Режиссёр Юрий Быков всеми воспринимается по-разному: для одних он настоящий русский режиссёр, рассказывающий о суровой доле простых людей, для других — ремесленник, эксплуатирующий остросоциальные темы, а многим он запомнился только «Методом» и скандальным сериалом «Спящие» (после съёмок которого Быков вообще хотел уйти из профессии). Но желание снимать всё же пересилило отрицательный опыт, и режиссер принялся за новый проект под названием «Завод», рассказывающий про очередной случай вопиющей несправедливости.
Провинциальный городок. Местный олигарх Калугин, владеющий заводом ЖБИ, сообщает местным рабочим, что предприятие убыточное и будет закрыто к концу недели, а зарплаты выплатят только через полгода. Заводчане подавлены, ведь в области работы нет и не будет, а жить на что-то надо.
Бывший спецназовец по кличке Седой предлагает объединиться и взять Калугина в заложники, чтобы потребовать выкуп. Его поддерживают пятеро коллег, и вместе они осуществляют захват и баррикадируются в цеху завода. Решать вопрос приезжает личная охрана олигарха, и начинается игра на выживание.
Быков в каждом своем произведении обращается к теме тотальной несправедливости в российском обществе. И в этот раз он делает это до боли прямолинейно. Все герои говорят клишированными фразами, скатываясь в полемику вроде «Ничего не осталось, всё разворовали!». Не могу сказать, что это далеко от истины, но подано настолько банально и в лоб, что никакой сильной реакции это не вызывает.
Помимо основного сюжета, у каждого из персонажей есть своя личная драматическая арка: больная мать, многодетная семья, посттравматический синдром, умирающая от рака жена… Проблема в том, что из-за такой концентрации драмы её ценность сильно снижается. Ну страдает Седой от боевых воспоминаний, что с того? Все вокруг такие.
Усугубляется это тем, что весь драматический потенциал фильма задается лишь одной сценой, в которой поочередно демонстрируются все жизненные невзгоды героев. И всё — дальше этой сцены ничего и не заходит. Вся мотивация персонажей держится лишь на ней, отчего в их поступки зачастую не верится.
Вся история чем-то похожа на «Дурака», но с серьёзными отличиями. Так, если в «Дураке» главный герой был идеалистом, искренне борющимся за правду и общую справедливость, то главный герой «Завода» сражается исключительно за себя, да и правда у него своя. К сожалению, из-за неидеального исполнения Седой получился хоть и убедительным (благодаря таланту Сергея Шведова), но пустым, ведь чтобы заставить зрителя сопереживать антигерою, нужно сделать его интересным, добавить его личности деталей. Здесь же он — типичный ветеран боевых действий, о котором забыла Родина. И всё — сопереживайте как хотите, этого достаточно.
Единственный персонаж, который не вызывает никаких вопросов, и в кого я поверил на сто процентов — это олигарх Калугин в исполнении Андрея Смолякова. Он — типичный богач, который плевать хотел на проблемы других людей. Его личность также обделена деталями, но зато довольно хорошо раскрывается в диалогах, отчего мне удалось понять героя. Понять, но не сопереживать ему, ведь сложно сопереживать человеку, который легко бросает сотни людей на произвол судьбы.
Быков не сделал из него типичного злодея, уравняв его и рабочих. Действительно, а чем он отличается от них? Тем, что успел вовремя подсуетиться? Так и сами заводчане не лучше. Просто они не смогли или не успели, отчего и испытывают такую ненависть. Чем они лучше? Ведь похитили они его не во имя справедливости, а ради наживы.
Несмотря на всё это, у фильма есть множество плюсов. Так, в плане динамики фильм не проседает ни на минуту и держит в напряжении до самого конца. Быков умело сталкивает различные группы персонажей, из-за чего создается постоянное чувство неизвестности дальнейших событий. Очевидно, что у фильма данного режиссёра может быть только один конец, но как именно сюжет к нему придёт — остается загадкой.
Второстепенные персонажи хоть и являются пустыми болванками, но зато общаются и ведут себя как их реальные прототипы. Охрана олигарха привыкла «решать вопросы» и «договариваться», спецназ подчиняется не закону, а старшему по званию, да и выглядят они все как обычные люди.
Пожалуй, именно это определение лучше всего подходит для описания большинства героев фильма: обычные. Из-за этого их имена и внешность сложно вынести в голове дальше дверей кинотеатра. Это помогает придать истории «обыденности» и сделать её ближе к зрителю, заставив его почувствовать, будто бы она разворачивается совсем рядом. Ведь в жизни мы тоже не особо запоминаем людей, которых видим в сюжетах новостей.
После показа на кинофестивале в Торонто многие западные журналисты отдельно отмечали экшн-сцены, сравнивая Быкова с гонконгским режиссером Джонни То. От этого у многих могло сложиться впечатление, что «Завод» это боевик, что совсем не так. Да, здесь есть экшен, но он ограничен десятью минутами. Не могу сказать, что они представляют из себя что-то особенное — просто крепко поставленная перестрелка в темном заводском цеху.
***
«Завод» стал своего рода Magnum opus всего творческого пути Юрия Быкова. Несмотря на то, что фильм страдает от типичных «болячек» режиссёра, это ни в коем случае не плохое кино. Да, неидеальное. Но это всё ещё хорошо поставленная камерная картина, которая обращается к важным для российского общества темам. Ведь это правда страшно, что в стране практически каждый день закрываются предприятия и не выплачиваются зарплаты, а простые люди не имеют никакой защиты и социальных гарантий.
Своим фильмом Быков обращает внимание на тех, о ком все забыли, потому что их голосу не дают быть услышанным. Все минусы картины перекрываются той искренностью и желанием, с которыми она создавалась. Вряд ли «Завод» сможет что-то кардинально изменить, но он может дать начало общественной дискуссии, которая так необходима.