Мы провели в игре 10 дней, но даже не приблизились к её полному прохождению. Кажется, что полностью пройти её просто невозможно. В Сети каждый день публикуются новые заметки о различных мелких деталях, не замеченных игроками при первом, втором или даже третьем прохождении. С момента релиза игры прошло чуть больше недели, если брать во внимание ранний премиальный доступ, но споры вокруг Starfield с каждым днём только набирают обороты.
С одной стороны, перед нами типичная игра Bethesda, со всеми плюсами и минусами, которые тянутся со времен Fallout 3. С другой стороны, игра постоянно удивляет какими-то событиями и деталями так, что эмоционально это перекрывает многие недостатки. Чем больше ты погружаешься в мир Starfield, тем больше понимаешь, что за ширмой типичной игры Bethesda кроется нечто большее.
Из шахты — к звёздам
Starfield получилась самой масштабной игрой студии не только по размеру карты, но и по возможностям отыгрыша и стиля прохождения. Вы можете отправиться искать приключения сразу после стартовой миссии — космос открыт для всех желающих без ограничений. Хотите исследовать пустынные планеты со случайно сгенерированными точками интереса? Пожалуйста. Хотите присягнуть на верность одной из фракций, и пойти по интереснейшей цепочке квестов? Без проблем. А можете просто остаться в одном из городов, помогая местным решить все их проблемы.
Если обычно рассказ о любом произведении, будь то фильм, игра или книга, начинается с описания сюжета, то в случае со Starfield описание завязки сюжета займёт самую малую часть. В роли рядового шахтёра вы находите необычный артефакт, прикосновение к которому вызывает у вас особые аудиовизуальные галлюцинации. В сознание вы прийдёте уже в палате, где и займётесь созданием персонажа и его предыстории. Особое внимание стоит уделить выбору изначально доступных способностей — они вам точно пригодятся в первые часы игры.
Редактор получился действительно неплохим — за 10-15 минут можно набросать вполне уникальную приятную физиономию. Любители засесть в редакторе персонажа надолго точно найдут чем заняться — приличное количество пресетов и десятки различных ползунков для детальной настройки в наличии. Если получился так себе герой, то позднее вы сможете вернуться к работе над внешностью, заглянув в одну из Enhance-клиник, расположенных в городах.
После настройки внешности и предыстории, игра закидывает вас на корабль и отправляет исследовать бескрайний космос. Вы можете сразу пойти по сюжету, или остаться на первой доступной планете и пропылесосить на ней все точки интереса за 5-7 часов. Это поможет вам понять, как устроены случайно сгенерированные базы, природные объекты, пещеры и события, по типу прилёта других кораблей, нападения боевых роботов или охоты колонистов на инопланетных тварей. Некоторые из этих активностей могут привести вас к лучшему луту в игре, другие — не дадут ничего, кроме какой-нибудь записки на дне пещеры.
Главный же квест первые пять-шесть часов интригует, подкидывая новые события и лица, но постепенно скатывается до зачистки аванпостов и поиска недостающих элементов артефакта. В такие моменты хочется на время оставить основную линию, чтобы оглядеться по сторонам. Даже сама игра на это намекает, когда после окончания какой-нибудь сюжетной миссии подкидывает пару больших побочных заданий.
Спустя какое-то время сюжет предлагает заняться захватом инопланетных храмов для получения некоего подобия драконьих криков из «Скайрима». Начиная с этого момента всё обрастает мистической атмосферой, но не ждите ничего и близко напоминающего фильмы «Чужой» или игру Scorn — тут всё менее выразительно и более минималистично, больше напоминая «Интерстеллар».
Самый большой сюрприз, который вас ждёт: игра не заканчивается после завершения основной сюжетной кампании. Можно сказать, что по-настоящему игра начинается только после запуска New Game+. Путь до этого момента может занять у вас как 20-30 часов, так и все 50-60, а всё потому, что сюжетная кампания — не самое интересное, что есть в игре.
