В 2019 году мы уже ни дня не можем прожить без стриминга сериалов или музыки, но ещё пару лет назад такое сложно было представить. Netflix и Spotify навсегда изменили мир потребления контента, и продолжают его менять прямо сейчас, ну а мы перевели статью об этом.
По мере того, как нарастает конкуренция в сфере потокового телевидения, нам повезло, что потоковое воспроизведение музыки всё еще остается таким простым.
Прямо на наших глазах хаотичное общедоступное потоковое телевидение подходит к концу. Рынок становится разочаровывающе фрагментированным в то время, как каждая крупная медийная корпорация запускает свой собственный потоковый сервис с эксклюзивным контентом. Прошли те времена, когда было достаточно подписаться на одну-две платформы потокового ТВ, чтобы полностью отказаться от кабельного.
Количество стриминговых сервисов, кажется, растёт в геометрической прогрессии, а их экосистема постепенно начинает напоминать кабельные службы, к которым мы все пообещали никогда не возвращаться.
Стремительный рост потокового телевидения в значительной степени можно связать с компанией Netflix, которая единолично изменила бизнес Голливуда навсегда, заставив остальных изо всех сил пытаться играть в догонялки.
В музыкальном бизнесе некоторые очевидные параллели можно провести со Spotify — такая же независимая компания, которая в своё время разрушила застойный рынок и остаётся лидером в своей отрасли.
Во втором квартале 2019 года Netflix сообщила о потере подписчиков в США впервые после отделения потокового сервиса от почтовой рассылки DVD. Хоть это и не означает, что компания скоро обанкротится, ведь глобально количество абонентов продолжает расти, но очевидно, что платформа теряет позиции, по крайней мере, на рынке США.
У сервиса появляется все больше конкурентов. Amazon и Hulu вкладывают значительные средства в высококачественный контент. Нависающие угрозы, такие как Disney, WarnerMedia и NBCUniversal, также могут сбавить беспрецедентный темп развития Netflix.
Spotify изменила наш способ потребления музыки. Однако, это не значит, что у неё нет конкурентов (Apple Music, Tidal и Amazon Music — одни из самых выдающихся), но все музыкальные потоковые платформы предоставляют практически идентичный продукт: всю музыку в мире. Не будем принимать во внимание редкие эксклюзивные сделки Apple Music, а также недавний набег Spotify в подкастинг.
Музыкальная индустрия остаётся открытой и простой в использовании. Одного Spotify-аккаунта более чем достаточно, чтобы удовлетворить любые музыкальные нужды среднего потребителя.
Две схожие отрасли, которые претерпели одинаковые инновации и пришли к очень разным результатам. Из-за сходства этих отраслей нетрудно представить мир, в котором они функционируют одинаково. Но этот мир сильно отличался бы от мира, в котором мы живем сегодня. Давайте исследуем его.
Потратив время на то, чтобы представить Netflix, который работает как Spotify, мы убедимся, что эта концепция — не что иное, как важный аспект утопического общества. Spotify является домом для практически всей музыки, когда-либо созданной. Теперь попробуйте изобразить Netflix, который владеет всеми телесериалами и фильмами. Концепция кажется притянутой за уши, но если вы копнёте немного глубже, она может оказаться не такой уж и абсурдной.
Музыкальная индустрия и Голливуд имеют одно ключевое различие в плане распространения продукта.
Премьера музыкального альбома традиционно отмечалась его появлением на прилавках магазинов — можно купить диск и слушать его всю оставшуюся вечность. Фильм же изначально выпускали в кинотеатре, и в течение определенного времени посмотреть его можно было только заплатив 12-15 долларов за сеанс. Затем можно заплатить снова, чтобы увидеть его ещё раз, или подождать несколько месяцев, заплатить аналогичную сумму за DVD и смотреть сколько угодно.
На телевидении та же история. Сериал будет транслироваться в прямом эфире в одной телевизионной сети, и эта сеть будет обладать эксклюзивными правами на его показ, пока сериал не будет выпущен на DVD через несколько месяцев после его завершения.
Идея, которую я пытаюсь проиллюстрировать, заключается в том, что традиционное потребление сериалов и фильмов практически не отличается от традиционного потребления музыки.
Получается, Netflix — эдакий дом для всех вышедших телешоу и фильмов. Только вместо того, чтобы покупать фильм в виде DVD через несколько месяцев после выпуска, вы платите Netflix ежемесячную плату, и любой фильм или сериал — ваш. Эта сделка звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Существует множество причин, по которым описанная выше ситуация действительно нереальна, и первая — та, которую я уже затронул: первичное распространение. Период показа фильма в кинотеатрах невероятно важен для получения доходов киностудий, а удовольствие от «похода в кино» по-прежнему остается очень важной частью общества и развлечений, способствуя тому, что фильм получает значительную часть доходов от кассовых сборов.
Фильм может многократно зарабатывать деньги на одном и том же фанате, который хотя бы один раз купит билет, чтобы посмотреть его в кинотеатре с друзьями или семьей, а затем купит его на DVD.
Музыкальный альбом, с другой стороны, традиционно выпускается как компакт-диск, и его покупают один раз (обычно один экземпляр на семью или компанию).
Несмотря на похожесть двух рынков, фильмы, в целом, приносят больше денег, чем музыка, что означает, что они не могут процветать за копейки, которые Spotify выплачивает музыкантам за индивидуальные стримы каждой песни.
