Всем анимешникам доброго времени суток, мангаридерам — соболезную. Сегодня мы рассмотрим со всех сторон один из главных аниме-флагманов последних сезонов, «Магическую битву» (Jujutsu Kaisen). Поговорим о сильных и слабых сторонах тайтла, в очередной раз взглянем на «великолепные» условия труда в студии MAPPA, и поразмышляем о будущем проекта. В обзоре будут фигурировать незначительные спойлеры, так что если вы ещё не посмотрели оба сезона сериала или не читали мангу — советую сперва ознакомиться с ними.
О чём был первый сезон
Манга начала выходить в Shounen Jump ещё в 2018 году, и довольно быстро обрела экранизацию. Сам я был настроен к тайтлу если не скептически, то более чем равнодушно. Если вы смотрели десяток-другой боевых сёненов, то поймёте о чём я. При всём уважении к классике и «большой тройке» («Наруто», «Ван-Пис», «Блич») в частности, истории про «силу дружбы», подростковую проблематику и серую мораль уровня Таноса уже сидят в печенках. Ещё лет 20 назад в подобных произведениях нуждалось общество, однако сейчас это выглядит как набор клише в, зачастую, кислотно-яркой обложке.
Что же касается самой «Магической битвы», то я в своё время посмотрел первый сезон по настоятельной рекомендации подруги, и сериал оставил приятное послевкусие, хоть и без какого-то восторга. Но обо всём по порядку. Ключевой особенностью тайтла является то, что автор старается выдерживать баланс между канонами жанра и новаторскими идеями. Журнал Weekly Shounen Jump известен своей консервативностью. Не считая креативных сеттингов, новых идей там днём с огнём не сыщешь. От того завязка сюжета «магички» приятно удивляет.
Синопсис прост: сильному, доброму, но не обезображенному интеллектом Итадори Юдзи по трагическому стечению обстоятельств переходит магическая сила. Да не какая-то там, а частичка силы величайшего проклятия (местные демоны) всех времён, Сукуны Рёмэна, некогда поверженного магами, в обязанности которых входит борьба с чертовщиной различной степени опасности.
И по-хорошему, казнить бы мальца, но большие дяди магического мира принимают бескомпромиссное решение — запечатать всю силу Сукуны в парне, а уже после изгнать, чтобы уж точно и навсегда. И уже только это ощущается как глоток свежего воздуха.
Главный герой не грезит стать королём пиратов, хокагэ или уничтожить всех титанов, вовсе нет. Всё, чего он хотел всегда — спокойной жизни в кругу близких, но теперь автор словно с первых серий заявляет нам: помрёт Итадори молодым, такая вот у него судьба. На мой взгляд, довольно смелое решение для манги, рассчитанной на подростковую аудиторию, где главный герой обычно наделён сюжетной броней до конца истории.
В дальнейшем первый сезон вводит новых персонажей разной степени проработанности, демонстрирует стороны конфликта их мотивации, знакомит с боевой системой. Стоит отдать должное студии MAPPA: анимация, уровень детализации, постановка боевых сцен — всё это выглядит на каком-то потрясающем для ТВ-сериала уровне, что сыграло не последнюю роль в популярности первого сезона. В сухом остатке мы получили отличную завязку, не оставлявшую сомнений в будущем продолжении.
О чём была «Магическая битва 0»
Если первый сезон «Битвы» закончился в марте 2021, то продолжение в виде полнометражного фильма не заставило себя долго ждать, и вышло уже в декабре того же года. История фильма рассказывает нам о событиях, происходящих незадолго до основных приключений. Юта Оккоцу, поражённый проклятием невероятной силы, поступает в магический техникум чтобы овладеть силой и подчинить себе это самое проклятие. Тут и говорить нечего больше, это нужно просто посмотреть самому. Единственное, что нужно знать, так это то, что сам Юта сыграет важную роль в дальнейших событиях основного сериала.
Куда примечательнее оказывается информация, что на создание самого фильма ушло всего 4 месяца. Это не сказалось на качестве, оно всё ещё держалось на уровне первого сезона, но эта информация уже тогда многое говорила о накопившейся усталости внутри самой студии.
