О вкусах не спорят. Трезвый взгляд на «Стекло» Шьямалана

17 января в российский прокат вышел фильм «Стекло», который является заключительной частью трилогии М. Найта Шьямалана о супергероях среди нас, начавшейся вот уже 19 лет назад. Критики ругают кинокартину на чём свет стоит, выделяя в качестве главных недостатков излишнюю нагруженность фильма и стилистическую несхожесть по сравнению с первыми двумя картинами. Действительно, эта часть трилогии отличается от остальных. Но делает ли эта непохожесть фильм плохим? Давайте разбираться.

Прежде чем перейти к описанию сюжета, предлагаю вспомнить, что представляли собой предыдущие два фильма и о чём они рассказывали.

Первый фильм этой трилогии – «Неуязвимый» вышел в 2000 году, и это был детективный триллер с элементами супергеройского кино. Он рассказывал историю двух необычных людей: поистине неуязвимого бывшего игрока в регби, а ныне охранника стадиона Дэвида Данна и загадочного владельца салона комиксов с невероятным уровнем IQ Элайджа Прайса по прозвищу Мистера Стекло, полученного им из-за редкого заболевания – несовершенного остеогенеза, т.е. чрезвычайной хрупкости костей. 

В 2017 году вышел психологический триллер «Сплит», в котором главным героем был некий Кевин — человек, в котором уживаются двадцать три личности и у которого спешит вылезти наружу двадцать четвертая субличность – «Зверь». Поскольку «Стекло» является сиквелом двух перечисленных ранее фильмов, в нём продолжаются все начатые сюжетные линии. Страдающий от расщепления личности Кевин продолжает похищать девушек и «скармливать» их «Зверю».

Кейси – девушка, которой удалось бежать от «Зверя», по-прежнему ходит в школу. Дэвид Данн стал супергероем в плаще, который с помощью своих сверхспособностей выявляет грехи людей и наказывает их за совершенные злодеяния, а его сын, в связи с превращением отца, становится эдаким клишированным помощником супергероя, который сидя на складе их общего магазина, разговаривает с Дэвидом через гарнитуру, следит за его местоположением и т.д.

Мистер Стекло же находится в психиатрической клинике и его посещает мать. Дэвиду удается выйти на след Кевина, но при попытке нейтрализовать его, их обоих задерживают полицейские под руководством доктора Эйли Стейпл, которая и сводит всех троих в одной психиатрической больнице. Теперь она хочет убедить их, что никакой суперсилы они не имеют и являются лишь жалкими фантазёрами, помешанными на комиксах. Мистер Стекло, в свою очередь, хочет сбежать и закончить историю с Дэвидом, параллельно доказав миру, что люди со сверхспособностями существуют. Теперь у него есть идеальный для этого инструмент – Кевин, а точнее, «Зверь» внутри него.

Событий может показаться довольно много, но фильм идёт всего два часа и скомканным, вопреки мнениям рецензентов, не выглядит. Хронометража хватает вообще на всё: «Стекло» довольно аккуратно связывает между собой предыдущие два фильма, напоминает нам о том, что в них происходило и сам старается не забывать их содержание, причем это касается не только действий героев, но и их вкусов. Например, музыкальных предпочтений Кевина.

Плюс ко всему, фильм не даёт заскучать зрителю. В нём элементы хоррора соседствуют с юмором, связанным чаще всего с поведением Кевина, а элементы боевика – с драмой. И они только дополняют друг друга. Но главная проблема фильма, на мой взгляд, заключается в некоторой затянутости. Сейчас будет немного неочевидное сравнение, приготовьтесь.

Для меня «Стекло» был неким завершающим аккордом в трилогии фильмов Шьяманала о супергероях, и, стараясь не завышать планку ожиданий, я мысленно сравнивал его с фильмом «Терминатор 3: Восстание Машин», который, согласитесь, был нужен трилогии о машинах из будущего только для того, чтобы её лаконично завершить, что он, пусть криво и косо, но сделал. И каково же было моё удивление, когда после сцены, на которой можно было завершить трилогию о супергероях среди нас, вылезли два «клиффхенгера», которые, даже несмотря на клятвы Шьяманала, что продолжения не будет, на него намекают!

Стоит признать, что сделаны они мастерски, то есть по сравнению с окончанием того же «Сплита» – это не более чем открытая концовка, а по сравнению с другими примерами завершения различных трилогий (или франшиз), это, что называется, «to be continued…». Также, я отметил, что фильм не произвёл на меня впечатления, которого, судя по некоторым из последних сцен, явно хотел добиться автор. 

Что на меня однозначно произвело впечатление, так это актерская игра. Конечно, сложно ей не восхищаться, говоря о фильме, в которым главные роли играют Самюэль Л. Джексон (Мистер Стекло); Джеймс МакЭвой, который снова на каком-то невероятном уровне умудряется изображать несколько разных типажей сразу, играя Кевина и его многочисленные альтер-эго; Брюс Уиллис (Дэвид Данн), а второстепенных персонажей играют Аня Тейлор-Джой (Кейси Кук), Спенсер Трит Кларк (Джозеф Данн), Чарлэйн Вуард (Мама Элайджи) и Сара Полсон (Элли Стейпл).

Восхищение вызывает и операторская работа, за которую ответственен Майк Гиулакис, отвечавший за неё и в фильме «Сплит». Разнообразные ракурсы, многочисленные пролёты и, конечно же, игра камеры, связанная с передвижением «Зверя» по стенам и потолку. 

Не подкачал и саундтрек. Его писал Уэст Дилан Тордсон, композиции которого можно услышать в таких фильмах, как «Джой», «О Рэй» и т.д. 

Режиссёром и сценаристом, как уже понятно, выступил сам М. Найт Шьямалан. И, несмотря на невысокую оценку фильма на том же «Rotten Tomatoes», я бы хотел его похвалить, потому что не взирая на некоторые недостатки, фильм всё-таки не слишком сильно выделяется из трилогии, а его непохожесть можно рассматривать, как некий эксперимент Шьямалана со стилистикой фильма, как и тот же «Сплит», ведь от продолжения детективного триллера вы же не ожидали фильма ужасов? 

Подводя итог, я хочу сказать, что «Стекло», как и вся трилогия М. Найта Шьямалана о супергероях мне понравилась. Если вы хотите посмотреть на супергероику с другой, возможно, более правдоподобной стороны, то ничего лучше современный кинематограф вам, наверное, предложить и не сможет.

 

Похожие материалы