Обзор «Оно: Добро пожаловать в Дерри»: пасхалки, связь с книгой и судьба «Клуба неудачников 2.0»

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

В эпоху, когда стриминговые платформы словно одержимы идеей бесконечно растягивать и переснимать уже знакомые истории, анонс любого приквела встречается заслуженным скепсисом. Не стал исключением и новый сериал «Оно: Добро пожаловать в Дерри» (IT: Welcome to Derry).

Едва HBO представил первый трейлер предыстории к кассовым экранизациям романа Стивена Кинга, сразу возник вопрос: сможет ли этот проект предложить нечто большее, чем фан-сервис для поклонников жуткого клоуна?

Первый эпизод сериала вышел в конце октября. В декабре финал первого сезона поставил довольно эффектную точку. Кажется, проекту под руководством Андреса и Барбары Мускетти удалось совершить неожиданный манёвр — не просто вернуться в знакомый мир, но и задать ему новое, амбициозное направление.

Насколько оно оправдано и чем интересен сериал — разберем по пунктам.

Сюжет

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

Сериал совершает временной скачок в 1962 год, за четверть века до появления «Клуба неудачников» из фильма «Оно» 2017 года. Эта дата — не случайность, а ключевое правило вселенной Кинга: древнее зло в Дерри пробуждается раз в 27 лет, и новый сезон ловит его в начале очередного жуткого цикла.

В фокусе повествования оказывается новое поколение детей, столкнувшееся с потерей. На этот раз пропадает мальчик по имени Мэтти. Его друзья — Лилли, Тедди и Фил — объединяются, услышав голос пропавшего из канализационных стоков (где-то мы уже это видели). Расследование приводит ребят к Ронни, дочери чернокожего работника кинотеатра, Хэнка Грогана. И вот тут сюжет начинает набирать оборот.

Внезапно отец Ронни становится главным подозреваемым в деле об исчезновении Мэтти и других детей. После этого истерия в городе достигает накала, толпа требует крови и сурового наказания. Что ж, для отправки невиновного человека в печально известный Шоушенк, жителям Дерри оказывается достаточно лишь одного «доказательства» — цвета кожи. Потому Хэнка Грогана арестовывают без суда и следствия.

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

Параллельно на местной авиабазе ВВС разворачивается другая сюжетная линия.

Пилот Лерой Хэнлон переезжает в Дерри вместе с женой и сыном Уиллом, который быстро вливается в компанию школьников, на которую уже открыл охоту жуткий клоун. Пока мальчик вынужден выживать, спасаясь от главного городского ужаса, его отец участвует в секретной операции по поиску некой зловещей аномалии, скрывающейся в Дерри.

По приказу генерала Фрэнсиса Шоу бесстрашному пилоту помогает Дик Хэллоранн — парень, обладающий даром «сияния» и чувствующий разную потустороннюю чертовщину. Да-да, это тот самый «мистер Хэллоранн» из другого произведения Стивена Кинга с мрачным отелем, населённым призраками.

Сериал с первых эпизодов предоставляет нам массу интересных персонажей, но привыкать к ним не стоит. Создатели явно отказались давать своим героям «сюжетную бронь», потому как в этом шоу никто не в безопасности — ни один взрослый или ребенок (кроме Дика Хэллоранна — мы то уже знаем, где он будет коротать свои следующие годы).

Кровавая участь может постигнуть каждого и это подтверждается довольно быстро. Столько ужаса «клуб неудачников» не переживал даже за два фильма, так что готовьте свои нервишки — придётся много переживать за ребят из «клуба неудачников 2.0».

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

Кроме кровавой резни, которую то и дело устраивает клоун, в сериале будет много другой жести, сотворенной руками местных жителей. Всё-таки главный ужас в Дерри часто имеет человеческое лицо.

«Стивен Кинг — писатель, который очень остро реагирует на социальную несправедливость. Он говорит о зле, которое несёт клоун, но в основном он говорит о зле, которое мы, люди, творим друг с другом. Большинство ужасных вещей, происходящих в Дерри — дело рук человеческих»,

— отмечает режиссёр Энди Мускетти.

Можно смело сделать вывод — сериал точно не предназначен для просмотра впечатлительными детишками. Тем более, что кроме откровенно страшных сцен тут есть и другие «пугалки» не для юных глаз.

