3 сентября в российский прокат вышел «Довод» — новый научно-фантастический боевик Кристофера Нолана и одна из главных картин этого года.
Фильмы Нолана всегда выделяются на фоне остальных кинотеатральных релизов. К его картинам, как правило, относятся максимально серьёзно и идут на них скорее не для того, чтобы пожевать попкорн и перекинуться с друзьями комментариями о том или ином эпизоде, а для того, чтобы поломать голову над интересным сюжетом, насладиться невероятно красивым визуалом, послушать потрясающие произведения таких композиторов, как Ханс Циммер, и посмотреть на превосходную игру звёздного актёрского состава, работа которого стоит бюджета целого фильма рангом пониже.
Но «Довод» сумел выделиться даже в ряду произведений Нолана и стал настоящей загадкой как для рядовых зрителей, так и для киноманов, синефилов и фанатов режиссёра. И дело здесь не только в том, что из-за коронавируса премьера «Довода» трижды переносилась, а каждая новая её дата оказывалась под сомнением, но и в том, что до последнего момента о сюжете фильма не было известно почти ничего — трейлеры никакой информации не давали, завязка на сайтах со страницей фильма описывалась в двух предложениях, главными словами в которых были «агенты ЦРУ», «русский олигарх» и «инверсия времени», а актёры, сыгравшие в фильме главные роли (Роберт Паттинсон, например), говорили, что и сами ничего не поняли.
Премьера «Довода» на западе состоялась ещё в двадцатых числах августа, и тогда стали понятны две вещи: у Нолана всё получилось, а основная концепция фильма не подлежит какому-либо описанию или изложению в текстовом формате. Как неописуемая идея картины сочетается с высокими оценками зрителей и критиков? И почему у Нолана получилось? Давайте разбираться!
Сюжет «Довода» примечателен прежде всего тем, что он прост (но при этом непредсказуем), а его завязка, как впрочем и многих других фильмов Нолана, действительно описывается в нескольких предложениях.
Лента повествует о приключениях «Протагониста» — бывшего агента ЦРУ, который по наводке начальства узнаёт о существовании инверсивного оружия, присылаемого в наш мир из будущего. Отследив одну из инверсивных пуль и вооружившись кодовым словом «Довод», главный герой узнаёт о торговце оружием в Мумбаи. Вломившись в его дом вместе со своим новым напарником — агентом британской разведки Нилом, «Протагонист» выясняет, что технологиями инверсии обладает русский олигарх Андрей Сатор, который каким-то образом установил связь с будущим. Теперь Нил и «Протагонист» должны выйти на Сатора, выяснить, как он получил технологию из будущего, прервать цепь поставки, а главное — спасти мир от уничтожения временного континуума.
Структурно «Довод» повторяет старые фильмы о Джеймсе Бонде, давним фанатом которых является Нолан. В данном случае невооружённым глазом видно влияние любимого фильма режиссёра «На секретной службе её величества», причём не только внутри картины, но и на поверхности — в «Доводе» не раз мелькают шикарные яхты и богатые интерьеры. Кроме того, в «Доводе» режиссёр часто используют знакомые фанатам «бондианы» короткие и быстрые диалоги.
Темы, раскрываемые в фильме, под стать сюжету, довольно простые — «Довод» аккуратно намекнёт на экологическую проблему, упомянет о том, что может случиться, если человек почувствует себя Богом и, конечно, расскажет о влиянии прошлого на настоящее и настоящего на будущее.
«Так а в чём сложность?» — резонно спросите вы. А сложность в той самой «неописуемой» концепции инверсии времени, в которую «завёрнут» сюжет, и ради осознания которой вы ещё не раз пересмотрите «Довод», если вас она, конечно, заинтересует. Я, например, уже готовлюсь ко второму походу в кино, и прочёл немало заметок о физике в «Доводе», поэтому во избежание цитирования своих коллег, которые в ночь после просмотра просчитывали вероятность произошедшего в фильме с точки зрения реально существующих теорий, я лишь расскажу, как я это понял.
Итак, во вселенной «Довода» имеют место быть разные течения времени. То есть события могут развиваться не в прямом, а в противоположном направлении — одни объекты движутся из прошлого в будущее, а другие наоборот — из будущего в прошлое, и при этом они могут взаимодействовать друг с другом. Так, например, инверсированная пуля не вылетит из пистолета, а вернётся в дуло, а инверсированный противник будет сражаться с героями, нанося удары наоборот.
На эту возможность Нолан наложил ещё несколько интересных и вполне логичных условностей — например, при возгорании инверсированного человека в прошлом, он попадёт в обратное пламя и замёрзнет, а во время его путешествия по миру прошлого ему необходимо иметь как минимум респиратор, поскольку в прошлом воздух движется не в его сторону по времени, и следовательно дышать им человеку из будущего нельзя.
Герои сами несколько раз пробуют объяснить на пальцах, как это работает, однако в итоге рекомендуют «не пытаться понять» — и отчасти они правы. На словах передать то, что творится на экране, довольно трудно, и в общем-то работает вся эта концепция только визуально. Не стоит забывать, что Нолан — главный визионер современного кинематографа, и он не только создаёт красивую картинку на экране, но и думает на визуальном уровне.
