Экшн-триллер по-британски. Обзор фильма «Гнев человеческий»

22 апреля в широкий прокат вышел фильм «Гнев человеческий» — новый криминальный триллер Гая Ричи с Джейсоном Стейтемом в главной роли, который, судя по трейлеру, обещал стать скорее «очередным фильмом со Стейтемом», чем «новым фильмом Гая Ричи».

Каким в итоге получился фильм и удалось ли Ричи превзойти собственных же «Джентльменов» — читайте ниже.

Сюжет

В центре повествования некий Патрик Хилл, который внедряется в инкассаторскую компанию Fortico Securities, переживающую трудные времена — за последний год в Лос-Анджелесе произошло сразу три дерзких ограбления, в которых не выжил ни один из инкассаторов. Показав средние результаты во время прохождения подготовки и получив позывной «Эйч», нелюдимый и загадочный джентльмен приступает к работе. 

На одном из первых выездов Эйча его соратника, Пулемёта, берут в заложники налётчики, и, угрожая убить его, требуют выдать им перевозимые деньги. Однако, вопреки инструкциям и требованиям бандитов, Эйч вступает с ними в перестрелку, в ходе которой с одним пистолетом в руках расправляется со всей бандой грабителей и освобождает Пулемёта. Теперь владелец инкассаторской компании собирается сделать из Эйча героя рекламы, а соратники новичка им искренне восхищаются, однако Эйча не интересуют ни рекламные контракты, ни лучи славы, он выполняет определённую, известную лишь ему миссию — ищет одну из банд налётчиков, чтобы отомстить ей за убийство сына. 

Сюжет фильма нелинейный, непредсказуемый и довольно мрачный. История поделена на несколько глав, действие которых разворачивается в разных временных промежутках — до, во время и после рокового ограбления, когда гибнет сын Эйча. Каждая из глав даёт зрителю новый взгляд как на уже произошедшие события, так и на происходящие, а также позволяет ему составить более подробное описание характеров и мотиваций главных героев.

Несмотря на то, что уже к середине фильма зритель понимает, что же произошло в тот злополучный день, и кто выпустил роковую пулю, своей непредсказуемости сюжет не теряет — уверенно сказать, кто выживет, а кто погибнет, не получится до самого финала, потому как перестановка сил происходит постоянно, а предатель, которого ищет Эйч, умело скрывается и до последнего себя не выдаёт.

Персонажи

Действующих героев и — что самое главное — персонажей, которые их действия определяют, не так много, однако они довольно колоритные. Патрик Хилл, персонаж Джейсона Стейтема — гневливый, мстительный и очень уязвимый человек, что не свойственно обычным героям Стейтема, но характерно для тех персонажей, которых он играет в фильмах Гая Ричи — вспомнить тот же «Револьвер». 

Одну из лучших своих ролей в «Гневе Человеческом» исполнил Скотт Иствуд, сын Клинта Иствуда. В этом фильме он играет одного из антагонистов — морпеха, который будучи на гражданке, решил и удовлетворить свою жажду приключений, и «заработать» себе на пенсию ограблениями. 

Со своей ролью поднявшегося по карьерной лестнице, но нисколько не изменившегося внутри офисного клерка отлично справляется Эдди Марсан, который может быть вам известен по тем же «Джентльменам». 

Джош Хартнетт великолепно исполнил роль трусливого и дерзкого инкассатора Дэйва, а Холт Маккэлани — одного из наиболее неоднозначных персонажей — Пулемёта, наставника и соратника Эйча.

Кроме того, в фильме можно увидеть Нив Алгар, известную по сериалу Ридли Скотта «Воспитанные волками»; Ласа Алонсо, который исполнил роль Марвина Милка в «Пацанах»; Джеффри Донована, исполнявшего роль Додда в культовом сериале «Фарго», и даже популярного рэпера Post Malone. 

Гай Ричи с помощью упомянутого мной выше нелинейного повествования вводит персонажей постепенно: даёт зрителю увидеть, как тот или иной персонаж жил до дня гибели сына Эйча, что делал в роковой момент, и как произошедшее сказалось на его жизни. В какой-то момент зритель даже может поймать себя на мысли, что как такового главного героя здесь нет, потому как фокус постоянно смещается с одного персонажа на другого. 

Но несмотря на то, что зритель в подробностях видит быт и протагониста, и антагониста, и многих второстепенных персонажей, сопереживать никому из героев кроме, пожалуй, Дагги, сына Эйча, у него не получается, поскольку в «Гневе человеческом» все персонажи — от преступников до высокопоставленных чиновников — грешники, которые расплачиваются за совершённое и совершаемое ими зло. 

Однако назвать недостатком персонажей, которым нельзя сопереживать, нельзя, скорее наоборот — для драматического триллера о человеческих грехах и расплате за них наличие подобных героев — несомненное достоинство.

Визуал и саундтрек

У Гая Ричи, что бы он не снимал, получаются невероятно стильные фильмы, и «Гнев человеческий» не стал исключением из этого правила. До мельчайших деталей в фильме проработаны не только костюмы персонажей, но и антураж мест действия, и каждая конкретная локация, в них находящаяся, будь это солнечный юг Калифорнии или роскошные британские поместья. 

Силён Ричи и в постановке перестрелок и рукопашных боёв. В «Гневе человеческом» они — как и всегда — выглядят эффектно и невероятно зрелищно.

Саундтрек играет важную роль в создании и поддержании атмосферы фильма, добавляя одним сценам динамичности, а другим — трагизма. Его композитором выступил Кристофер Бенстед, автор саундтрека «Джентльменов».

Что в итоге

«Гнев человеческий» очень трудно сравнить и с предыдущими работами Стэйтема, такими как «Перевозчик», и с недавними фильмами Ричи, такими как «Джентльмены». «Гнев человеческий» — это не простой боевик и не задорная комедия, это самый настоящий драматический криминальный триллер о мести, семье и грехах отцов, за которые расплачиваются дети. 

Но, в отличие от своего первоисточника (в основе фильма лежит французский неонуар «Инкассатор»), «Гнев человеческий» не уходит в психологию персонажей и не нагоняет саспенса, а лишь прибавляет драматизма, не теряя при этом своей невероятно зрелищной экшен-составляющей. 

«Гнев человеческий» — это образцовый драматический экшен-триллер, очарование которого, как мне кажется, заключается в очень умелой игре его авторов на контрастах, причём как внутри фильма, так и внутри собственного творчества. 

Гай Ричи выступает здесь не в роли автора комедий, а в роли серьёзного драматурга; персонаж Джейсона Стейтема — не бессмертный герой боевиков, а довольно уязвимый и гневливый человек. Сам «Гнев человеческий» содержит в себе множество умопомрачительных сражений и эффектных перестрелок, но при этом раскрывает немало действительно интересных и тяжёлых тем. 

Но даже среди таких контрастов нашлось место и уже привычным для поклонников Ричи и Стэйтема вещам: невероятной педантичности режиссёра, уникальной харизме актёра и наслаждению, которое получают зрители во время просмотра. Желаю получить его и вам! 

Похожие материалы