Да будет свет! Обзор фильма «Война токов»

9 сентября 2017 года на кинофестивале в Торонто состоялась премьера фильма «Война Токов» — историко-биографической драмы о противостоянии трёх гениев электроэнергетики: Томаса Эдисона, Джорджа Вестингауза и Николы Теслы. 

Мировая премьера фильма была назначена на декабрь 2017 года, однако, Харви Вайнштейн, продюсер картины, оказался в центре скандала, и фильм перенесли. 

По первым отзывам после показа в Торонто фильм был, мягко говоря, не очень — на агрегаторе Rotten Tomatoes процент «свежести» фильма на основе оценок критиков не превысил и 29%, а пользовательских рецензий, в силу отсутствия широкого проката, лента и вовсе не получила. 

За прошедшие два года к составу продюсеров фильма (в который, кстати, входит Тимур Бекмамбетов) успел присоединиться Мартин Скорсезе, под руководством которого лента была доработана до так называемой «режиссёрской версии», премьера которой и состоялась 5 декабря 2019 года. 

Итак, фильм повествует о начале «Войны токов» — противостоянии переменного и постоянного токов и соперничестве трёх гениев начала двадцатого века: Томаса Эдисона, Николы Теслы и Джорджа Вестингауза за право электрифицировать сначала Америку, а затем и весь мир. 

Действие фильма начинается в 80-х годах XIX века. Гениальный изобретатель Томас Эдисон одержим идеей электрификации США. Начав с одного района Нью-Йорка, Эдисон хочет «осветить» всю страну. Ради достижения своей цели он готов пойти на всё. Так, на аудиенции с президентом США, посвящённой патефону (ещё одному созданию инженерного гения Эдисона), изобретатель начинает продвигать идею электрификации Америки.

Столь грандиозные планы уже известного по всей стране изобретателя не могли остаться без огласки. О них узнал и видный предприниматель и инженер Джорд Вестингауз. Он находит существенный недостаток в проекте Эдисона — использование цепей постоянного тока с низким напряжением, из-за чего электричество не может распространяться на больших расстояниях. Вестингауз же предлагает передавать электроэнергию с минимальными потерями, используя переменный ток. 

От сотрудничества со сторонником использования переменного тока, евангелист постоянного тока, Эдисон, отказывается. Более того, он решает сыграть грязно и в одном из интервью журналистам, как бы невзначай, упоминает, что переменный ток Вестингауза может убить.

Однако, Вестингауз не единственный, кто терпит выходки Эдисона. Некогда принятый им на службу талантливейший сербский эмигрант Никола Тесла, которого на родине считали под стать Эдисону, также встретился с непростым характером приверженца постоянного тока. 

Первые стычки начались между ними, когда Тесла предложил Эдисону использовать для выработки электроэнергии генератор переменного тока. Напряжение между изобретателями нарастало. Но настоящий разрыв между гениями произошёл, когда Эдисон не выплатил Тесле обещанные $50 000 за доработку созданных самим Эдисоном устройств, заявив, что иммигрант плохо понимает американский юмор. Тесла ушёл из компании Эдисона и основал собственное предприятие «Tesla Electric Company».

Ведомые обидой и духом соперничества конкуренты Эдисона начинают бороться с самоуверенным сторонником постоянного тока за исключительное право электрифицировать Америку. Начинается «Война Токов».

Сюжет развивается последовательно и логично, несмотря на большие скачки во времени. Фильм, я напомню, рассказывает о событиях, произошедших в течение тринадцати с небольшим лет. 

Однако сказать, что лента превращается в простой пересказ событий с указанием дат без контекста — ошибка. За чуть более чем полутора часа хронометража фильм успевает рассказать не только историю электрификации Америки, но и о людях, её проводивших, затрагивая и раскрывая при этом самые разные темы: от совсем уж общих тем любви, дружбы и измены своим принципам ради достижения цели до локальных сюжетов, вроде зависимости гениальных изобретателей от простых дельцов в начале XX века.

