Фильмы по комиксам обрели популярность буквально на наших глазах. Нулевые стартовали с франшизы «Люди Икс», но бум произошел только спустя пару лет, когда свет увидел «Железного человека». Сейчас же очень трудно найти человека, который следит за каждой вышедшей новинкой.
Если раньше гики всех возрастов стабильно смотрели фильмы про супергероев, то сегодня редко кто не плюётся в их сторону. Как так вышло и почему скатились супергеройские фильмы — разбираемся в нашей статье.
Как всё начиналось
Появление экшн-фильмов о супергероях было лишь вопросом времени: комиксы и кино развивались практически параллельно. Первый газетный комикс появился в 1826 году, ну а в 1895 братья Люмьер собрали все наработки и провели первый киносеанс.
Экранизация графических новелл развивалась постепенно, но первыми ласточками стали «Приключения Капитана Марвел», «Бэтмен» и «Капитан Америка» сороковых годов. В связи с политическими событиями, фильмы использовались в качестве пропаганды против японцев и немцев, ну а главные герои превращались в кумиров молодежи, на чьё патриотическое воспитание тогда ориентировались.
Далее, в связи с ненадобностью, о фильмах с мужчинами в трико забыли почти на 30 лет. Этот промежуток стал упадочным по многим причинам: отсутствие интереса у целевой аудитории, судебные разборки, смена эпох. Супергерои остались где-то на задворках студий, хотя комиксы продолжали выпускаться с завидной регулярностью.
Конец затухания и начало своеобразного ренессанса в 1978 году объявил Ричард Доннер. Выпуская «Супермена», режиссёр пошел на небывалые по тем временам риски: бюджет фильма составил 55 миллионов долларов, что было невероятными деньгами для своего жанра. Как можно догадаться, фильм возымел успех и собрал очень хорошую кассу, что породило тренд на кино по комиксам.
Новая волна героев отличалась от своих предшественников. Несмотря на то, что это были зачастую одни и те же персонажи, их делали абсолютно разными. Бэтмен или Супермен больше не были похожи на непобедимых спасителей — им добавили человечности, благодаря которой зрители могли больше им сопереживать. Персонажи начали проигрывать, принимать неверные решения и откровенно рассказывать о своих переживаниях. Короче говоря, делать все то, чего не делали раньше.
Аудитория начала постепенно взрослеть, а фильмы приобрели более серьёзный тон повествования. DC в этот период держали пальму первенства, обогнав все остальные студии. Не всё шло гладко, но супергерои наращивали популярность: появлялись новые оригинальные истории типа «Робокопа», индустрия потихоньку осваивала визуальные эффекты и поднимала уровень экшена.
Финальным аккордом, объявившим золотой век кинокомиксов, стал «Железный человек». Кевин Файги решает обновить концепцию супергероики в фильмах — сюжет должен быть бесконечным. Одно вытекает из другого. Роберт Дауни-младший тогда был далеко не в потоке и ресурсе, да и сама концепция фильма вызывала много вопросов, учитывая прошлый «успех», например, «Женщины-кошки».
Но в этот раз ставка зашла, Marvel запустила конвейер хороших фильмов, а потом случились «Морбиус», «Капитан Марвел 2» и «Мадам Паутина». У DC же после триумфального «Джокера» с Хоакином Фениксом случилась «Чудо-женщина 1984», второй «Шазам», второй «Аквамэн» и «Флэш».
Начало конца
Косяки DC и Marvel хоть и похожи, но всё же достаточно отличаются, как и сами компании. Первые хоть и начали гораздо раньше, но очухались и оседлали новую волну успеха лишь в 2005 году с первым фильмов новой трилогии о Бэтмане, но это было уже после того, как Marvel выстрелила тремя картинами про Человека-паука.
DC и до этого снимала экранизации — те же «Бэтмен» и «Супермен» в своё время собрали кучу номинаций на «Оскар», но тогда компания обладала монополией на всём геройском рынке, так что это совсем другая история. Мощным пинком стала активизация Marvel после выхода «Железного человека», давшего старт Кинематографической Вселенной Marvel. Рынок оказался готов к ярким супергеройским фильмам, но одна студия избрала путь яркого мочилова с обилием подколок в духе «Стражей Галактики», другая студия ушла во мрак и глубокие диалоги.
Обе вселенные подарили нам ярких персонажей и интересные сюжеты. Даже первый «Отряд самоубийц» был достаточно неплохим для своего времени, особенно если сравнивать его с более новыми картинами. Финал же «Мстителей» принёс в кассу почти три миллиарда долларов — кто откажется от таких денег? Сами знаете, кого сгубила жадность. Явно не режиссёра «Защитников».
Крах конвейера
Конец золотого периода ознаменован началом пандемии, как бы банально это ни звучало. Планирование фильмов наперёд — нормальная практика для любой студии, но пандемия внесла свои коррективы и закрыла главную кормушку — кинотеатры.
