Лучше бы не возвращался. Обзор фильма «Терминатор: Тёмные судьбы»

31 октября 2019 года в широкий прокат вышел фильм «Терминатор: Тёмные судьбы». Это прямое продолжение второй части франшизы — «Терминатор 2: Судный день», которое отрицает все события последних трёх фильмов о противостоянии машин и людей. 

Действие фильма разворачивается в 2020 году. Из будущего в Мехико прибывает посланный новой системой искусственного интеллекта «Легион» терминатор REV-9, главная способность которого — раздвоение на две боевых единицы: эндоскелет и полиметаллическую форму, способную принимать самые разные виды.

Целью очередной машины-убийцы становится девушка по имени Дани. На помощь Дани уже спешит солдат-киборг Сопротивления — Грейс, а также Сара Коннор, основным видом деятельности которой последние двадцать два года был отстрел роботов из будущего. И, внезапно, Т-800!

Теперь им вместе предстоит спасти девушку, которая, сама того не подозревая, в будущем окажет сильное влияние на противостояние машин и людей.

Несмотря на схожесть фабулы сюжета с первой, второй, да и чего уж греха таить, третьей частью, фильм довольно радикально пытается доказать, что он другой. 

Кинокартина начинается с настолько неожиданного для франшизы «Терминатор» события, что я даже говорить о нём не хочу, ибо считаю это главным спойлером новой части. Продолжается она тоже в несколько необычном ключе. Где-то к середине фильма нам начинают рассказывать о природе терминаторов и т.д. 

Но к сожалению, ни шокирующая сцена в начале, ни новые подробности из жизни терминаторов не избавляют историю от недосказанности и «деревянных» персонажей, которые, в большинстве своём, никаких эмоций вызвать неспособны. 

Начнем с недосказанности. Итак, ядерная война, конец света и «Скайнет» были «отменены» во второй части. Однако, человечество снова решило изобрести систему ИИ под названием «Легион». Зачем, кто, что, почему — не объясняется.

У терминаторов, несмотря на наличие новых функций, а главное — нового создателя, остался прежний дизайн. Почему — не объясняется.

В какой-то момент выясняется, что у терминаторов могут появиться эквиваленты человеческих чувств. Да. У идеальной машины для убийства, созданной машиной могут появиться «эквиваленты человеческих чувств». Как — не объясняется. 

Как терминаторы стареют в фильме тоже не рассказывается. Об этом Кэмерону пришлось рассказывать в отдельном интервью.

Безусловно, меня можно обвинить в том, что я чересчур любознателен. Но может эта самая любознательность и не возникла, если бы авторы фильма не создавали предпосылки к её появлению?

Персонажи тоже далеко не самая сильная сторона фильма, во многом из-за того, что они ограничены сюжетом этого самого фильма. 

Персонаж Маккензи Дэвис — девушка-киборг Грейс. Несмотря на то, что она по большей части человек, ведет Грейс себя в лучшем случае как «солдафон», который выполняет приказ и не хочет ничего слышать кроме него (но в итоге всё равно принимает позицию других участников команды), а в худшем случае как запрограммированный робот.

У неё есть трагичная предыстория, но в том-то и проблема, что раскрывается эта предыстория целиком лишь в конце фильма — только тогда мы понимаем мотивацию героини, почему она так сильно обеспокоена судьбой Дани и т.д. 

У персонажа Наталии Рейес — Дани, похожая ситуация. Это абсолютно «однобокий» герой, который к концу начинает как-то развиваться. Конечно, это несравнимо с развитием персонажа Сары Коннор, которое происходило в первом и втором фильмах франшизы, просто потому что Дани превращается из жертвы в воина за один фильм — и выглядит это очень скомкано и невнятно. 

Сара Коннор выглядит, пожалуй, самым проработанным персонажем фильма, которому порой получается сочувствовать и у которого с самого начала есть понятная мотивация. Почему «порой»? Потому что теперь Сара — эдакий истребитель терминаторов, которые, оказывается, прилетают на Землю каждые два года. К её роли впервые за много лет вернулась сама Линда Хэмилтон. 

На фоне главных героинь даже персонаж Арнольда Шварценеггера, Терминатор Т-800, выглядит довольно интересным. Жаль только, что он появляется лишь во второй половине фильма, а предыстория его появления ну очень противоречивая. 

Антагониста, терминатора REV-9, играет Гэбриел Луна. Как злодей, он уже не пугает, но функцию свою выполняет — герои от него постоянно убегают, применяя тактику «бей-беги». В конце, конечно же, всем придётся объединится для финальной битвы с ним.

Почти все персонажи становятся заложниками своих актёров. Ладно, Линда Хэмилтон и Арнольд Шварценеггер всё ещё ничего, и дополнительных баллов им добавляет тот факт, что они непосредственно связаны с первоисточником. Неплохо выглядит Гэбриел Луна, но сравнения с Робертом Патриком он не выдерживает. А вот героини Наталии Рейес и Маккензи Дэвис вообще никаких эмоций не вызывают, даже когда они немного преображаются к концу фильма.