Сериал, в отличие от фильмов, следующих основным сюжетным линиям романа, вытягивает на поверхность глубинные мотивы книги. Он исследует не только страх перед сверхъестественным, но и социальные болезни времени. В этот раз главными героями помимо детей становятся взрослые, которые привносят в сюжет толику своих проблем — укоренившийся расизм или например, угрозу ядерной войны, которая словно нависла над всем обществом того времени.

«Было очень интересно узнать, какими были 1960-е в Америке, что такое страх и чего боялись дети. Шла холодная война, и в школах проводились учения на случай ядерного взрыва. Вы не представляете, какой паранойей это было пропитано. Люди спрашивали: «Будет ли завтра ядерный взрыв? Что мы будем делать? Будут ли у людей врождённые дефекты?» Было очень интересно думать об этих последствиях»,

— размышляет Энди Мускетти.

Помимо этого, на передний план выходит довольно печальная история появления самого Пеннивайза, о которой в книгах упоминалось не так много, и его связь с коренным населением тех земель, где был построен Дерри.

«Я обратился к книге и просмотрел интерлюдии. Я понял, что там есть скрытая история, и что Стивен Кинг оставил нам подсказки, которые могут куда-то привести. Это история, рассказанная задом наперёд»,

— говорит о своём шоу режиссёр, намекая на главный сюжетный твист сериала.

Связь с книгой и «пасхалки»

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

При просмотре «Оно: Добро пожаловать в Дерри» подсказки, конечно, не помешали бы, потому как в сериале спрятано множество «пасхалок» и неожиданных сюжетных поворотов, связанных с оригинальным произведением. Заметить всё смогут только истинные фанаты романов Стивена Кинга, для остальных многое может оказаться совсем неочевидным.

По словам создателей, сериал выстраивает диалог при помощи заметок краеведа Майка Хэнлона, которые в оригинальной книге обрамляли основную историю. Помимо этого в шоу появляются персонажи или вещи из других произведений короля ужасов, что напрямую сообщает нам — все происходит в одной вселенной.

Вырисовывается целая система отсылок, вот только некоторые из них:

1. Связь между двумя поколениями «Неудачников» (1962 и 1989 годов) — краеугольный камень сериала. Многие дети-аутсайдеры оказываются будущими родителями или родственниками знакомых героев. Так, Тедди связан родственными узами со Стэном Урисом — он мог бы стать его дядей. Пилот Лерой Хэнлон — прямой предок главного краеведа Дерри. Ронни и Уилл Хэнлон — определённо будущие родители Майка Хэнлона, члена «клуба неудачников».

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

2. Дровосек Пол Баньян: плакат с этим фольклорным великаном можно заметить на въезде в город. Вскоре его статуя появится на городской площади, чтобы кошмарить следующее поколение «неудачников».

3. Тюрьма Шоушенк — её мимолётно упоминают, когда речь заходит о судьбе отца Ронни. Это именно та тюрьма из книги Кинга, из которой сбежал осуждённый банкир Энди Дюфрейн.

4. В одном из эпизодов появляется обнаруженная под землёй машина, изрешечённая пулями. Кажется, это отсылка к мрачному эпизоду из романа «Оно», когда жителей Дерри подстрекают к расправе над бандой Брэдли — грабителей из 1930-х годов.

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

5. Сериал скрупулёзно воссоздаёт топографию Дерри. Во второй серии можно заметить знакомый переулок напротив кинотеатра. Кстати, знаковый книжный кинотеатр «Аладдин» тут появляется под названием «Кэпитал». Видимо, это отсылка к реальному кинотеатру в Берлингтоне, который закрылся в 1977 году, показав в последний раз экранизацию «Кэрри».

6.  В сериале наглядно показано ключевое свойство Дерри из книги: патологическое равнодушие его жителей. Не обошлось без сцены, где люди безучастно проходят мимо уличной драки и закрывают глаза на буллинг среди детей.

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

7. Появление шефа полиции с фамилией Бауэрс — неслучайно. Это намёк на будущего главного школьного мучителя «Клуба неудачников» Генри Бауэрса, чья семейка, видимо, издавна верховодила в городе.

