым эксклюзивом от внутренних студий Sony за всю историю, а 2,5 млн игроков приобщились к сиквелу уже в первый день.