Абрамс наносит ответный удар. Обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»

19 декабря в широкий прокат вышел фильм «Звёздные Войны: Восход. Скайуокер» — финал знаменитой космической саги, которая длится уже более сорока лет. Насколько хорошо или плохо это получилось? Давайте разбираться.

Внимание! В тексте присутствуют спойлеры девятого эпизода, если их наличие вас смущает — возвращайтесь к чтению этой статьи после просмотра фильма. 

О фильме

Начать, как мне кажется, стоит с непростой истории создания фильма. Новую трилогию должны были снимать три режиссёра: Джей Джей Абрамс, Райан Джонсон и Коллин Треворроу. Девятый эпизод достался Треворроу. Однако, в 2017 году из-за творческих разногласий Треворроу ушёл с поста режиссёра финальной части «Звёздных Войн». 

Первое предложение стать режиссёром ленты получил Дэвид Финчер. В то время он занимался собственными проектами, а потому срежиссировать девятый эпизод не смог. 

Disney пошла по пути наименьшего сопротивления и пригласила в режиссёрское кресло Джей Джей Абрамса, который к тому времени уже успел снять для компании довольно успешный седьмой эпизод. 

Сценарий же был написан Треворроу. По задумке, в его разработке должен был принимать участие Райан Джонсон, режиссёр восьмого эпизода, но в действительности он этого так и не сделал. Зато успел снять «Последних Джедаев», в которых, воспользовавшись возможностью, изменил природу Силы, ответил на некоторые вопросы, оставшиеся со времён седьмого эпизода (наплодив при этом новых) и, похоже, перечеркнул некоторые идеи Абрамса.

Увидев это Абрамс не расстроился. Наоборот — в одном из интервью он заявил, что смелость Джонсона помогла ему развязать руки во время работы над «Восходом».

Сюжет

Действия фильма разворачиваются спустя год после событий, описанных в восьмом эпизоде. До верховного лидера Первого ордена Кайло Рена доходят слухи о возрождении императора Палпатина. Чувствуя угрозу своему авторитету, Рен начинает поиски Дарта Сидиуса.

Рей же продолжает обучение джедая под руководством генерала Леи Органы. Сопротивление постепенно оправляется от недавнего поражения. Теперь у них появился «крот» в Первом ордене. 

Однако, этот самый «крот» приносит страшные известия. Император Палпатин восстал из мёртвых, а с ним и целая армада «Звёздных разрушителей». Более того, Кайло Рен объединился с восставшими. 

Теперь Рей должна отправиться на мифическую планету Экзогол — предполагаемое местонахождение Палпатина, остановить восставшего Императора и не перейти при этом на тёмную сторону силы.

Фильм с самого начала берёт такой темп, что зрителю просто трудно уследить за героями, а переходы от одного эпизода к другому, особенно в первой половине ленты, могут вызвать приступ эпилепсии. Сюжет попросту перегружен событиями.

Это становится заметно с самого начала фильма, когда режиссёр занимается экспозицией картины, расстановкой акцентов. У почти каждого события, происходящего в фильме, отсутствует контекст, из-за чего у зрителя постоянно возникает стойкое ощущение недосказанности. 

Из-за этой недосказанности, из-за отсутствия, порой всего одной, но такой важной сцены в эпизоде, зритель не испытывает абсолютно никаких эмоций или просто не понимает, как то или иное событие произошло.

Страдают в фильме и саспенс с логикой.

Саспенс здесь пострадал из-за всё той же невероятной скорости повествования. На ваших глазах могут «убить» одного из главных героев фильма, а уже через пару эпизодов выяснится, что он жив и здоров. 

Более того, даже когда персонажи живы, вы за них не боитесь. Потому что все их проблемы решаются или добрым словом или Силой, в крайнем случае — взмахом светового меча, буквально по щелчку пальца. 

Кстати о Силе и щелчках пальцев. Слухи о том, что Сила в этом фильме удивит даже фанатов космической саги, ходили давно и имели скорее нейтральную коннотацию. Слова Джей Джей Абрамса о том, что определённые новые способности Силы могут взбесить некоторых людей, конечно, настораживали, но лично мне было даже интересно, что же там такого придумали.