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

8. Мотель «Наконечник стрелы» можно заметить в одной из серий. Это явно отсылка к секретному военному объекту из книги «Мгла». К слову, другую связь с этим произведением опроверг исполнительный продюсер Джейсон Фукс. Он заявил, что страшный туман, который появляется в финальных сериях сезона никак не связан со «Мглой».

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

9. Когда одна из героинь по имени Мардж восклицает: «Я хочу убить этого чёртова клоуна», мы сразу вспоминаем похожую цитату из фильма, произнесённую Ричи Тозиером. В сериале эта фраза становится мощным намёком на судьбу самой Мардж. Не будем сильно спойлерить, но в одной из сцен монстр также издевательски произносит «Бип-бип, Марджи». Это зеркалит его будущую фразу «Бип-бип, Ричи» из фильма.

10. В оригинальном романе лишь вскользь упоминается рота Е, где служил Дик Хэллоран. В книге она служила скорее фоном для короткого рассказа о клубе «Чёрное пятно», где заживо сгорели 60 человек. В сериале во всю мощь показана трагедия, которая случилась в этом клубе из-за расовой ненависти и жестокости людей.

11. Сериал упрямо строит мосты к другим произведениям писателя. Психиатрическая лечебница «Джунипер Хилл», куда попадает Лилли — это кроссоверная локация, известная по «Нужным вещам», «Игре Джеральда» и другим книгам Кинга.

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

Такая деталь, как банка разрыхлителя Calumet с логотипом в виде индейца (ее можно пару раз заметить в сериале) — отсылает к фильму «Сияние» Кубрика, где были те же банки. К слову, этот продукт во вселенной Кинга определённо символизирует геноцид коренного населения. Своим появлением он усиливает тему о колониальном грехе, на котором стоит Дерри.

12. Корень Матурина, который получает Дик Хэллоран — это не просто растение, а прямая отсылка к Черепахе Матурину, космическому божеству, а также к циклу «Тёмная башня». К слову, когда в сериале Пеннивайз называет себя «Пожирателем миров», он напрямую связывает себя с Алым Королём, главным антагонистом эпопеи «Тёмная Башня».

13. Восьмой эпизод под названием «Зимний огонь» приготовил нам больше всего пасхалок. Даже его название отсылает к культовой строке из любовного стихотворения, которое Бен Хэнском пишет Беверли Марш в романе: «Твои волосы — зимний огонь, тлеющие красные огоньки в январе, моё сердце сгорает».

Однако подлинный масштаб этой связи раскрывается в сцене после титров, которая стала ключевой. В ней показано, как юная Беверли Марш встречает пожилую Ингрид Керш — персонажа, который позже, в фильме, предстанет в виде одного из пугающих воплощений Пеннивайза.

«Что мне нравится в этой сцене, так это то, что она меняет ваше представление о встрече Беверли с воплощением Оно в образе миссис Керш в фильме «Оно 2». Мне посчастливилось работать над этой сценой, и в то время я представлял, что Оно принимает облик дочери Пеннивайза, чтобы воспользоваться травмирующими отношениями Беверли с собственным отцом.

Тогда мне и в голову не приходило, что Беверли Марш когда-либо встречалась с настоящей миссис Керш. Но теперь, когда вы пересматриваете эту сцену, вы понимаете, что она была связана с чем-то другим. Оно знает, что Беверли действительно встречалась с миссис Керш по крайней мере один раз, и это был худший день в её жизни, день, когда её мать покончила с собой»,

— отмечает сценарист и исполнительный продюсер Джейсон Фукс.

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

Таким образом, сериал кардинально переосмысляет канон. Он показывает, что в 1989 году Оно приняло облик миссис Керш для Беверли не случайно — эта форма отсылала к глубоко травмирующей реальной встрече. Это превращает классический момент из фильма в нечто более личное и чудовищное, добавляя новый психологический ужас в уже знакомую историю.

Создатели отмечают, что идея этой сцены возникла спонтанно уже на финальном этапе съёмок. Несмотря на исчерпанный бюджет, её реализовали, сократив другие статьи расходов, чтобы вернуть на роли актрис Софию Лиллис и 91-летнюю Джоан Грегсон. Для последней эта роль стала завершающей в карьере, она скончалась летом 2025 года.

«Джоан было так весело, она просто смеялась, улыбалась и плакала во время всех дублей. Она ушла от нас через два месяца… Она была уважаемой канадской актрисой, которая всю жизнь играла в театре, так что мы очень счастливы. Это придало всему некую завершенность»,

— говорит продюсер Барбара Мускетти.

