Голливудские звёзды и зомби-апокалипсис. Обзор фильма «Мёртвые не умирают»

Адам Драйвер, Билл Мюррей, Хлоя Севиньи, Стив Бушеми, Селена Гомес, Том Уэйтс, Игги Поп, RZA — в этом фильме количество знаменитостей просто зашкаливает. Кажется, Джим Джармуш просто хотел создать суперфильм, собрав вместе максимальное количество своих любимчиков. Ну а что с ними будет происходить на экране — уже не так важно. И рейтинги картины у кинокритиков только подтверждают сказанное.

На въезде в Центрвилль вы встретите надпись «Хорошее место». Действительно, в этом маленьком американском городке всегда было спокойно. Картину немного портил только местный реднек (Стив Бушеми) в красной кепке с надписью «Сделаем Америку Снова Белой». 

Но даже это место не обошла стороной глобальная катастрофа. Из-за бурения нефтяных скважин на полюсах Земли, планета сходит с орбиты. День становится длиннее, часы останавливаются, техника выходит из строя, а мёртвые встают из могил.

И первыми восстают из мёртвых кофеманы Игги Поп и жена Джармуша — Сара Драйвер. Затем обладательница Оскара Кэрол Кейн («Хестер Стрит») с криками «Шардоне!» 

В то время как полицейские (Билл Мюррей, Адам Драйвер и Хлоя Севиньи) перемещаются по городу, охваченному зомби, они видят зомби-теннисистку, размахивающую своей теннисной ракеткой (Джулия Моррисон). Так же на пару секунд на экране появляется модница-зомби Шарлотта Кемп.

Джармуш здесь немного отходит от апокалиптического потребительства Джорджа Ромеро, давая каждому зомби свой особый характер. Каждый из них после смерти тяготеет к тому, что любил при жизни.

Ещё тут есть «гитарный зомби», которого играет никто иной, как Стерджилл Симпсон — музыкант, чья песня является главной темой фильма.

Джармуш, очевидно, большой поклонник исполнителя, поскольку первые три слова, которые он написал на бумаге для этого сценария, были: «Песня Стерджилла Симпсона». И, кажется, Джим от лица каждого второго персонажа признается Стерджиллу в любви.

Селена Гомес, Лука Саббат и Остин Батлер играют «Кливлендских хипстеров» в поисках веселья. Главную же роль в «Мёртвых не умирают» играет отшельник Боб, он же повествователь.

Уйдя с поля, чтобы жить в лесу, он шпионит издалека через бинокль, всё время философски осуждая местных жителей за то, что они «продали свои души за Game Boy». Он служит доказательством того, что в этом дурацком мире можно остаться человеком только уйдя в лес. 

Боб — идеальная метафора для Уэйтса в реальной жизни: нетрадиционный, художественно затворнический отшельник, который предлагает критические комментарии и понимание через свои песни и фильмы. 

Кто такая Зельда Уинстон (Тильда Суинтон)? С какой она планеты? Почему владеет самурайским мечом? И зачем она делает трупам макияж в стиле Дрэг Квин? Можем только догадываться. 

Но одно я знаю точно — Тильда исполняет каждую из своих сцен с таким мастерством, что всё остальное не имеет значения. 

На самом деле именно Суинтон дала Джармушу идею написать фильм о зомби, когда они вместе работали над «Выживут только любовники». В интервью Rolling Stone Джармуш сказал:

«Я рассказал Тильде о какой-то смутной идее, которая у меня возникла несколько лет назад, и спросил её: «Есть ли персонаж, которого ты хотела бы сыграть?»

И она сразу сказала: «О, я бы хотела быть гробовщиком!»

Впрочем, самурайский меч — идея Джармуша.

«Это произошло из-за моей любви к боевым искусствам и фильмам о боевых искусствах», — объяснил он.

«С того момента, когда я бросил курить несколько лет назад, я был полон всей этой ярости — в тот момент я курил 35 лет, и знал, что бросить будет трудно! Что я сделал? Я спрятался на своём чердаке один на 10 дней и смотрел «Sword of Doom» два-три раза в день».

Несмотря на то, что весь фильм говорит о том, что цивилизация поглощена потреблением, Джармуш всё еще ясно верит, что подростки — это наше будущее. В том же интервью он сказал:

«У меня есть большая надежда на мир из-за молодежных движений, таких как движение «Sunrise Movement». Ребята, которые не вписались в это испорченное общество. Они единственные, кто остались в живых для меня».

К сожалению, Джармуш довольно странно показывает своё отношение к подросткам в фильме. Кажется, их линия просто обрывается, и нам не дают подсказок относительно того, что их ждет дальше. Один из них говорит: «Я знаю безопасное место, где можно спрятаться» — и это всё.

Их участие в повествовании вообще неважно. Единственный смысл их существования, по-моему, был в дани уважения всем триллерам про подростков.

Персонажи ломают четвёртую стену и понимают, что они в фильме. На протяжении всей картины Адам Драйвер постоянно повторяет: «Это плохо кончится». Мюррей спрашивает его: «Почему ты постоянно говоришь это? Откуда ты знаешь?». На что Драйвер отвечает: «Это потому, что я прочитал сценарий». «Весь сценарий?» — спрашивает Мюррей. «Да, Джим прислал его мне», — говорит Драйвер. И тут Мюррей начинает злиться: «А мне он дал только наши сцены!»

Затем Драйвер берёт мачете и отрезает голову зомби, подозрительно похожего на Билла Мюррея в «Зомбиленде». Какая ирония.

«Мёртвые не умирают» уже называют самым нелепым фильмом года. В нём много иронии, чёрного юмора и абсурда. И если, дойдя до финала, у вас в голове не прозвучит «Господи, что здесь происходит?», то Джармуш сделает всё возможное, чтобы это исправить.

Абсурдность — как раз то, что добавляет комедийности, хотя в остальном фильм типичный для режиссёра — протяжный и меланхоличный.

Представьте, что Джармуш переснял «Выживут только любовники», но на этот раз не про вампиров, а про зомби. Музыка та же, Тильда Суинтон на месте, только теперь режиссёр отбросил всю серьёзность и иронизирует сам над собой.

Что касается главного мессенджа фильма, то это всё уже было сказано ранее в многочисленных фильмах о зомби. То, что люди процветающего капитализма, потребители, и есть настоящие зомби, было показано ещё Джорджем Ромеро в 70-х. И было показано тонко. Джармушу же пришлось разжевать для нас смысл собственного произведения с помощью повествователя.

Однако, «Мёртвые не умирают» открывал в этом году Каннский кинофестиваль. Этот странный комедийный анти-триллер разделил аудиторию на два лагеря. А как мы знаем, если какой-то феномен культуры так противоречив, значит, есть вероятность его гениальности. 

Так стоит ли идти на фильм? Лично моё мнение — можно и дома посмотреть. После динамичного и забавного трейлера мы ожидали комедию «здорового человека», но в реальности получили комедию «курильщика». Затянутая пародия на лучшие зомби-шедевры. И даже звёздный состав не сумел скрыть сценарных дыр.

6 самурайских мечей из 10.

Похожие материалы