Прощай Бонд, Джеймс Бонд. Обзор «Не время умирать» без спойлеров

7 октября до Российского проката наконец добрался 25-й фильм о Джеймсе Бонде. Агент 007 оказался в числе тех, кто сильнее всего пострадал от сложностей в производстве и прокате в связи с пандемией, поэтому до мирового проката картина добралась лишь спустя год, а российским зрителям пришлось подождать прощания с Дэниелом Крейгом в роли Бонда ещё одну лишнюю неделю. Стоило ли «Не время умирать» столь длительного ожидания? Рассказываем без спойлеров.

Фильм является завершением цикла, в который также вошли «Казино Рояль» (2006), «Квант милосердия» (2008), «Координаты: Скайфолл» (2012) и «СПЕКТР» (2015), мы рекомендуем посмотреть эти части перед тем, как идти на «Не время умирать».

Не секрет, что в последнее время Агент 007 — это, скорее, полнометражный сериал, чем отдельные фильмы о приключениях почти бессмертного шпиона, строгий костюм которого в разное время примеряли шесть актёров, поэтому непосвящённый зритель хоть и получит удовольствие от просмотра, не зная, чем примечательна Веспер Линд и не представляя масштабов организации под названием «СПЕКТР» — неприятный привкус останется, как будто незадачливый бармен забыл, что нужно смешать, но не взбалтывать.

Несмотря на то, что «Не время умирать» длится почти 3 часа, ощущения затянутости не возникает. Сюжет не провисает, а найти сцены, которые можно смело выкинуть без ущерба для повествования, сложно. Экшн чередуется с диалогами и шпионскими интригами, хотя никаких роялей в кустах и неожиданных поворотов почти нет — повествование максимально линейное.

К самим экшн-сценам тоже сложно придраться: пусть они не блещут взрывами и экспериментами в духе большой семьи любителей быстрых машин и пива Corona Extra, сняты атмосферно, смотрятся увлекательно и порой застают врасплох, что только усиливает впечатления. Фильм, традиционно для жанра, изобилует разными локациями, но сама история не кажется масштабной: мир, конечно, в опасности, но на первом плане скорее личная драма главного героя.

О том, что 25-я часть серии – не рядовой фильм о Бонде, его создатели не дают забыть на протяжении всего хронометража. На отсылки к предыдущим частям и пасхалки не поскупились и, если одни с лёгкостью заметит любой внимательный зритель, другие, например референсы к «Живёшь только дважды» или «На секретной службе её Величества», завуалированы настолько, что найти и понять их смогут только настоящие поклонники серии. Стоит отдать должное, весь фансервис вплетён довольно тонко и отсылок ради отсылок нет, хотя знаковые для бондианы элементы, безусловно, присутствуют.

Не забыли и о гаджетах от Кью, хотя выглядят они не столь фантастическими как в фильмах 90-х: никаких невидимых автомобилей, а лидар, размером с большую Яндекс.Станцию и вовсе кажется слегка архаичным, учитывая, что в современных iPhone такой девайс едва больше спичечной головки. Зато модельный ряд Aston Martin продемонстрирован от души, причём даже через автомобили усилен контраст между Бондом и его «преемницей», образ которой поначалу вообще кажется собирательным и карикатурным, призванным высмеять проявления толерантности в играх и кино.

Впрочем, негодование многих поклонников самого известного секретного агента Британии по поводу Номи (героини Лашаны Линч) на волне разнообразных слухов оказалось напрасным, она является второстепенным персонажем и появляется лишь в нескольких эпизодах. 

Ещё меньше экранного времени, к сожалению, досталось и Ане де Армас, но даже эти пять минут стали одними из самых ярких и запоминающихся за весь фильм, а Палома может смело претендовать на звание самой неоднозначной спутницы Бонда, по крайней мере за последние пять фильмов. А вот кого так и хочется поругать, так это главного злодея.

Нет, Рами Малек очевидно старался сыграть неординарного антагониста, но как и всей истории ему не хватает масштаба, а сам персонаж смотрится немного неуместным, особенно с учётом флешбэков – он просто не выглядит на предполагаемый возраст Люцифера Морнингстара Сафина, несмотря на попытки состарить его за счёт голоса и грима. В результате перед нами скорее Эллиот Алдерсон (Мистер Робот) под влиянием одной из своих личностей. 

Возможно такое впечатление складывается после харизматичного Лё Шифра в исполнении Мадса Миккельсена («Казино Рояль»), запомнившегося попыткой кастрировать агента 007 наиболее странным и унизительным образом или Хавьера Бардема в роли Рауля Сильвы («Координаты: Скайфолл»), уровню безумия которого позавидовал бы даже Джокер, но даже появляющийся на пять минут раздавленный во всех смыслах антагонист предыдущей части, которого играет Кристоф Вальц, выглядит гораздо более зловещим и матёрым противником Джеймса Бонда и всей британской разведки за компанию. 

Весь фильм в итоге можно назвать большой отсылкой к тёплому ламповому кино, с которого начались приключения агента с позывными 007, и «Не время умирать» не пытается заимствовать ноу-хау других популярных блокбастеров последних лет, подобно тому, как Мистер Бонд в своё время позаимствовал трясущуюся камеру для «Кванта милосердия» у другого, не менее известного киноразведчика.

Вместо этого фильм пытается казаться классикой в современной обёртке с резкой картинкой и обилием сцен, снятых на широкоугольный объектив, но во время просмотра не покидает атмосфера старого и немного наивного представления о буднях суперагентов. В одной из сцен даже показалось, что сейчас из пуленепробиваемого Aston Martin выйдет Шон Коннери и закурит сигарету, но нет — эта эпоха ушла и, похоже, бесповоротно. Бонду на экране теперь лучше самостоятельно ловить себе рыбу возле хижины на берегу моря, чем курить и смаковать коктейли.

Похожие материалы