Создатели

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

Стоит отдельно отметить актёрский каст и создателей сериала, раз уж пошла о них речь.

Сериал, как и оба фильма, был создан под чутким руководством брата и сестры — режиссёра Андреса (Энди) и продюсера Барбары Мускетти. Для аргентинского дуэта, начавшего карьеру с хоррора «Мама» при поддержке Гильермо дель Торо, история о Дерри стала личным проектом на протяжении почти десятилетия. Их авторский почерк, сформированный в двух фильмах, здесь получает пространство для более детального и неторопливого исследования. Вместе с шоураннерами они строят мир, где каждая деталь становится частью единого замысла.

Ключевой задачей было создание нового «Клуба неудачников 2.0». Как отмечает шоуранер Джейсон Фукс, процесс был очень органичным:

«Нам очень повезло, что у нас была группа детей-актёров, которые были не только талантливыми исполнителями главных ролей, но и замечательными людьми. Их индивидуальность проявляется в их ролях. Как только мы поняли, на что способен каждый из них, мы стали писать под их голоса».

Так, уникальное чувство юмора Ариана С. Картайи (Рич Сантос) стало не просто игрой, а основой для характера его персонажа. По словам Фукса, у Клары Стэк, сыгравшей Лилли Бейнбридж, одно из самых выразительных лиц, которые он когда-либо видел. В итоге создатели сошлись во мнении, что юная актриса может передавать множество эмоций даже без единого слова.

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

Особого внимания заслуживает блестящая работа Криса Чока в роли молодого Дика Хэллоранна. Его персонаж, известный фанатам по «Сиянию», проходит в Дерри сложный путь самопознания. Чок мастерски передаёт внутреннюю борьбу человека, чьи инстинкты самосохранения постоянно конфликтуют с проблесками альтруизма.

В одной из сцен персонаж даже подумывал спасти себя и оставить детей умирать — это точно не тот образ «мистера Хэллоранна», к которому мы могли привыкнуть после «Сияния». В этом сериале Дик — не готовый герой, он тот, кто только начинает осознавать свою силу и ответственность.

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

«Я думаю, что Дик Хэллоранн в основе своей альтруист, и где-то на этом пути жизнь, окружающие его люди и его собственный опыт убедили его в обратном. Для меня это скорее путь самопознания, чем перемены.

Это осознание того, что «постойте-ка, я гораздо лучше, чем я думал», и это всегда было в нём. Это была очень захватывающая сюжетная линия с персонажем Диком Хэллораном. Я не думаю, что персонаж, с которым мы расстаёмся в конце сезона — это тот же самый Дик Хэллоранн, которого мы встречаем в «Оверлуке»,

— поясняет Фукс.

И, конечно, центральная точка притяжения — возвращение Билла Скарсгарда в роли Пеннивайза. Актёр получил возможность показать новые грани своего персонажа. В эпизодах, посвящённых трагической фигуре циркача Боба Грея, Скарсгард на время отказывается от светящихся глаз монстра, играя почти что драматическую роль любящего отца, чья судьба станет источником вечного кошмара для Дерри. Эта предыстория добавляет образу клоуна неожиданную глубину и трагизм.

Кстати, на Reddit Энди и Барбара Мускетти пообщались со зрителями и даже раскрыли им некоторые детали со съёмок. Оказалось, что у Билла Скарсгарда было много творческой свободы — актёр часто импровизировал. Например, в одной из сцен, где клоун поедал свою жертву, Пеннивайз неожиданно рыгнул — это точно не было прописано в сценарии.

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

Новый актёрский состав, несмотря на общую убедительность игры, однако не произвёл эффекта, сравнимого с культовым статусом «Клуба неудачников» из фильмов. После завершения сезона не возникло того массового «краша» на новых героев, который превращает актёров в поп-культурные иконы.

Скорее всего, персонажи юных актёров, в силу хронологии вселенной, навсегда останутся в рамках этого приквела. Это добавляет их историям завершённости, а также означает, что мы вряд ли ещё раз увидим их образы.

