Эксклюзивы для консолей больше не нужны?

В последнее время часто можно увидеть мнение, что эксклюзивы для консолей исчерпали себя как концепция. Всё больше некогда эксклюзивных игр выходит на ПК, а с появлением кроссплатформенных онлайновых игр-сервисов даже выбор платформы уже отходит на второй план.

Почему консольные эксклюзивы важны и что с ними станет в скором будущем? Мы перевели статью об этом и постарались во всём разобраться.


Анонс PlayStation 5 был значим по ряду причин, одна из них — это количество выходящих на ней эксклюзивов: Marvel’s Spider-Man: Miles Morales, Horizon Forbidden West и Ratchet & Clank: Rift Apart.

Но Sony — не единственная кто предлагает большие и дорогие эксклюзивы для своей игровой платформы. Microsoft ранее представила Halo Infinite, Scorn и Senua’s Saga: Hellblade II для Xbox Series X.

Эксклюзивность важна, и особенно она важна, когда потенциальные покупатели раздумывают над тем, какую консоль им приобрести. Некоторые геймеры, конечно, смогут обзавестись обеими консолями, но большая часть игроков хочет вложиться во что-то одно, и долгосрочное. В этом есть своя правда, учитывая, как дорого обходятся видеоигры.

Важность эксклюзивности некоторых игровых тайтлов существовала с тех пор, как появились консоли, но она также была и своеобразным козырем в так называемых «консольных войнах». Несмотря на это, основные споры вокруг консолей нового поколения от Sony и Microsoft всё же строятся вокруг их технических составляющих. Но по-настоящему важно то, что разницу в консолях для покупателей делает эксклюзивный контент.

Разница в железе больше не играет роли

У каждой игровой приставки уникальная техническая начинка, и у каждой есть плюсы и минусы. Но будем честны: насколько сильно технический фактор сыграет во время приобретения консоли?

Если вам нравится играть в условный Halo, неужели информация о том, что PS5 мощнее Xbox Series X вас как-то остановит? Конечно же, нет. К тому же, как уже показывала история, зачастую красота картинки зависит от того, насколько грамотно разработчики используют свой движок и возможности консоли, для которой они делают игру — The Last of Us: Part II тому яркое доказательство. Игра выглядит как тайтл, предназначенный для следующего поколения, однако запускается без проблем на PS4.

Общий концепт эксклюзивности стал приобретать другую плоскость, когда появилось возможность подключать консоли к онлайну. К примеру, если бы вы разрывались между PlayStation 3 или Xbox 360, то вы бы отдали предпочтение той консоли, на которой играют ваши друзья, чтобы вместе проводить время в онлайн-играх. Однако сейчас на таких консолях как PlayStation 4 и Xbox One всё больше и больше игр начинают поддерживать кросс-платформенный мультиплеер.

Такие игры как Fortnite созданы для того, чтобы наслаждаться ими вместе, неважно какой платформе вы отдаёте предпочтение. Это был монументальный и важный шаг для индустрии — дать возможность игрокам с одного поколения консолей играть вместе. Всё больше и большее игр это предлагают. Среди них такие как: Dauntless, CoD: Modern Warfare: Warzone, Apex Legends и Rocket League. Вполне возможно, что кросс-плей станет стандартной практикой для индустрии на следующем поколении консолей.

Однако некоторые крупные издатели всё ещё заключают эксклюзивные контракты и соглашения с платформодержателями. Во времена PS3 и Xbox 360 последняя предоставляла иногда ранний доступ каким-то дополнениям. Сейчас же, когда PS4 явно доминирует на рынке, такие издательства как Activision и Take Two предоставляют игрокам PlayStation 4 бонусы и ранний доступ к разным режимам или картам. 

Всё это лишь подчёркивает то, что эксклюзивы для консолей важны как никогда, даже в виде бонусов. Именно они всё ещё являются решающим фактором при выборе приставки.

Будущее за экспериментальными проектами

Главный вызов для Sony и Microsoft — быть уверенными в том, что у них есть библиотека из сильных эксклюзивов для своих платформ. Sony с самого первого показа PlayStation пытается об этом заявить, также как и Nintendo, у которых всегда была и будет сильная линейка эксклюзивов.

Если вы захотите поиграть в новый Uncharted, или жe Super Mario Bros., вы знаете какую консоль для этого нужно приобрести. Microsoft, прекрасно понимая важность эксклюзивов и того, как они сказываются на приросте аудитории, вкладывает свои инвестиции в игровые студии, которые уже сейчас трудятся над эксклюзивными проектами для Xbox Series X.

1 июля Sony представила программу поддержки независимых разработчиков PlayStation Indies. Уже анонсирована пачка инди-игр, часть из которых будет эксклюзивами для PS4 и PS5. Тем самым, компания обращает внимание на аудиторию, которой интересны экспериментальные проекты, непохожие на привычные игры от Sony.

Привычную формулу AAA-эксклюзивов Sony мы давно уже знаем. Можно с уверенностью заявить, что из себя представляют мейнстримные эксклюзивы для PlayStation: это экшн-игры от третьего лица, зачастую с тремя (или более) ветками прокачки, крафтом, открытым или полуоткрытыми миром. И в этом нет ничего плохого, ибо издательство выработало явный паттерн, который работает в их проектах до сих пор.

Интересно будет взглянуть на то, какой путь избрала Microsoft со своими эксклюзивами. Будут ли их игры чем-то отличаться от игр Sony?

Судя по анонсированным проектам, Microsoft не собирается бороться с Sony «на их поле». Они показали 140 студий, которые будут поддерживать их на новом поколении консолей, создавая разнообразные игры.

Очевидно, что не стоит ждать от всех них крупнобюджетных блокбастеров, но мы всё чаще видим действительно интересные среднебюджетные проекты, которые привлекают к себе внимание идеей и концепцией. Достойная графика становится всё доступней, оттого и внимание широкого круга игроков всё чаще притягивается к чему-то новому и необычному.

Так что эксклюзивы никуда не исчезнут, скорее они просто станут немного другими.

Похожие материалы