Сюжет — не главное
Побочные задания гораздо лучше раскрывают мир игры, хоть и не всегда. Starfield любит автоматически закидывать вам квесты просто во время исследования городов, и по большей части это типичные «пустышки» из разряда «подай-принеси–сходи-найди». Самые крутые квесты спрятаны внутри фракций.
Их тут действительно много, а их задания наиболее интересны. Freestar Collective, Crimson Fleet, Ryujin Industries — все эти и другие фракции отличаются друг от друга, но вы можете вступить в каждую из них, полноценно отыгрывая свою роль сюжетно, став головорезом, примкнув к корпоратам или к религиозному культу.
Но если карта мира открыта сразу, что позволяет с самого начала лететь куда угодно, то открывать сложные замки, находить полные сундуки хорошего лута или тащить на себе всевозможную добычу сразу не выйдет — придётся прокачивать перки и навыки.
Большинство улучшений никак не меняют стиль игры, а просто поэтапно снимают ограничения с персонажа: повышенный уровень здоровья, скрытность, улучшенный сбор ресурсов, более экономичный гравитационный прыжок, продвинутые навыки взлома и другие. Даже если у вас есть доступное очко опыта, вы не сможете улучшить навык, если не выполнили условие для прокачки.
Любое оружие, скафандр, шлем, джетпак и корабль можно улучшать, заменяя их детали и добавляя модификаторы — продвинутые возможности крафтинга и исследовательские станции к вашим услугам.
Почти сразу у вас появится напарник, а по ходу прохождения вы встретите десяток желающих присоединиться к вашей команде. Многие из них действительно интересные персонажи, которые могут помочь в диалогах с другими NPC, взяв инициативу на себя, но технически это обставлено как и 16 лет назад — нет реакции или реплик на большинство событий, напарники просто бегают по локации, когда вы в стелсе, и так далее.
Максимум, на что они способны вне боя — перепалки между собой внутри вашего корабля, короткие реплики по итогу миссии и маленькие презенты в виде полезных ресурсов. Романтическая линия в игре, к слову, также присутствует. Со сценарной точки зрения персонажи обставлены неплохо, но технически это вновь болванчики на привязи.
Не совсем бескрайний космос
К сожалению, в большой RPG про космос сам космос сделан из кучи склеек и десятка условностей. Заглушки из загрузок и отказ от долгих полётов можно понять — во время игры вы постоянно будете перемещаться на новые планеты, активности на большинстве из которых генерируются случайным образом, так что отдельная механика или долгая анимация бесшовной посадки раздражала бы уже через несколько повторений.
Похожая история была с No Man’s Sky, когда ручную посадку ты начинал пропускать уже спустя полчаса. Но здесь всё ваше приключение будет состоять из набора загрузок и быстрых перемещений, а не настоящего исследования космического пространства. Полноценного открытого мира в игре нет. Зато есть исследование сотен планет.
Сканирование планет затягивает и увлекает лишь в первый десяток раз. Потом ты просто пробегаешь или перемещаешься до задания, игнорируя местную флору и фауну, за обнаружение которых можно получить несколько тысяч кредитов. Хоть временами и попадаются действительно нестандартные пейзажи или увлекательные истории, но все они выполнены по одному алгоритму, с одним набором объектов: шахт, блокпостов, кратеров и так далее.
Бегать по всем планетам придётся на своих двоих, совершая прыжки и полёты при помощи джетпака. В игре нет никакого наземного транспорта, которого иногда очень не хватает. Видимо, из-за этого и добавили повсеместное быстрое перемещение между уже исследованными точками интереса, которое хоть и ломает погружение, но упрощает игровой процесс. С другой стороны, отсутствие транспорта позволяет ощутить себя самым настоящим первопроходцем.
Можно создать и своё небольшое поселение. Строительство собственных аванпостов — сугубо на любителя, напрямую взятое из Fallout 4. Зато с их помощью можно добывать ресурсы для создания улучшений. Только не забудьте, где вы их поставили, чтобы возвращаться для сбора накопленного.
На небольших планетах чаще всего вас встретит агрессивный контингент, который сразу же вступит в бой. Боевая система выполнена в стиле студии, но лучше чем в последних Fallout, немного не дотягивая до Cyberpunk 2077.