Исключением, судя по всему, станет Дик Хэллоран в исполнении Криса Чока. Его персонаж не только стал одним из самых запоминающихся в сериале, но и благодаря своей связи с «Сиянием» обладает потенциалом для появления в будущих проектах. Эта перспектива выглядит особенно заманчивой, учитывая, что арка Хэллорана в Дерри показала лишь начало его пути к той мудрой и самопожертвенной фигуре, которой он станет позднее.

Визуал

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

Над визуальной частью сериала также трудилась большая команда. Среди них были супервайзер визуальных эффектов Дэрил Савчук и глава отдела грима Шон Сэнсом, который ранее работал над фильмами «Оно» и «Оно 2».

Визуальный язык сериала преследует две, порой конфликтующие цели, которые создателям все же удалось совместить. С одной стороны, он стремится создать достоверную, погружающую картину Дерри начала 1960-х. Уютные улицы, детализированные интерьеры кинотеатра и точные костюмы работают на эту атмосферу. С другой стороны, когда дело доходит до изображения сверхъестественного, сериал не чурается откровенного, физиологического хоррора.

Вся эта двойственность появляется уже в заставке, где под приторно-сладкую мелодию идиллические иллюстрации быта постепенно сменяются образами насилия и хаоса, задавая тон всему повествованию.

«Нам с Энди было совершенно ясно, что мы должны начать шоу с чего-то очень сильного. Потому что именно так мы задавали тон в фильмах, как в сцене с Джорджи, так и в сцене с Адрианом Меллоном. Поэтому нам нужно было начать с чего-то очень напряжённого»,

— говорит продюсер Барбара Мускетти.

Усилиями создателей сцены насилия (как в эпизоде с глазами-паразитами у Мардж или рождением демонического младенца в машине) достигают шокирующей, почти тактильной отвратительности. Однако местами вся эта жуть вызывает не ужас, а недоумение или даже лёгкий смех (всё тот же младенец-мутант в пилоте или движущиеся рты на абажуре во второй серии). Впрочем, кого-то эти вещи и правда могут напугать, всё дело в насмотренности — кино-ветеранам, посмотревшим массу других хорроров, точно не будет страшно от летающего на палке пупса без глаз.

Руководитель отдела грима Шон Сэнсом пояснил, что вместе с командой изготовил специальный протез для актрисы, имитирующий беременность, а также полноразмерную куклу младенца, которой можно было управлять с помощью спицы. Он при этом отмечает гибридный подход:

«Практически всё, что мы делали в сериале – это кроссовер (…) Там есть немного практических моментов и немного цифровых».

Чего-то невероятно запоминающегося в плане визуала в сезоне не было. Из интересного по технической и визуальной части хочется выделить только сцену с Биллом Скарсгардом в образе циркача Боба Грея, показывающего механизированный сценический номер для детей. Это было как минимум неожиданно.

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

Кроме того, с размахом на экран была перенесена сцена пожара в клубе «Чёрное пятно». Режиссёр Энди Мускетти поставил перед собой чёткую задачу:

«Я хотел отдать должное книге с точки зрения пережитого ужаса и зверств. Я хотел не только создать напряжение и интригу в начале, но и показать, как всё рушится. Мы хотели создать впечатление, что мы заперты внутри вместе с остальными людьми. Поэтому камера не выходит за пределы комнаты».

Съёмки этой сцены, по словам создателей, велись «по графику фильма, а не сериала» и заняли четыре дня на четырёх разных площадках. Для достижения максимальной реалистичности команда отказалась от объёмной проекции в пользу гибридной техники. Для внешних кадров подожгли настоящую хижину, а интерьеры снимали на студии с огненными полосами, дымом и световыми эффектами, добавляя основное пламя на этапе постпродакшена. Всё было тщательно хореографировано, чтобы передать чувство паники и безысходности.

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

«Мы снимали это очень натуралистично. Это вид от первого лица. Мы хотели, чтобы зрители почувствовали, каково это — оказаться в ловушке в этом месте. Такова была наша драматургическая цель. В тематическом плане мы хотели донести мысль о том, что худшее, что происходит в этом мире, часто происходит по вине людей и что мы способны причинять друг другу боль, ненависть и ужас не меньше, а то и больше, чем монстр»,

— объясняет режиссёр свой подход.