Ностальгия — отдельный пункт. Фильм на неё всячески пытается «надавить», вот только у него не получается, просто потому что отсылки к первой и второй частям становятся жертвами лени авторов фильма.

«Терминатор: Тёмные судьбы» — это «солянка» из сцен предыдущих частей фильма. Загибайте пальцы: сцена погони антагониста за главными героями на грузовике — есть; сцена со злодеем на полицейском вертолете — есть; сны Грейс о будущем, в которых нам рассказывают её предысторию — есть; «Если хочешь жить, идём со мной» — есть. Фраза «I’ll be back», сказанная, правда, Сарой Коннор — есть.

Эпизод, когда Т-800 хочет взять знаменитые солнцезащитные очки, пока на фоне играет оригинальный саундтрек к первому фильму, должен был вызвать у меня ностальгию, но он просто «потерялся» в этом параде копипасты. 

Но главная проблема новой части франшизы, заключается в том, что она ничем не отличается от предыдущих трёх частей, существование которых отвергает. 

Первая часть «Терминатора» была не столько боевиком, сколько триллером. Фильм пугал зрителя дважды.

Во-первых, в восьмидесятые активно развивались информационные технологии, и настолько пессимистичный взгляд на будущее, безусловно, пугал людей. Во-вторых, сам Т-800 был довольно жутким. Непобедимый робот в человеческом обличии, который ни перед чем не останавливается и которого почти нельзя уничтожить.

Плюс ко всему, фильм поднимал тему отношений между людьми и машинами, что, опять же, для восьмидесятых было довольно актуально. 

Второй фильм, помимо того, что он был первопроходцем в использовании компьютерной графики в кинематографе, стал своеобразной философской притчей, развивающей тему отношения людей и машин, а также поднимающей вопросы судьбы и её неизбежности. 

И тут мне можно возразить: «Но тут же всё это есть! В чём проблема?». В том, как это всё реализовано. 

Во второй части франшизы Т-800 привязывался к Джону постепенно. Их отношения начинались с уровня телохранителя и объекта охраны, а заканчивались на уровне друзей. Здесь возникновение чувств у терминатора объясняется тем, что глобальная система ИИ их «отпускает». Здорово.

Что тут с судьбой? Да ничего. «Мы можем всё изменить!» — и этим всё сказано. Никаких размышлений в духе монологов Сары из прошлых (хронологических) частей здесь нет. В итоге фильм по сути ничем не отличается от своих предшественников.

Третья часть имела, с одной стороны, открытую концовку, но с другой — была более завершённой, и неплохо вписывалась в рамки окончания трилогии.

Четвёртая часть, с одной стороны, «убивала» загадочность и неизвестность войны, о которой нам рассказывали на протяжении предыдущих фильмов, но с другой — ничего радикально не меняла и была скорее продолжением для самых заинтересованных.

«Тёмные судьбы» по своей смысловой нагрузке ничем не отличается от «Генезиса». Если посмотреть на фильм с точки зрения его отношения к первоисточнику, то «Генезис» был не так плох — его действия происходили в параллельной временной линии.

Но новый фильм мало того, что не считается с предыдущими тремя, он перечёркивает все старания сценаристов первых двух фильмов, а заканчивается «клиффхэнгером» с намёком, как уже известно, на новую трилогию.

За что фильм покритиковать нельзя, так это за отсутствие актуальности. Да, несмотря на то, что действия фильма происходят в 2020 году, утверждать, что в следующем году к нам из будущего не заявятся робот и киборг нельзя — мы все ещё не знаем, что будет в 2040.

Конечно, здесь присутствуют все атрибуты современного голливудского фильма. Девушка-киборг охраняет девушку, которая повлияет на ход противостояния людей и машин, под присмотром независимой женщины, для которой уничтожить пару роботов из будущего — плёвое дело и т.д. Но должен сказать, что восприятию фильма это никак не мешает. 

Юмор здесь ограничивается не очень смешными колкостями героев в ходе диалогов, над которыми я посмеялся, быть может, один раз. 

Но может юмор здесь и не нужен, потому что, в общем и целом, ситуация удручающая. Мне безумно обидно за некогда любимую франшизу, как, я уверен, и многим другим её поклонникам.

Четвёртое десятилетие к ряду нам показывают один и тот же сюжет, и каждый раз в нём становится всё меньше чего-то интересного и цепляющего. Каждый раз зрители критикуют фильм и говорят, что пора перестать издеваться над франшизой, но каждый раз вновь и вновь несут свои деньги в надежде увидеть что-то новое и интересное.

И самое обидное, что это проблема не только франшизы «Терминатор», но и многих других серий фильмов, любимых зрителями.

К просмотру рекомендовать этот фильм я не могу. 

Похожие материалы