«Чужой: Ромул» — фильм, снятый по беспроигрышной формуле: он плотно играет на ностальгии и добавляет динамики для современного зрителя. Хорошо это или плохо? Сейчас будем разбираться.
Про что вообще фильм
Главная героиня Рейн живёт на планете-колонии и страдает от рабских условий труда компании «Вейланд-Ютани». У неё есть личный андроид-синтетик Энди, которого когда-то восстановил её отец. Андроид периодически тупит и страдает от старой прошивки, но сильно не жалуется, и в роли брата присматривает за девушкой. Внезапно ей поступает предложение полететь на заброшенную станцию, чтобы добыть криокамеры для долгого перелёта на утопическую планету мечты. Пятёро молодых людей и андроид отправляются в космос за лучшей жизнью.
Действие картины разворачивается между первой и второй частями франшизы, и этот классический период намеренно выбран режиссёром. Феде Альварес, известный по вольному ремейку трэш-хоррора «Зловещие мертвецы» и хоррор-триллеру «Не дыши», не стесняется покадрово цитировать легендарный оригинал Ридли Скотта, который уже 45 лет держит звание лучшего фильма серии.
Но если Скотт окончательно исчерпал для себя идею пряток на космическом корабле, отправившись в библейские рассуждения в приквелах «Прометей» и «Завет», то новые авторы явно не против показать свой взгляд на ту же самую историю. Это, как раз, тот случай.
Плюсы и минусы
Альварес будто нарочно использует жанровое клише, отправляя группу молодых людей на заброшенную космическую станцию. Наивные ребята несмешно шутят, подкалывают друг друга, а опасная миссия не вызывает у них повода для переживаний. Первые минут двадцать вообще складывается ощущение, что смотришь «Очень странные дела» или «Крик» в фантастических ретро-декорациях.
С первых кадров ощущается небольшой диссонанс между визуальной частью и содержанием. В фильме превосходная работа со звуком, который точечно подчёркивает как техногенность внутри корабля, так и тотальную пустоту за его пределами. Все декорации будто возвращают нас в тот аналоговый космос, который был в моде в 80-х: монохромные экраны, физические накопители и шлюзы, которые так любят блокироваться в самый неподходящий момент. Всё это выполнено на высочайшем уровне, и хочется бесконечно наблюдать за интерьерами.
А вот сюжет и герои поначалу вызывают максимальное недоумение, хоть потом всё и встаёт на свои места. Дело в том, что Альварес не стал анализировать горький опыт франшизы, чтобы создать идеальное кино для фанатов — он просто сделал бодрый подростковый хоррор-боевик с классной атмосферой, избегая сложных решений и спорных тем.
Прелесть фильма в том, что он работает как для новых зрителей, которые не видели ни одного фильма «Чужой», так и для людей, знакомых с серией. На экране то и дело появляются лёгкие отсылки, которые не играют большой роли для общего понимания. Например, андроид Эш, который был одним из скрытых антагонистов первой части. Актёр, сыгравший эту роль уже умер, но авторы вернули его на экран с помощью CGI-графики. Новички не заметят ничего интересного, а знатоки будут получать удовольствие от каждого появления этого злодея-зануды.
А вот что действительно заинтересует фанатов, так это последние полчаса. Про финальную сцену мы не будем говорить ничего конкретного, но знайте, что она не только породила споры внутри сообщества, но и сама Disney настоятельно просила режиссёра убрать её из финального монтажа. Альварес победил, финал произведения остался нетронут. Эту сцену можно назвать попыткой автора оставить свой след в киновселенной, а не просто снять фильм по мотивам.
Стоит ли смотреть
«Чужой: Ромул» — хорошее кино. Грубо говоря, его можно назвать вольным ремейком первой части, настолько тут всё камерно и наивно. Если бы не несколько сцен, дающих понять, что режиссёр в курсе про «чёрную жижу», и знаком с приквелами хотя бы по роликам на YouTube. Он незаметно вплетает свою картину в общий канон, попутно добавляя щепотку новизны. В остальном, это типичнейший подростковый хоррор, со всеми его плюсами и минусами.
Естественно, кто-то усмотрит в картине антиутопический посыл, который тут незримо присутствует. Но делать это строго не рекомендуется. Альварес снимает градус серьёзности, который создали приквелы, и позволяет нам вновь порадоваться мелочам — например, отстрелу десятка ксеноморфов одной очередью.