Что случилось во втором сезоне
Второй сезон, стартовавший в июле этого года, начался с флешбека во времена учёбы Годзё Сатору и Сугуру Гэто в магическом техникуме. Автор наконец-то начал подробнее раскрывать конфликт между ними, да и вообще, «магичка» встала на рельсы какого-никакого целостного глобального сюжета. Большие бюджеты из карманов больших дядек в пиджаках дали свои плоды, и позволили аниматорам проработать мельчайшие детали и телодвижения персонажей, что не может не радовать глаз даже искушённого зрителя. Но, как оказалось, всё это великолепие продержится до поры до времени.
Вернувшись в наш таймлайн, сериал переходит к одной из сильнейших арок всей манги — «Инцидент в Сибуе», и она не оставляет никого равнодушным (во всех смыслах). В первую очередь — невероятно просело качество картинки. Да, аниматоры всё ещё топят нас в каком-то безумном количестве отлично поставленных боёв, но на фоне первого сезона ключевые сцены выглядят как-то… бедно? Кроме того, 14-ый эпизод сериала был так раскритикован, что Хокуто Садамото, одному из ключевых аниматоров, пришлось просить прощения за свою работу в X/Twitter.
Тогда же стало известно о тяжелейших условиях работы в студии. Так, выяснилось, что работа над эпизодами заканчивается за несколько часов до выхода на ТВ. Сама же студия MAPPA отказала аниматорам в отсрочке выхода второго сезона. Производственный комитет решил, что причин для переносов нет, и всё должно выйти в срок. Как насчёт того чтобы дать своим людям чуть больше времени и ресурсов, а не доводить ситуацию до точки невозврата? Вопрос риторический.
Ко всему прочему, все эти всплывающие с определённой периодичностью данные о невыносимых условиях труда вызывают беспокойство не только за людей, но и за будущие проекты.
Студия взвалила на себя гору проектов: MAPPA одноврменно работала над вторым сезоном «Саги о Винланде», финалом «Атаки титанов», первым сезоном «Адского рая», а также работает над третьим сезоном One Punch Man и полнометражкой по «Человеку-бензопиле». Остаётся только надеяться, что нам не придётся стать свидетелями очередной трагедии.
Но что-то я всё о грустном. Возвращаясь к теме новаторства в жанре, очень радует тот факт, что автор оригинала не боится убивать важных персонажей. Тут нет ни волшебного спасения персонажей от неминуемой гибели, ни «нарутотерапии». Всё-таки радует тенденция произведений последних лет идти на рискованные шаги — что «Магическая битва», что «Бензопила» в этом плане преуспевают.
События с 16 по 19 серию заставили меня воспринимать это аниме значительно серьёзнее и даже пробудили желание прочитать мангу. Тот же Сукуна, получивший в первом сезоне всего несколько минут экранного времени, выглядел сначала как стандартный главный антагонист-трикстер, но теперь нам дали ясно понять, почему любой маг или проклятие так его опасаются.
Что в итоге
Могу ли я посоветовать посмотреть данное аниме тем, кто его ещё не видел? Определённо, да. Даже если вы устали от жанровых клише, тут они не въедаются в сетчатку с первых же минут. Все особенности боевых сёненов выверены и доведены до практически «эталонного уровня», при этом оставляя место очень осторожным экспериментам автора в плане повествования.
Стоит ли ждать революции в мире аниме от «Магички»? Определённо, нет. Первый сезон сериала задал высочайшую планку, но второй сезон сериала едва ли смог её удержать как минимум по качеству исполнения. Страшно представить, что будет с сериалом дальше, если студия не пересмотрит своего отношения к сотрудникам и не начнёт хотя бы давать им больше времени для выполнения всех необходимых задач.
Здесь не стоит ждать новых смыслов, вычурного гротеска или взрослой серьёзности, но и проходным этот тайтл назвать язык не поворачивается. Аниматорам же хочется пожелать двойную порцию риса и крепкий регулярный 8-ми часовой сон.