А придумали там лишь оправдание всему, что происходит в фильме. Восстал Палпатин — тёмная сторона Силы. Рей научилась залечивать раны — светлая сторона Силы. Сбили двумя руками несколько эскадрилий истребителей — тёмная сторона Силы. И так на протяжении всего фильма. 

Безусловно, начало этому положил не Абрамс, а Джонсон в эпизоде «Последние Джедаи», отойдя от канона. Но у Джонсона действие Силы не было возведено в абсолют.

Конечно, можно сказать, что «Звёздные Войны» всегда были сказкой. И вообще, ещё в пятом эпизоде одной фразой объяснили вообще всё. Но дело в том, что ни в четвёртом, ни в пятом, ни в шестом эпизодах не было такого количества непонятных и нелогичных моментов, которое не смогла бы объяснить та самая фраза в фильме «Империя наносит ответный удар». 

Однако, не только Сила потеряла свое величие. Я отлично помню, как при просмотре оригинальной трилогии меня восхищало техническое оснащение Империи: Звезда Смерти — космическая станция, способная уничтожать миры и внушающая ужас всем и каждому во вселенной; Суперзвёздный разрушитель, некогда пришедший ей на смену; Звёздные разрушители, которые даже в тени своего «старшего собрата», внушали какой-то трепет. 

Так вот, больше оно меня не восхищает. Во-первых, теперь этих Звёздных разрушителей целая армада. Во-вторых, они все оснащены пушкой, способной уничтожать планеты. В-третьих, эти пушки уничтожаются атакой одного истребителя. В-четвёртых, эту армаду можно обезвредить уничтожением одной простой антенны. В-пятых, само происхождение этой флотилии вызывает вопросы.

Всё это время она просто находилась подо льдом. И объясняется это угадайте чем? Да в общем-то ничем. Они просто есть. 

Планеты, которые могут быть уничтожены этими кораблями тоже особого интереса не вызывают, просто потому что видим мы их в основном мельком.

Действия каждого эпизода «Звёздных Войн» разворачивалось на трёх-четырёх планетах. За это время нас знакомили с местными жителями, назначением планеты и т.д. В «Восходе» же герои посещают огромное количество планет, но делают они это галопом. Я даже названия ни одного не запомнил, кроме уже знакомых планет и, пожалуй, мифического пристанища ситхов. 

Однако, какой бы бред не происходил на экране, какую бы чушь нам не показывали, как бы фильм не спойлерил сам себя, отрицать, что он безумно зрелищный и эффектный нельзя. 

Вы не понимаете, откуда взялась эта армада звёздных разрушителей подо льдом, кто ими управляет и почему вся эта флотилия может быть уничтожена с помощью пары очередей из пушек обычного истребителя, но она выглядит безумно зрелищно. 

Вам так и не объяснят, откуда взялся Палпатин, почему все это время он боялся показаться (с таким то флотом) и как он вернулся, но его убежище и он сам, подвешенный на какой-то механической конструкции, выглядят действительно устрашающе и зловеще.

Вам не объяснят, как с помощью Силы можно сбить несколько эскадрилий истребителей, почему теперь Силу можно использовать как подорожник, и почему призраки Силы могут взаимодействовать с реальными вещами, но все это выглядит поистине волшебно.

Возведение Абрамсом буквально каждого момента фильма в абсолют, безусловно, очень плохо сказывается на логике повествования, на саспенсе, на драматургии и т.д., но вместе с тем это пускает зрителю пыль в глаза, из-за чего количество вопросов, конечно, не сводится к нулю, но точно существенно уменьшается.

Герои

Создатели девятого эпизода не стали мудрить с персонажами и их историями. Они, во многом, просто скопировали их модели из завершающих эпизодов предыдущих трилогий. 