При этом одну вещь из книги не удалось уместить в сцену с пожаром. В романе монстр принимает образ огромной птицы. Однако в сериале этот момент был упущен исключительно по бюджетным соображениям, так как вся сцена с «Чёрным пятном» итак вышла довольно масштабной.

Минусы

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

Несмотря на все амбиции, «Добро пожаловать в Дерри» не избежал ряда спорных решений.

Во-первых, проклятие предопределённости. Главный и неизбежный минус — это жанровая ловушка приквела. Мы заранее знаем, что «Чёрное пятно» сгорит, Уилл Хэнлон выживет, а Пеннивайз благополучно переживёт 1962 год. Это осознанно лишает глобальный сюжет саспенса, возлагая всю нагрузку по созданию напряжения на личные истории новых персонажей.

Шоураннер Джейсон Фукс поделился в одном из интервью:

«Мы знаем, что Оно пережило наше шоу, потому что Оно по-прежнему охотится на детей в 1989 году и позже. Итак, это был один из первых разговоров с Энди о том, как нам создать реальные ставки. Да, мы собираемся создать ставки в контексте «нам небезразличны эти персонажи и то, что с ними происходит», но как нам поднять ставки выше традиционного приквела? И ответ на этот вопрос не раскрывается полностью в рамках сезона, но в нашем финале определённо есть намёк на это».

По его словам, финал даёт нам признание, после которого «ставки повышаются», а сущность клоуна начинает выглядеть гораздо более опасной. Однако, тогда непонятно, зачем смотреть все серии сезона, если что-то по-настоящему увлекательное и интересное будет лишь в финале последнего эпизода?

Ещё один минус — совершенно абсурдный военный заговор. Сюжетная линия с генералом Шоу и секретной операцией разваливается к финалу. Идея о том, что можно «направить» Пеннивайза как оружие устрашения, выглядит не зловещей метафорой, а откровенной глупостью. Полная бесконтрольность и безнаказанность военных на базе также лишает эту линию правдоподобия.

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

Другой спорный момент — магический артефакт, который неожиданно оказывается наделён «разумом». Введение «волшебного кинжала» из внеземного сплава с его внезапными и удобными для сценария свойствами в финале выглядит слабым приёмом. Почему он словно кольцо из «Властелина колец» Толкина начинает влиять на разум и тащить своего хозяина «домой», как это вообще работает? К слову, светится этот артефакт точно также как и кольцо всевластья.

Один из главных минусов: образ Пеннивайза, который скачет по экрану и заодно ловит пару пуль, а также получает камнем по голове из рогатки. Чем чаще нам показывают вот так в лоб это мистическое и сверхсильное существо, тем менее жутким оно становится. Да, его зубастая огромная пасть и выпученные глазки выглядят довольно устрашающе. Но тот образ, что заставляет бояться темноты, постепенно пропадает.

Чем ярче светить фонарем в лицо монстру и препарировать его на экране, тем менее жутким он будет. Изначально в книге весь ужас заключался именно в танственности и загадке природы этого монстра, который может поджидать в темноте подвала или за решеткой ливневой канализации. Стивен Кинг, как истинный король своего жанра, не объяснял природу зла до конца, он сознательно обходил стороной буквальные описания сути этой сущности и чаще выпускал кошмарить своих персонажей таинственные красные шарики, чем зубастого клоуна.

Однако создатели сериала слишком увлеклись тщательной проработкой главного антагониста.

Энди Мускетти признал в разговоре с IndieWire:

«Там много загадок. Я думаю, что Стивен Кинг намеренно создаёт незавершённую головоломку, и эти вопросы — её движущая сила. Эти важные вопросы — движущая сила книги, они лежат в её основе. Из-за этих больших вопросительных знаков, которые так и остаются без ответа, возникает большая тайна. По праву, история рассказана с точки зрения людей, которые пытаются найти ответы, но не находят. В конце книги остаётся много вопросов, на которые нет ответов».

После этих размышлений он сделал вывод, что «Добро пожаловать в Дерри» должно существовать как раз для того, чтобы ответить на вопросы, что такое «Оно», чего этот монстр хочет и почему он находится в этом измерении. Будет ли нам после появления этих ответов также страшно, как после прочтения книги Стивена Кинга? Вряд ли.