Концепция кино, приносящего больший доход, чем музыка, вовсе неудивительна. Особенно если учесть, сколько денег тратится на относительно малобюджетный фильм. Операторы, камеры, кинематографисты, актёры и даже поставщики питания — только небольшая часть членов команды, необходимых для создания фильма.
В то же время громкий музыкальный альбом может быть сделан с несколькими музыкантами и продюсером на гораздо меньший бюджет.
Еще одно важное различие между Spotify и Netflix: открытость. Всё, что нужно для добавления музыки на Spotify — это небольшая оплата и пара mp3-файлов, тогда как Netflix — это огромный управляемый центр множества приобретённых программ.
Открытый для всех и каждого Netflix уменьшит давление на кинематографистов, но также существенно изменит структуру бизнеса в Голливуде так, как это кажется невозможным, хотя это и приятно представлять.
На Spotify самостоятельно выпущенный альбом, полностью созданный одним человеком, ставится на тот же пьедестал, что и новые релизы таких звёзд, как Тейлор Свифт и Эд Ширан. Подобный формат для Netflix может снизить планку для печально известного мира Голливуда, в который и так трудно пробиться.
К этому моменту мы уже несколько лет как привыкли к нашему потоковому образу жизни. Я начал принимать за факт, что вся музыка, за которую я должен был платить по отдельности, теперь по сути, бесплатна, а вездесущность Spotify затмевает относительно низкую цену, особенно если воспользоваться семейной подпиской, распространяющейся на шесть человек.
Вопреки идеализированному воображаемому миру Netflix, который был бы открыт и стал бы домом для всего телевизионного контента, идея фрагментированного мира потоковой музыки, страдающего от эксклюзивности сделок и перенасыщенности платформы, является нежелательной дистопией. Ладно, возможно, я чрезмерно драматичен, но эта ситуация определенно менее предпочтительна.
Netflix достигла точки, когда успех не может остаться незамеченным крупными голливудскими студиями. Например, последние несколько лет WarnerMedia лицензировала права на потоковую передачу «Друзей» на Netflix, но недавно было объявлено, что «Друзья» скоро будут забраны из Netflix в пользу HBO Max — грядущего эксклюзивного потокового сервиса от WarnerMedia.
В конце концов, почему Warner должен позволить Netflix пожинать плоды «Друзей»? Они владеют правами на сериал и могут делать с ним, что им угодно. Так почему же этого не случилось с музыкой?
Warner Music Group хоть технически уже не является дочерней компанией WarnerMedia, владеет правами на альбомы, выпущенные их артистами, так что они, возможно, захотят открыть собственный сервис потоковой передачи музыки, для которого музыка всех их артистов является эксклюзивной.
Но необходимость подписаться на эксклюзивную потоковую службу Warner Music только ради прослушивания нового альбома Weezer (кстати, неплохого) всё же звучит нелепо. Увы, это реальность, с которой мы уже столкнулись в мире телевидения.
Потенциально для борьбы с волной медиа-конгломератов, захвативших свой контент в заложники, Netflix и другие сервисы начали активно вкладывать деньги в производство качественного контента, чтобы заставить подписчиков остаться на платформе. Перенос этой идеи в мир музыки выглядит очень сомнительно.
В мире эксклюзивных музыкальных потоковых платформ Spotify мог бы стать крупным лейблом, финансируя альбомы как начинающих музыкантов, так и старичков сцены. Идея звучит странно, но не более странно, чем продукты Netflix, номинированные на премии Оскар и Эмми.
Реальность, подобная описанной выше, странна и почти невообразима, но по мере того, как идут потоковые войны, она может легко осуществиться. Но это всего лишь прогноз, конечно.
Музыкальная и телевизионная индустрия были по-разному разрушены появлением потоковой передачи от двух независимых и амбициозных компаний.
Несмотря на их похожее взросление, эти два радикально революционизированных рынка превратились в совершенно разные реальности. Предстоящий переизбыток телевизионных потоковых платформ очень скоро встряхнёт Голливудский бизнес, в то время как музыка безопасно и уютно устроилась на открытом рынке Spotify.
Мир, в котором одна из этих отраслей похожа на другую, совершенно отличается от нашего. Возможно, он более интригующий, но явно менее удобный.
Мнение Big Geek
Действительно, сегодня кино в традиционном формате больше напоминает аттракцион. Поход в кинотеатр — простая, но всё ещё хорошая идея того, как провести вечер с друзьями или второй половинкой. Поесть попкорн, выпить колы или пива, поглазеть на взрывающиеся самолеты и суперсильных героев в трико — простые удовольствия современного потребителя.
Именно поэтому в последние годы становится всё больше супергеройских фильмов — мы платим за них. Более интеллектуальные вещи мы предпочитаем смотреть дома в спокойной обстановке. Именно поэтому среди сериалов становится больше глубоких и умных работ. Это те изменения в индустрии, с которыми мы уже смирились и, в общем, никому от этого не плохо. Но грядущие изменения, возможно, окажутся не такими уж приятными.
По мере того, как активно сейчас развиваются стриминговые сервисы, я легко могу представить мир, в котором все многочисленные киностудии и музыкальные лейблы обладают собственной платформой и отчаянно борются за внимание и деньги подписчиков.
Хороший ли это мир и есть ли в нём место настоящему искусству? Лично я пока вижу только бизнес.