Как интернет изменил поп-музыку

Невозможно отрицать влияние интернета на современную музыкальную индустрию. Мы уже писали о том, как многие треки становятся популярными благодаря TikTok, но это только вершина айсберга.

Главные тренды 2019 года в музыкальной индустрии — в нашем переводе статьи Майкла Тауберга.


Оглядываясь на 2019 год, мы можем оценить, какое это было странное время. Последний год десятилетия дал некоторые намёки на то, как развивается музыка и культура.

Чтобы понять, как сегодня меняется музыка, я проанализировал данные чарта Billboard Hot-100 за 2019 год. Мы можем увидеть, как интернет влияет на все аспекты музыки. На самом деле, музыка — это только один из способов формирования молодёжной культуры, которую формирует ещё более широкая интернет-культура, которая, в свою очередь, захватила всё.

Тренд #1. TikTok берёт верх

Если попробовать выразить доминирование TikTok в 2019 году всего одним графиком, то он будет выглядеть так:

Трек «Old Town Road» прошёл путь от странного TikTok-челленджа до самой долгоиграющей песни в истории Billboard. Эволюция этого хита подчёркивает все большие изменения в музыке за последнее десятилетие.

Всё началось с открытых исходников инструментала группы Nine Inch Nails. Их засемплил подросток из Нидерландов. Потом микс был куплен атлантовским рэпером Lil Nas X всего за 30 долларов на сайте обмена битами Beatstars. После пробежки по жанрам и путешествий по всему миру, эта приставучая мелодия привлекла внимание ветерана кантри-рока Билли Рэя Сайруса, а затем и всех остальных.

Интернет позволил создать эту песню, но его самая большая роль была в её продвижении. TikTok невероятно быстро распространил и сделал вирусным этот кантри-рэп-мэшап. К моменту выхода ремикса, трек «Old Town Road» уже был № 83 на Hot-100, а история о том, как он был удален из чарта Billboard Country, стала главной новостью во всем мире.

Lil Nas X — это только последний и самый очевидный пример того, как интернет сделал A&R игру рекорд-лейблов устаревшей. С социальными сетями поклонники могут катапультировать артистов на вершины чартов до того, как к ним придёт представитель лейбла. Интернет занимается созданием, обнаружением и распространением музыки. Удивительно, что таким лейблам, как Columbia, ещё есть чем заняться.

Фактически, если мы посмотрим на всех артистов, у которых были хиты в 2019 году, большинство из них начали карьеру в интернете.

Крупнейшие артисты десятилетия обычно начинали на SoundCloud или других социальных платформах. Восхождение TikTok является логическим завершением этой тенденции. Несколько примеров:

  • Saweetie — «My Type» добралась до 21 места в Hot-100. У песни были все виды продвижения в TikTok. Например, посмотрите это и это.
  • Молодой музыкант Ant Saunders получил 81 место в Hot-100, но что более важно, он получил 50 миллионов стримов на TikTok.

В будущем я ожидаю увидеть ещё больше артистов, использующих эту платформу. Рэперы уже мигрируют из SoundCloud, осознавая потенциал для объединения музыки и видео таким образом, который даже MTV не мог бы себе представить. Я ожидаю, что со временем среди поклонников хип-хопа TikTok станет ещё более популярным, чем Soundcloud.

Тренд #2. Хип-хоп — это поп (опять)

Говоря о хип-хопе, 2019 год стал ещё одним знаменательным годом для жанра. Если мы посмотрим на двадцатку лучших артистов в 2019 году, восемь из них — рэперы.

Здесь мы видим, что у рэпера Post Malone был лучший 2019-й. Его песни в общей сложности провели 200 недель в чарте Hot-100. Фактически, 37% всех исполнителей Hot-100 — рэперы и более трети песен, которые попали в чарт — рэп-песни.