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

Уже в этом сезоне сериала ощущается недостаток подлинного ужаса. Шоу делает ставку на кровавые спецэффекты и прямые атаки, упуская главное — ту липкую, психологическую атмосферу страха из книги. Исчезла тревожная тайна, ощущение зла, которое нельзя разглядеть, но которое повсюду.

Говоря о природе клоуна, хочется также обратить внимание на странное поведение «мёртвых огней». В романе вид истинной формы монстра сводит с ума, являясь пиком космического ужаса. В сериале они превращены в удобный сюжетный инструмент для «хранения людей», лишённый своего метафизического ужаса.

Есть ещё множество мелких замечаний (например, как могла выжить девочка в коробке во время пожара и не задохнуться там), но все их перечислять не будем. Единственное, что ещё хочется добавить: если родители будущих участников «клуба неудачников» сами сражались с Пеннивайзом, почему они никак не подготовили своих детей к той же угрозе? Почему они так равнодушны к своим детям, которые отчаянно нуждались в сильных взрослых? Объяснение «стиранием памяти» выглядит натянутым сценарным трюком, призванным сохранить статус-кво для событий 1989 года.

Что в итоге

добро пожаловать в дерри обзор отсылки пасхалки

«Добро пожаловать в Дерри» — это масштабный фан-сервис для поклонников вселенной Стивена Кинга, но не шедевр в жанре ужасов. Сериал берётся за амбициозную задачу: не просто рассказать ещё одну историю о Пеннивайзе, а переосмыслить и расширить мифологию. И если как исследование лора и социальных болезней 1960-х он часто преуспевает, то как хоррор — заметно спотыкается.

Главное, чего не хватает проекту — это того самого «липкого», медленного ужаса, который пропитывал оригинальный роман. Здесь нет тревожного ожидания красного шара в ливневой канализации. Скрытая угроза, шёпот из темноты и пугающая неопределённость заменены на яркие, но подчас неубедительные спецэффекты, которые буквально бросают зрителю в лицо.

В этом и кроется ключевое противоречие: создатели, тонко чувствующие отсылки и глубинные темы Кинга, порой упускают саму душу его прозы — умение играть на самых потаённых, интимных страхах.

С другой стороны, было бы несправедливо назвать сериал провалом. Это искренне увлечённый своим материалом проект. Он интереснее многих прямолинейных адаптаций, потому что смело соединяет жанры: это и драма о травме и расизме, и триллер с военной базой, и, наконец, попытка дать ответы на вопросы, которые Кинг намеренно оставил открытыми.

В любом случае сериал нашел отклик у зрителей. За первые три дня премьерный эпизод только в США посмотрели 5,7 млн человек. Спустя несколько дней шоу уверенно вошло в топ-3 дебютов HBO Max, уступив лишь гигантам вроде «Дома Дракона» и «Одних из нас».

На «Кинопоиске» его оценка сейчас составляет 7,5. На IMDb – 8,0.

Оценка в рамках самой истории: «Пеннивайз — 1, Дерри — 0». В конце концов во всём этом шоу, пока явно выигрывает именно жуткий клоун. Он хорошо покормился страхом, серьёзно потрепал нервы очередному поколению детей, разбросал тревожные намёки на будущее и, похоже, лишь укрепил свои позиции перед следующим циклом — будь то сон на следующие 27 лет или путешествие в прошлое.

Битва между жителями Дерри и злом пока что далека от завершения. Как подтвердили создатели, «Добро пожаловать в Дерри» — лишь первая глава масштабной трилогии. Следующие сезоны отправят зрителей в 1935 и 1908 годы, исследуя предыдущие циклы пробуждения монстра. Самое интересное, что повествование будет двигаться обратно во времени — такой структурный ход, по словам Энди Мускетти, напрямую связан с нелинейным восприятием времени самим Пеннивайзом.

«Это всегда было в планах с самого начала. Нашей первой идеей было рассказать историю задом наперёд. Я не могу сказать слишком много о логике, стоящей за этим, потому что не хочу все портить, но это связано с тем, как Пеннивайз воспринимает время нелинейным образом. Мы вроде как намекнули на это в конце сезона», — говорит Энди Мускетти.

Такие заявления обещают не просто предысторию, а фундаментальное переосмысление уже известных событий, где прошлое может оказаться ключом к будущему. Поэтому, несмотря на временную победу клоуна, последнее слово в этой истории ещё не сказано.

Похожие материалы