А пока вы будете думать о том, насколько реально происходящее на экране, Нолан умчится дальше и начнёт использовать разные времена в качестве уже привычных ему слоёв сюжета. Подобно, например, временным отрезкам в «Дюнкерке». И если вы успеете поймать ход событий во всех временах, то вас невероятно затянет и вы только и будете, что удивляться.
Однако, ничего страшного не случится и в том случае, если вы не поспеете за ходом действий. Во-первых, события в разных временных промежутках легко разделить, и посмотрев на них под таким углом становится проще в них разобраться, а потом соединить заново. Во-вторых, ловите простой лайфхак — чаще напоминайте себе о том, что настоящее стабильно и вмешательство в прошлое его никак изменить не сможет. А в-третьих, в те моменты, когда герои прыгают из настоящего в прошлое чаще всего вам будет совсем не до раздумий, ведь в «Доводе» Нолан решил превзойти себя в плане количества и масштаба экшен-сцен.
Помните, как Нолан попросил построить вращающийся коридор из «Начала» прямо в студии? А как использовал настоящие корабли, взрывы и огромное количество реальных людей в массовке в «Дюнкерке»? Так вот тут он взорвал лайнер! Реальный лайнер!
Однако, взорванный лайнер — это далеко не всё. В фильме взрываются и собираются дома, а машины переворачиваются в будущем и собираются заново в прошлом. Всё это происходит без намёка на компьютерную графику и CGI, и выглядит просто потрясающе.
Пересчитывая количество трюков, выполненное актёрами и каскадёрами, вспоминая многочисленные бои и движения задом наперёд, я поймал себя на мысли, что великолепному актёрскому составу и их храбрым коллегам пришлось очень нелегко, однако они все блестяще справились со своими задачами.
Вообще персонажей и актёрский состав фильма можно условно разделить на три группы:
В первую входят герой Роберта Паттинсона — Нил, обаятельный британский спецагент, и брутальный персонаж Джона Дэвида Вашингтона. Они представляют собой эдаких профессионалов своего дела — умные, рассчётливые спецагенты, о которых и другие персонажи, и зрители изначально почти ничего не знают, однако по ходу фильма герои всё больше раскрываются.
Вторая группа: герой Кеннета Бранны — протагонист фильма русский олигарх-абьюзер Андрей Сатор, который общается с людьми из будущего, его несчастная жена Кэт Сатор в исполнении Элизабет Дебики и их ребёнок. Эти персонажи вносят в фильм толику мелодрамы и линию с абьюзивными отношениями, в которой оба героя развиваются и проходят определённый путь.
А третья группа — второстепенные персонажи, они непосредственно вшиты в историю, никакого развития они не имеют, но как же круто они проработаны, а главное сыграны — на втором плане в «Доводе» играют Клеменс Поэзи, Майкл Кейн, Юрий Колокольников, Химеш Патель и другие.
Нельзя не похвалить «Довод» и за звук. При создании этого фильма Нолан работал не со своим давним товарищем Хансом Циммером (он в это время писал саундтрек для «Дюны»), а со шведским композитором Людвигом Йоранссоном, который великолепно выполнил свою работу: музыка постоянно держит зрителя в напряжении, красиво обрамляет сцены диалогов и помогает разграничивать времена в те моменты, когда герои действуют сразу в трёх хронологических отрезках: в линии со временем, текущем вперёд композиция играет как и задумывалось автором; в отрезке со временем, текущем в обратную сторону — звуки того же произведения задом наперёд; в третьей линии — громыхающие мелодии сменяются тихой музыкой из всё той же композиции. Гениально.
А можно ли «Довод» за что-нибудь покритиковать? Да легко! Поклонники фильмов Нолана, например, не увидят здесь какой-то глубокой человеческой истории, как например, в «Начале», которое по сути рассказывало историю о боли утраты любимого человека. И нет, та самая мелодраматичная линия персонажей Бранны и Дебики не сможет заменить таких глубоких тем.
Кроме того, можно легко (эдак после пятого просмотра) начать видеть какие-нибудь «проколы» в той же линии с инверсией. Но захотите ли вы это делать? Вряд ли. Как минимум потому, что после сеанса вы отправитесь переваривать увиденное в голове. Или будете искать свою челюсть где-нибудь у самого экрана. Или же пойдёте в кассу, чтобы купить билеты на фильм ещё раз.
И «Довод» — это определённо тот фильм, который заслуживает повторного просмотра. В первый раз вы обратите внимание на потрясающие экшен-сцены, но запутаетесь в инверсии. Во второй раз вы попробуете разгадать, как работает инверсия, и заметите фирменные приёмы Нолана, но каждый раз вы неизменно будете получать удовольствие и от истории-загадки, и от зрелищных сцен, и от великолепной актёрской игры, и от визуала с саундтреком.
Приятного вам просмотра!