Пятнадцать лет назад вышел оригинальный Dead Space — жестокий и мрачный научно-фантастический хоррор, ставший началом великой серии игр. К сожалению, триумф Айзека Кларка продлился недолго — в 2013 вышла последняя номерная часть, похоронившая серию.
Десять лет фанаты ждали чего-то нового, а, как вы знаете, всё новое — это хорошо забытое старое, поэтому вместо новой игры мы получили ремейк первой части. Может это и к лучшему? Мы изучили все уголки «Ишимуры» и готовы обо всем рассказать вам!
Любители хорроров и survival horror за последние пару месяцев получили сразу два подарка — The Callisto Protocol и Dead Space Remake. Ожидание было многообещающим, ведь создатель серии про «мёртвый космос» Глен Скофилд основал новую студию и решил выпустить идейного наследника Dead Space, но в новой оболочке. Практически в тот же момент EA анонсировала ремейк первой части Dead Space, а игроки замерли в ожидании.
Чуда не произошло — новоявленная игра от ветерана серии оказалась посредственным кровавым слэшером с крутой графикой и плохим геймплеем, а не атмосферным многообещающим хоррором или игрой уровня АААА, как обещалось. Это понравилось не всем, и The Callisto Protocol хоть и не стала провалом, но и успешной её не назовешь — при бюджете около 160 млн долларов не удалось продать даже 2 млн копий игры.
Dead Space 2023 года же, наоборот, не таит никаких неприятных сюрпризов, и является именно тем, что от него и ждали — ни больше ни меньше.
История вновь начинается с того, что инженер корабельных систем Айзек Кларк летит вместе со спасательным отрядом на планетарный потрошитель «Ишимура», с которым потеряна связь. На его борту, помимо остальных сотрудников, находится жена главного героя — Николь.
Прибыв на огромный космический корабль вы видите не только заброшенные тёмные отсеки, но и ужасных чудовищ некроморфов. В поисках своей супруги вам не остается ничего, кроме как обойти каждый угол корабля, попутно приводя все системы в рабочее состояние и отбиваясь от мерзких тварей.
Стоит отметить, что глобально сюжет не изменился, но детали, диалоги и некоторые сцены расширены и изменены. Повторяются основные события оригинальной игры, но десятки мелочей и новых реплик вносят иные подробности, осторожно расширяя историю.
Важно и то, что главный герой научился говорить. Если в 2008 году Айзек молча проходил все тяжести жизни, то сейчас он отвечает на реплики героев и ведёт диалог с персонажами. К счастью, он не комментирует каждое действие игрока и не ведёт монологи во время напряженного изучения корабля — он говорит в меру и только в сюжетных моментах.
Изучение того самого корабля изменилось в лучшую сторону. Спустя несколько часов игры вы откроете все остановки местного шатла и сможете свободно перемещаться по кораблю в поисках улучшений и схем для оружия без каких-либо переходов или загрузок. Некоторые двери открываются после решения пространственной головоломки, другие же — по достижению определённого уровня доступа.
Такое решение не только стимулирует вас возвращаться в старые коридоры для получения награды, но и создаёт ощущение настоящего корабля, где вы уже запоминаете маршруты и иногда осознанно пользуетесь картой. Теперь это не набор локаций и комнат, а настоящий корабль, в котором нужно ориентироваться.
Но самое главное — вы не захотите возвращаться назад, так как там настолько жутко и неуютно, что чувство страха и отвращения пересиливает желание получить улучшения. Декорации «Ишимуры» выполнены максимально детально и проработано, а динамический свет и отражения иногда создают ощущение того самого «некстгена», которого мы так долго ждали, и заставляют не только пугаться теней и освещения, но и наслаждаться такой жуткой красотой.
На консолях игра имеет два графических режима: «Качество» (разрешение 1440p при 30 FPS с поддержкой рейтрейсинга и VRS) и «Производительность» (динамические 2048 х 1080 при 60 FPS без трассировки лучей c VRS).
Разница хоть и есть, но в динамике она не столь значительна, а проблемы с технологией VRS, которая создавала артефакты изображения в тёмных зонах на PS5, уже поправили патчем. На Xbox Series X, к слову, такой проблемы не было вообще, FPS там чуточку стабильнее и загрузки более быстрые.
Разработчики провели большую работу и со звуковым сопровождением, и этот аспект пугает не меньше, а то и больше визуала. Дизайн звука выполнен так, что чувствуешь даже тяжесть противника, лязг его клешней по полу, напряжённые звуки смычка или сердцебиение героя.
Даже в моменты полной тишины вы будете слышать едва заметные звуки, которые не дадут успокоиться. Это не уровень скримеров и резких выпадов — тут всё разнообразнее и интереснее.
Увеличилась и сложность сражений. Айзек действительно ощущается как обычный инженер попавший в беду — он медленный, тяжёлый из-за костюма, совсем не умеет уворачиваться и как-то ускользать от некроморфов. Монстры же стали плотнее, а их конечности не отлетают так же быстро, как лапки насекомых. Вы буквально видите куски мяса отлетающие после выстрела резаком, но только увидев кости вы поймете, что следующий выстрел — контрольный.
На отсечение нужно около трёх удачных выстрелов, что требует экономии патронов и использования всего вооружения, которого тут предостаточно.
Все пушки переняты из оригинала, и каждая из них отличается по ощущениям, а ограниченность в боезапасе заставляет экспериментировать и комбинировать разные тактики. Ну и не забывайте про стазис и магнитную перчатку, без которых будет тяжело выйти из сражения с тремя и более противниками.
Никуда не пропала система улучшения оружия, костюма и снаряжения, сохранившись в том же виде. Менеджмент инвентаря тоже менять не стали.
Спорные или устаревшие механики освежили, добавив полную свободу перемещения в невесомости, случайное появление некроморфов или ситуации, когда вам нужно распределить энергию, выбрав один из стилей прохождения — например, с включенным светом, но с ограниченным кислородом, или в полной темноте, но без его лимита. Какие-то сегменты полностью переработали — например, отстрел астероидов.
Для адептов серии добавили режим «Новая игра +», в котором открывается доступ к некоторым новым комнатам, запискам и альтернативной концовке. Посмотреть её можно тут.
Разработчики оставили всё то, за что мы полюбили первую часть, не испортив ключевые моменты, хоть и не обошлось без спорной отсебятины.
Внешность персонажей вызвала наибольшее недовольство у геймеров, но на практике все изменения оказались вполне уместными и более реалистичными в новых условиях, с улучшенным окружением и освещением. Туалеты для всех полов (включая третий), некоторые расовые различия и прочие мелочи на самом деле не вызывают никаких вопросов при прохождении, если не заострять на них внимание специально.
Возвращаясь к оригиналу 2008 года, можно сказать, что игра отлично сохранилась и не требует глобальной переработки (на Xbox Series X игра так вообще отлично выглядит с Auto HDR), но ремейк смог удивить своей глубиной и расширенным лором, заново напугав даже тех, кто вдоль и поперёк прошёл трилогию.
Dead Space (2023) внушает надежду не только на то, что под новый формат перенесут оставшиеся две части, но и на то, что через несколько лет мы увидим абсолютно новую игру во вселенной Dead Space.