Рок всё ещё мертв

Наименее популярным жанром в 2019 году был рок. В общей сложности у рок-артистов на графике было всего 108 недель. По мере старения старых рокеров, их заменяют молодые хип-хоп и поп-исполнители.

Тренд #3. Кантри на удивление популярен (и стар)

Одним из сюрпризов в данных Billboard является стабильная популярность музыки кантри. Рок-звёзды 80-х и 90-х исчезают. Но в кантри есть место как молодым, так и старым артистам. Если мы представим возраст исполнителей Hot-100 по жанрам, то увидим, что большинству рэперов и поп-звезд по 20 лет, а кантри-музыканты в основном старше 30 лет.

Несмотря на то, что кантри исполняют в основном старшие миллениалы и бумеры, он остаётся на удивление популярным жанром. В общей сложности 24% всех музыкантов Hot-100 делают музыку кантри — даже больше, чем просто поп-исполнители (22%).

Тренд #4. SoundCloud–рэперы живут

В отличие от 2018 года, в котором погибли XXXTentacion и Mac Miller, 2019 год был относительно спокойным. Помимо Нипси Хассла, трагически застреленного в марте.

Рэперов стало больше — особенно молодых lil-рэперов. Всего на Hot-100 в 2019 году было 12 «лилов».

Популярность этого очень американского уменьшительного слова сделала букву «L» самой популярной первой буквой в имени артиста.

Тренд #5. Женщины по-прежнему недостаточно представлены в музыке

Популярность интернет-хип-хопа является одной из определяющих характеристик молодого поколения. К сожалению, эта популярность имеет отрицательный побочный эффект — она приводит к уменьшению числа женщин в чартах.

Если мы снова посмотрим на лучших артистов 2019 года, то увидим, что только 20% из них — женщины.

Общий состав Hot-100 едва ли лучше. Принимая во внимание всех артистов Hot-100 2019 года, только 21% из них — женщины.

Если мы разберём гендерный состав артистов Hot-100 по жанрам, мы сможем увидеть главных виновников.

Ясно, что хоть женщины и составляют небольшое большинство в поп-музыке, они ужасно недопредставлены в хип-хопе, кантри, реггетоне и электронной музыке.

Несколько неудивительно, что старая и слегка патерналистская индустрия кантри-музыки не охватила гендерное равенство. Но трудно оправдать отсутствие женского представительства в хип-хопе. Если новое поколение серьёзно относится к социальной справедливости, они должны спросить себя, почему почти вся музыка, которую они слушают, сделана мужчинами.

Тренд #6. Американская музыка сделана американцами

В качестве эксперимента я подумал, что было бы забавно увидеть, сколько музыки на американском чарте Hot-100 на самом деле было сделано американцами. Оказывается, подавляющее большинство.

Несмотря на глобальный характер музыки и культуры, Америка всё ещё доминирует. Ближайшими конкурентами являются англоязычные страны: Австралия, Канада и Великобритания. Суммарно получилось 18 артистов, которые сформировали Hot-100  США.

Реггетон восстаёт

Другая известная подгруппа неамериканцев на Hot-100 — пуэрториканцы. С появлением реггетона, они представлены 7-ю артистами в чартах.

Заключительные мысли

Все обзоры прошлого десятилетия посвящены тектоническому сдвигу, который интернет и смартфоны привнесли в наше общество. Эти изменения хорошо видны в музыкальной сфере.

Музыка теперь появляется и распространяется в интернете. Большая часть этой музыки — хип-хоп, который, кажется, особенно связан с интернет-культурой. Доминирование хип-хопа вытеснило рок, но оставило музыку кантри такой же сильной, как и прежде. Два самых популярных жанра — кантри и хип-хоп — представляют только половину населения. И наконец, глобальная природа интернет-культуры не изменила того факта, что американскую музыку в основном делают американцы.

В следующем десятилетии, когда Интернет прочно утвердится в качестве доминирующей деловой, культурной и развлекательной среды нашего времени, мы увидим, изменится ли положение вещей.

Похожие материалы