«Мистер Пресли, вы готовы взлететь?». Обзор фильма «Элвис»

В начале августа на стриминговых сервисах и в онлайн-кинотеатрах состоялась премьера нового фильма База Лурмана «Элвис» — биографической драмы об Элвисе Пресли и его одиозным менеджером полковником Томом Паркером.

За рубежом картина вышла в кинотеатрах в конце июня и собрала множество высоких оценок критиков и положительных отзывов зрителей — средняя оценка фильма на IMDb составила 7,7 балла. Чем Баз Лурман, автор «Великого Гэтсби», «Мулен Руж» и «Ромео + Джульетта» смог поразить публику на этот раз? Давайте разбираться! 

Сюжет и визуал

Фильм рассказывает историю жизни и карьеры признанного короля рок-н-ролла Элвиса Пресли через призму напряжённых отношений с его менеджером полковником Томом Паркером, с которым они проработали более 20 лет — с 1956 года, когда он заключил эксклюзивный контракт с Элвисом на управление всеми его делами в области шоу-бизнеса и до момента смерти Элвиса. 

Сюжет фильма нелинейный, иногда запутанный, но подаётся он невероятно красиво и креативно. Картина начинается с введения, в котором зрителям показывают пожилого Паркера, размышляющего о том, что его обвиняют в обмане, краже доходов и даже смерти Элвиса. После чего он начинает свой рассказ о жизни Элвиса и его встречи с ним, а фильм превращается в яркий и красивый клип на почти три часа. 

И эта невероятная подача — первое, чем цепляет фильм. Баз Лурман не только снял множество пестрящих цветами и ослепляющих светом софитов сцен (как, например в «Великом Гэтсби»), но и внедрил множество интересных для байопиков визуальных решений. Многие моменты, особенно когда рассказывается о стремительном взлёте карьеры Элвиса, оформлены в стиле сплит-скрин — изображение делится на три, пять, десять частей, не теряя при этом в целостности и удачно подстраиваясь под главные хиты Элвиса. Другие эпизоды, которые, например, показывают отношение прессы к Элвису на том или ином витке его карьеры, радуют глаз красивыми анимациями.

Кроме того, те фрагменты, которые рассказывают о жизни Элвиса вне сцены, тоже оформлены стильно и стараются передать дух эпохи 60-х и 70-х во всей её красе. Под него подстраиваются и часто отображаемые в фильме даты, шрифт и цвета которых перекочевали в картину прямо с рекламных постеров тех лет. 

Однако визуал не перетягивает всё внимание на себя — Лурман вовремя показывает, что у Короля рок-н-ролла и его алчного менеджера вне сцены всё было далеко не так хорошо, как на сцене. Между эпизодами с выступлениями Элвиса показываются различные подробности его жизни: и отношения с женой, и отношения с семьёй, и рождение дочки, и конечно те мировые события, которые влияли на его жизнь: взлёт Beatles, гибель Мартина Лютера Кинга, появление в правительстве США расистов, всеми силами старающихся убрать Элвиса со сцены, поскольку он родился и вырос в южных штатах и т.п. 

Другое дело, что из-за клипового стиля повествования происходящее в жизни Элвиса почти не оказывает никакого влияния на зрителей с точки зрения эмоций. Та же смерть Мартина Лютера Кинга, которая была для Элвиса, как для человека, выросшего на юге и понимающего проблему расизма, настоящим ударом, на общий настрой фильма и ощущения от просмотра не влияет почти никак — ну да, Элвис расстроен.

Кроме того, из-за темпа повествования некоторые эпизоды, иногда даже важные для понимания картины, ускользают из поля внимания зрителя, однако тут на помощь приходит голос нарратора — престарелого Тома Паркера, который разъясняет многие моменты, но к упомянутым выше историческим событиям он комментариев не даёт.

И это, на самом деле, объясняет, почему многие эпизоды, связанные с эпохой, в которой жил Элвис и Паркер, не особо влияют на общую картину — они даны исключительно для контекста. Фильм сосредоточен даже не столько на персоне Элвиса, сколько именно на его отношениях с Паркером. Поэтому когда, например, в одно время умирает Мартин Лютер Кинг, а Паркер подписывает за спиной у Элвиса контракт на его выступления в крупнейшем казино-отеле Лас-Вегаса, где жадный промоутер артиста попал в долги, всё внимание будет на последнем. 

