Когда на презентации Microsoft показали кинематографичный трейлер игры Twelve Minutes, многих заинтересовал концепт и визуальное исполнение, но мало кто догадывался, что игра делалась практически одним человеком в течение 6 лет. Игра казалась просто идеальным игровым триллером, не уступающим по атмосфере Heavy Rain и Fahrenheit: одна квартира, пугающий своей простой сюжет, бесконечные короткие попытки что-то изменить и постоянное чувство тревоги. Но получился неоднозначный, противоречивый, а иногда и абсурдный проект.
Сюжет игры рассказывает о мистической временной петле, в которую попал главный герой. Чтобы не произошло, спустя 12 минут после пробуждения в квартиру вламывается полицейский, избивает героя, а его жену заковывают в наручники и обвиняют в убийстве. Мы должны помочь герою выбрать из этого кошмарного Дня Сурка и помочь во всём разобраться. Компанию нам составят персонажи, озвученные Джеймсом МакЭвой, Дэйзи Ридли и Уиллемом Дэфо.
Впервые запустив игру вы увидите циферблат удивительной красоты, стрелки которого бегут под оркестровые звуки, задающие тревожный тон будущему приключению и настраивая на определённый лад. Но как только начнётся геймплей, вас опустят с небес на землю.
Начнём с минусов. К графике придираться не имеет смысла: минималистичный стиль выглядит вполне сносно, а работа со светом и вовсе решает вопрос погружения. Но что мешает ему, так это ужасно ватное управление, которое спустя несколько часов просто выводит из себя. За все элементы управления тут отвечает мышь, и по сути, это привычный всем нам квест, только с видом сверху.
Казалось бы, что никаких проблем тут и быть не может, но в таком динамичном концепте, когда на счету каждая секунда, а пятиминутные попытки длятся в сумме более 10 часов, герой двигается преступно медленно и неуклюже. Складывается ощущение, что вы управляете не мужчиной 30 лет, а ватным Дедом Морозом стоящим под ёлкой. К пятому часу прохождения это начинает раздражать и накладываться на слишком уж дешёвые анимации, которых я не видел даже в инди-играх уже несколько лет.
Вытягивает же ситуацию всё та же концептуальная часть с временными петлями. В самом начале игры вы входите в свою небольшую, скромно обставленную квартиру, где вас сразу же встречает жена, готовящая романтический ужин и стремящаяся сообщить какую-то радостную новость. Тут же сразу начинается вариативность и поле для экспериментов. Вы можете делать что угодно и использовать предметы в доме, но что бы вы ни делали, через 12 игровых минут в дом вломится полицейский, представит обвинение супруге, а вас успокоит точным ударом в голову.
Нарушить эту закономерность нелегко, а порой просто мучительно утомительно. Определённые цепочки действий вам придётся повторять десятки раз, попутно выслушивая всё те же реплики и диалоги. Поиграв часа 4, ты ассоциируешь себя с героем настолько, что тебе как и ему уже физически плохо от однообразия происходящего. Практически всё разнообразие происходит в диалогах, геймплейно же вы будете большую часть игры повторять один и тот же алгоритм, пока не найдёте единственный идеальный вариант. И эта линейность расстраивает больше всего.
Спустя несколько часов сюжет берет новый оборот, а вы снова получаете мотивацию для продолжения этого забега. Стоит отметить, что оборвать эту петлю можно лишь тогда, когда это задумано игрой. У меня случалось несколько случаев, когда меня абсолютно устраивал исход событий, но игра снова и снова бросала меня на решение детективной истории. Несмотря на простоту и обилие нелепостей, у сюжета есть несколько козырей, которые разыгрываются ближе к финалу.
Одним из козырей разработчиков были знаменитые актёры, которые подарили свои голоса героям игры. Да, звучат они ярко, но спустя пару часов ты даже не обращаешь на них внимания, тем более что персонажи практически безлики внешне.
Twelve Minutes работает только в том случае, если вы отбросите все ожидания. Игра бедна практически во всём (и даже голливудская озвучка этого не меняет), и есть лишь одна вещь, ради чего стоит её купить — задумка. На все остальное можно и нужно закрывать глаза.
Когда ты пятый час пререигрываешь пятиминутный момент в попытках найти хоть какую-то новую зацепку, хочется просто выключить игру (что я и делал пару раз), но как только находишь эту нужную реплику, ты вновь не можешь оторваться и проживаешь десяток времененных петлей. Это интересный триллер, который невозможно просто пронаблюдать. Базисно, это классический квест из 90-х: интересный сюжет, элементарный геймплей и набор нелогичных решений задач. Мне этого хватило для одного прохождения, но возвращаться в эту петлю я точно пока не хочу.