Тактического режима и отрыва конечностей нет, но можно метко прострелить стекло в шлеме или джетпак, чтобы противник быстро растерял всю прыть. По мере прохождения ты быстро находишь классное и удобное оружие, но малое количество патронов заставляет часто переключаться между его типами, благо на себе можно носить десяток разных пушек или холодное оружие с разными свойствами.
Игра года или провал года
Многообразие игровых механик, сотни планет, доступных для исследования, и неожиданная реиграбельность способны затянуть на сотни часов, но есть в игре несколько неприятных моментов, которым очень сложно найти оправдания.
Во-первых, ограничение на 30 FPS на консолях Xbox Series X|S, которого нет в версии игры для ПК. Разработчики объясняют это нежеланием идти на компромиссы по визуальной части, но лучше всего игра выглядит в закрытых помещениях и невероятно детализированных сегментах космических кораблей, чего не скажешь об открытых пространствах. А вот нехватка производительности и неровность даже заявленных 30 FPS временами ощущается прилично.
При этом в игре не было замечено каких-либо критичных багов, на двух консолях Series X за неделю прохождения не было вылетов, встречались лишь небольшие графические глюки и невозможность просканировать часть объектов. Это даёт надежду на исправление не слишком значительных недоработок, подтягивание графики, добавление более нового апскейлера FSR3 в скором будущем и так далее. Главное, что все ключевые механики в игре работают исправно, и её не придётся перелопачивать патчами ещё два-три года.
Карта звёздной галактики прекрасна, но как только вы попадаете в город, то остаётесь без навигации. Карты поселений в игре просто нет, ориентироваться придётся по компасу и маркеру отмеченного квеста. Торговцев и прочие точки интереса придётся запоминать. Это максимально странное решение, оправдание которому я так и не смог найти.
Сами города иногда удивляют и радуют своей визуальной частью, но некоторые смотрятся очень блекло. Тоже самое касается и персонажей вокруг, над которыми часто смеются в Сети. Складывается ощущение, что разные дизайнеры по-разному относились к своей работе, из-за чего идеальные футуристические интерьеры встречают угловатых NPC с выпученными глазами.
При всём этом объективном наборе проблем, игра ощущается как большая отсылка ко всей научной фантастике прошлого века. Сбор ресурсов, постройка поселений и исследование — просто рутина, за которой скрывается шикарная атмосфера и куча интересных заданий. Пролетая около нужной мне планеты, я решил высадиться на неизвестной территории, и обнаружил там костюм и корабль местного супергероя — Мантиса. Теперь пролетающие мимо дружественные корабли приветствуют меня, а пиратские корабли резко разворачиваются и улетают с криками.
Вы можете получить костюм террорморфа и пойти пугать туристов. Или вступить в Авангард и отправиться истреблять террорморфов в жуткие шахты. Вы можете встретить случайный корабль на рандомной планете, пообщаться с экипажем, забрать чужую посылку с лутом, получить гневное сообщение при вылете на орбиту, дать бой вражескому кораблю или откупиться кредитами. Вы можете найти книгу, которая укажет вам на координаты одной из немногих оставшихся достопримечательностей на выжженной планете Земля. Или можете попробовать провезти контрабанду туда, куда не следует, и узнать, к чему это приведёт. Можете потратить несколько часов на создание своего корабля мечты, или угнать высококлассный корабль у пиратов. Именно из таких деталей и состоит ценность местного мира.
Это тот случай, когда в не самую идеальную игру хочется возвращаться и оставаться в ней надолго. Она комплексно создаёт чувство нахождения в другом мире, полном огромных возможностей, хоть и делает это весьма своеобразно. За десяток лет видеоигрового опыта, мне попадались идеально сделанные игры, в которых почти сразу было понятно всё, но возвращаться в них было неинтересно. Starfield оказалась далеко не идеальным крепким середнячком, но в ней есть то, что заставляет снова и снова запускать игру, каждый раз открывая для себя что-то новое.