Более того, освещая настолько значимый период истории, создатели фильма сумели возродить атмосферу тех лет и обеспечить погружение зрителя в неё: бесконечные поездки героев на поездах между штатами; боязнь того, что в какой-то момент потухнет огонь; люди, рассказывающие о том, что у них дома на газу; репортёры различных изданий, зарисовывающие интервьюируемых; аутентичные костюмы. 

С исторической достоверностью у фильма тоже всё в полном порядке. Как с точки зрения истории главных героев, так и с точки зрения персонажей, судьба которых связана с описываемыми личностями и их изобретениями. Так, например, в фильме нам рассказывают историю Уильяма Кеммлера — первого человека, казнённого на электрическом стуле. Устройстве, которого бы просто не появилось, если бы Эдисон не пытался доказать, что переменный ток Вестингауза опасен. 

Характеры и внешний вид главных героев также полностью соответствуют их историческому описанию — они воссозданы на высшем уровне, конечно же, не в последнюю очередь благодаря актёрам, их играющих.

Бенедикт Камбербэтч отлично исполняет роль Томаса Эдисона — знаменитого американского предпринимателя, создателя фонографа (прародителя граммофона и патефона), кинетографа, усовершенствовав когда-то который братья Люмьер создали знаменитый «Синематограф». Самоуверенного дельца, гениального изобретателя, любящего мужа и отца, разрывающегося между работой и домом.

Майкл Шеннон превосходно вживается в роль Джорджа Вестингауза — известного американского промышленника, который в отличии от Эдисона был намного больше заинтересован в получении прибыли, но при этом почти также как и Эдисон был заинтересован и самими технологиями, приносящими эту прибыль.

Николас Холт неплохо справляется с ролью Николы Теслы — гениального сербского иммигранта, порой не имевшего возможности даже выкупить собственные патенты из покидаемой им компании; инженера и изобретателя, некогда недооцененного Томасом Эдисоном и высокого ценившегося Джорджем Вестингаузом.

Не отстают от исполнителей главных ролей и другие актёры. Том Холланд отлично исполняет роль секретаря мистера Эдисона — этакого мальчика на побегушках. Именно его герой умеет и может сказать Эдисону не слишком приятные, но важные вещи, представив этакий взгляд со стороны на действия Томаса.

А Таппенс Мидлтон и Кэтрин Уотерс превосходно играют спутниц Томаса Эдисона и Джорджа Вестингауза — Мари Эдисон и Маргарет Вестингауз, которые поддерживают главных героев и, зачастую, являются катализаторами многих их действий.

Стоит сказать, что фильм не пытается показать кого-то из участников событий с лучшей, а кого-то с худшей стороны. Лента скорее занимает нейтральную позицию по отношению к героям.

Успешный изобретатель, кумир детей и взрослых Томас Эдисон — жестокий и самоуверенный делец. Заботящийся о людях, друг и товарищ по жизни Джорд Вестингауз готов поступиться всеми своими принципами ради достижения своей цели, была бы только возможность. Никола Тесла, безусловно, гений, но должен был порой жить в долг — жизнь его не была «безоблачной».

Такое объективное освещение героев — одно из главных достоинств ленты как историко-биографической драмы.

Ещё одним несомненным достоинством фильма является операторская работа. Чон Джон-Хун радует очень интересными приёмами. Фильм наполнен ровными, выверенными до градуса панорамами, снятыми под углом сценами внутри помещений, съёмками от первого лица во время диалогов персонажей и интересными пролётами камеры внутри и снаружи помещений. Однако, должен предупредить, что смешение таких стилей съёмки может понравиться далеко не всем.

Не всем может понравиться и саундтрек, хотя, как мне кажется, он получился неплохим. Некоторым людям может не понравиться и отсутствие юмора в фильме. Хотя это историко-биографическая драма и, по моему мнению, его здесь быть и не должно. 

Но если вы пришли в кино не посмеяться, а увидеть действительно интересную драму с талантливыми актёрами, с интересными операторскими приёмами, с сюжетом, который, возможно, даже расскажет вам что-то новое из истории человечества, то новый фильм Альфонсо Гомеса-Рехона определённо для вас.

Приятного просмотра! 

Похожие материалы