И тут возникает вопрос, особенно если вы знаете, что фильм идёт почти три часа: «Это что, трёхчасовой клип об отношениях артиста и продюсера?». Да, именно так. И за ними очень интересно наблюдать. У одного есть опыт в промоутинге и деньги, а у другого — музыкальный талант и желание выбраться из нищеты, и оба хотят всех удивить. 

Однако в процессе их развития выясняется, что Паркер готов до последнего соглашаться со всеми, от кого зависит его доход, а Элвис — хочет оставаться собой и идти за мечтой до конца, не взирая на угрозу потери денег, прекращения показа его концертов на крупнейших каналах и так далее. На этом и строится главный конфликт фильма. 

У каждого из героев есть определённый бэкграунд, который отлично встроен в повествование. Наличие сразу двух сюжетных линий, которые постоянно пересекаются, является основным драйвером интереса зрителя. Например, в одном из эпизодов фильма, когда Элвис обретает всё то, о чём мечтал, и зрители от этого сами расплываются в улыбке, Лурман предусмотрительно показывает, что зло в лице Паркера не дремлет и всё ещё пытается решить свои проблемы за счет Элвиса и его семьи.

При этом Лурман не показывает Паркера как прямо уж совсем отмороженного подонка. Он, скорее, жалеет его как и любого-другого человека, который осознав свои возможности и познав зависимость от азартных игр, потерял голову. И это сожаление видно не только по отношению к Паркеру, но и к Элвису, который в погоне за мечтой угодил к нему в ловушку, откуда попросту не хотел искать выхода, а когда нашёл — было поздно.

И об этом, как мне кажется, Лурман и рассказывает на протяжении всего фильма: о том, что однажды поднявшись можно взлететь так, что на землю вернуться уже не получится. И без разницы, что тебе подарило это чувство полёта: любовь миллионов фанатов или удача в азартных играх.

Персонажи

В фильме, несмотря на наличие огромного количества персонажей, главных героев два: Элвис Пресли и Том Паркер. 

Остин Батлер отлично отыгрывает роль Элвиса Пресли — Короля рок-н-ролла и мечтательного парня, который хотел купить своей маме розовый «Кадиллак», исполнил мечту, но не смог вовремя остановиться и стал страшно зависим от любви своих фанатов и фанаток. За Элвиса в исполнении Батлера радуешься, переживаешь, вместе с ним грустишь. Очень круто!

Том Хэнкс, как мне кажется, заслуживает третий «Оскар» за роль Тома Паркера. То, насколько сильно его персонаж заслуживает сострадания в начале, настолько же он заслуживает ненависти, а потом снова жалости в конце. В одном из эпизодов Паркер притворяется тяжелобольным, чтобы вызвать жалость Элвиса, однако в том, что персонаж Хэнкса только притворяется, даже у меня возникли сомнения. Это очень круто, не говоря уже о том, что с Хэнксом сделали гримёры — в некоторых эпизодах его, правда узнаёшь только по глазам и мимике.

Герои Хэнкса и Батлера действительно живые: они взлетают, ошибаются, падают и пройдя через разные испытания возвращаются. Это, как мне кажется, и нужно фильмам-байопикам — показать, что всё происходящее не просто реально, а так оно и было, что и делает Баз Лурман вместе с Томом Хэнксом и Остином Батлером. 

Что в итоге

Баз Лурман снял настоящий биографический клип. Ему определённо нет равных в съёмке картин, главные герои которых — шоумены, популярные артисты и богачи, живущие в атмосфере феерии и праздника. Увы, но та драматическая история, которая разворачивается внутри героя, чья жизнь проходит на балах и вечеринках, всё ещё остаётся у Лурмана на втором плане.

Однако «Элвису» это только на руку, поскольку фильм посвящён не только ему, но и Тому Паркеру, а потому, возможно, вы и не заплачете, когда Элвис расстанется со своей девушкой, но точно ощутите тот накал страстей, к которому свелись его отношения с Томом, начавшиеся и закончившиеся под светом софитов. 

Похожие материалы