Здесь нужно сразу ввести ремарку, что у DC и Marvel есть как общие проблемы, так и индивидуальные. К первым относится пандемия, когда обе компании решили с новой силой налечь на стриминги. Этому чудесному явлению мы благодарны за невероятное обилие сериалов и фильмов категории B, лишь малая часть из которых отложилась в памяти. Если Marvel и до этого выпускала по несколько новинок в год, то теперь к ним присоединилась и DC, которая только начала формировать свою сюжетную вселенную.
Насмотревшись на Marvel с её успехами, DC тоже захотела больше денег, включив тактику «не украл, а вдохновился». Студия потеряла свою индивидуальность, когда начала внедрять чужие фишки: «Шазам!» и «Отряд самоубийц» всё больше напоминали коллег по цеху, чьи хиханьки и хаханьки уже успели весьма поднадоесть.
Условный Джокер в исполнении Джареда Лето по всем фронтам проигрывал своим предшественникам, от Харли Квин слегка подёргивался глаз, что в «Отряде», что в «Хищных птицах», зато получилось весело и задорно. Фильмы всё больше напоминали кальку друг на друга, повторяя одни и те же приёмы.
Следующая проблема, которая касается конкретно Marvel — отсутствие новых больших героев. Вроде бы они есть, но вроде бы и нет. Железного Человека тактично отправили на пенсию, остальных плюс-минус тоже, оставив лишь парочку старичков. Сюжет большинства новинок пересказывается в виде «ну а потом появился какой-то чувак и начал драться с другим чуваком». Обилие героев, злодеев, каких-то непонятных ребят и второстепенных персонажей настолько перенасытило публику, что их попросту перестали запоминать. Мультивселенная тем и хороша, что в ней возможны сразу три Человека-паука, но в остальном она пока что хромает.
Чтобы вникнуть в сюжет последних фаз, нужно изучить все фильмы, сериалы и, желательно, комиксы. Я готова пожать руку тому, кто осилит всё это сделать в свободное время, но таких гиков можно пересчитать по пальцам. Если брать в учёт среднестатистическую наполняемость залов в кинотеатре, то таких зрителей будет явно меньше половины.
Справедливости ради, DC тоже проигрывает в плане связки сюжетов. Их расширенная вселенная пока нестабильна и очень переменчива: пресловутый «Отряд» в своё время пережил несостыковки режиссёра и компании, из-за чего фильм превратился в Франкенштейна из компромиссов, что тоже не добавляет плюсов. Сейчас же компания пытается выстроить новую вселеннную, в очередной раз.
Что дальше
Работы много, но надежда есть. Забастовка актёров пошла на пользу зрителям — Marvel затормозила разработку новых проектов и собралась сконцентрироваться на уже созданных сюжетах. Если это значит, что человечество избежит продолжения «Мадам Паутины» и других фильмов по комиксам Marvel, не входящих в основную киновселенную, то я сердечно всех поблагодарю и поздравлю, потому что этот «шедевр» не рекомендуется смотреть никому.
Боб Айгер, гендиректор Disney, призвал понять-простить превышение количества над качеством, поэтому проработка героев и их дальнейшее существование отныне будут активно курироваться. Кевин Файги, к примеру, уже анонсировал новую «Фантастическую четвёрку», которую введут в общий сюжет. Будущее некоторых запланированных фильмов Киновселенной Marvel так вообще под вопросом — ожидаемые «Мстители: Династия Канга» превратились в «Мстители 5», потому что актёра Джонатана Мейджорса, игравшего роль Канга во всех связанных с ним фильмах и сериалах, отменили из-за домогательств.
У DC сейчас далеко идущие планы. Джеймс Ганн, закончив историю «Стражей Галактики», окончательно ушёл из Marvel в DC, возглавив новую киновселенную компании. Вместе с Питером Сафраном, главой DC, они представили план по перезапуску киновселенной DC — цельная вселенная, новые Супермен, Бэтмен и Робин. Правда по пути им пришлось отменить кучу проектов, которые больше не вписываются в новую вселенную.
План, по словам продюсеров, заключается в том, чтобы выпускать в DCU примерно два фильма и два сериала в год. Это вполне реальная цифра для большой компании, чтобы не терять в качестве, при этом стабильно выпуская новый контент. К тому же на горизонте маячит второй «Джокер» с Фениксом, который хоть и не будет входить в обновлённую вселенную DC Джеймса Ганна, но может стать одним из самых кассовых фильмов компании.
Будем надеяться, что тёмная полоса в истории кинокомиксов вот-вот закончится. Любите вы этот жанр или нет, плюсы в нём тоже есть, так что мы ждём новинки от студий, за которые не будет стыдно.