Рей предстает перед нами развивающимся персонажем, джедаем. Мы видим её страх попасть на тёмную сторону и попытки бороться с ним, печаль из-за утраты наставника и боязнь потерять близких. У неё формируются чёткие моральные принципы и ориентиры — как и у Люка в оригинальной трилогии, и Энакина в трилогии приквелов.

Отдельно хочется отметить Дейзи Ридли, благодаря которой Рей и становится действительно живым персонажем. Наконец-то создатели новой трилогии дали актрисе проявить свой талант. 

Внутри Кайло Рена, во всё том же невероятно экспрессивном исполнении Адама Драйвера, по-прежнему где-то в глубине души идёт борьба двух сторон. И это по нему отлично видно. В нём действительно что-то борется, что-то ломается, и за ним интересно наблюдать. 

Персонаж По в прекрасном исполнении Оскара Айзека, в этом фильме обзавелся и тёмным прошлым и любовной линией, став, несомненно, более интересным, но, увы, до Хана Соло из шестого эпизода он не дотягивает. 

Герой Джона Бойеги, Финн, тоже присутствует в фильме. И на этом всё. Есть довольно серьёзные предпосылки для возникновения отношений между ним и Рей, или между ним и Роуз, но кончаются они ничем, как и любое другое действие Финна в фильме. 

Роль Императора Палпатина отлично исполняет Иен Макдермид. Проблема только в том, что присутствие его персонажа в фильме — одно большое недоразумение. Такое ощущение, что Джей Джей Абрамсу пришлось ввести его после того, как он внезапно узнал, что Райан Джонсон, воспользовавшись карт-бланшем от Disney во время съёмок восьмого эпизода, убил Сноука.

Палпатина буквально возвращают с того света, просто чтобы с ним вновь поборолись. Безусловно, люди, уже посмотревшие фильм, скажут, что мы столько о нём узнаем, что он является своеобразным «роялем в кустах». Вопрос только в достоверности той информации, что мы о нём узнали. Вы верите в неё? Я — нет.

В фильме можно увидеть и других персонажей саги: Люка Скайуокера, генерала Лею Органу, Чуббаку, Лэндо Калриссиана и т.д, Но по сравнению с перечисленной выше пятеркой героев, они выглядят скорее второстепенными персонажами.

Даже при наличии такого большого количества персонажей, следует понимать, что «Восход» — это «театр одного актёра». И этот актёр – Дезйи Ридли. Именно развитие и становление Рей происходит в этом фильме, именно ей уделяется больше всего внимания. Опять же, это нисколько не отличается от завершающих фильмов предыдущих трилогий, и уж точно Рей ничем не хуже персонажей Энакина или Люка.

Что в итоге

В последних абзацах я, зачастую, описываю свои эмоции — не то, что я думаю и знаю о фильме, а то, что он мне позволил почувствовать, те эмоции, которые он мне подарил. Проблема последнего эпизода «Звёздных Войн» как раз в том, что эмоций он не вызывает, никаких. 

Как мне кажется, Джей Джей Абрамс хотел угодить всем и сразу.

Для фанатов, ну или просто постоянных зрителей «Звёздных Войн», здесь есть любимые персонажи с уже знакомой моделью развития, множество отсылок, умопомрачительная финальная битва, которые, скорее всего, разобьются о восхваляемый ими канон. 

Для обычных зрителей здесь есть экшен, спецэффекты, известные актёры и возможность приобщиться к культуре поклонников «Звёздных Войн», которые могут разбиться об огромную предысторию — они будут должны узнать её, прежде чем понять, кто такой Палпатин, причём тут маска злодея, который странно дышит и т.д. 

Фильм безусловно найдёт свою аудиторию. Я вам его даже советовать не буду, потому что, скорее всего, вы уже его посмотрели. Просто от «Звёздных Войн» ожидаешь обычно чего-то большего, чем фильм который просто должен закончить сагу.

Но, к сожалению, «Восход» именно такое дежурное окончание франшизы, как «Терминатор 3: Восстание Машин» или последние серии «Игры Престолов». Увы.

Похожие материалы