В середине августа на Netflix состоялась премьера «Дневной смены» — комедийного боевика Дж. Дж. Перри с Джейми Фоксом, Дэйвом Франко и Снуп Доггом в главных ролях.
Критики на Rotten Tomatoes пусть и не разгромили картину, но оценки поставили не самые высокие — 56% «свежести». Зрители же были более благосклонны и оценили «Дневную смену» в 64% «свежести». Казалось бы, полный проходняк, но есть в этом фильме что-то, что выделяет его на фоне всех последних проектов от Netflix.
Сюжет
Действие фильма происходит в долине Сан-Фернандо, где главный герой Бад Яблонски подрабатывает обычным чистильщиком бассейнов. Большую же часть своего заработка он получает занимаясь куда менее популярным делом — Бад выслеживает и убивает вампиров, клыки которых потом продаёт.
Но работа — не самая тяжёлая часть жизни Бада. Пожалуй, труднее всего ему выстраивать отношения с семьёй. Бад недавно развёлся и съехал от бывшей жены с дочкой, с которой продолжает проводить время, отвозя и забирая её из школы. Но денег у экс-супругов остаётся всё меньше, а оставшихся не хватает на обучение дочки в школе, из-за чего её мать собирается продать дом в Сан-Фернандо и переехать с дочкой к своей маме во Флориду. Бад этого никак не может допустить и решает собрать нужную сумму за оставшуюся до даты списания денег неделю.
Первым делом Бад решает вернуться в профсоюз истребителей вампиров, из которого его выгнали за многочисленные нарушения кодекса организации. На аудиенции с главой профсоюза, устроенной его авторитетным бывшим напарником Большим Джо, Бад получает второй шанс.
Однако его начальник не так благосклонен к Баду, как кажется на первый взгляд. Он приставляет к нему одного из своих офисных клерков — придирчивого до ужаса бюрократа Сета, чтобы тот следил за Бадом и при первом же нарушении правил сообщил об этом в профсоюз. Бада в таком случае выгонят навсегда, а Сет получит повышение. Но и без Сета охота обещает быть непростой — дело в том, что Бад недавно убил вампира-родственника их старейшины, и теперь не он охотится на кровососов, а они на него.
Сюжет фильма развивается стремительно, взяв разгон ещё в открывающей сцене, в которой авторы картины не только дают зрителям понять, что те смотрят довольно кровавый и при этом не самый серьёзный боевик, но и закладывают причину последующей охоты вампиров на Бада.
Как боевик фильм смотрится отлично. В картине много самого разнообразного экшена — от зрелищных, стремительных и кровавых сражений с вампирами до невероятных погонь, в которых звуки выстрелов и взрывов порой заглушают рёв моторов.
Особенного внимания заслуживают сцены сражений героев с вампирами в закрытых помещениях. Вампиры отбрасывают героев на метры, попутно пробивая ими двери, окна и не самые толстые стены, а герои крошат вампиров используя и ножи, и пистолеты, и штурмовые винтовки, и даже миниган. Впрочем, подобное скрупулезное отношение к постановке драк, перестрелок и погонь неудивительно, ведь координатором по трюкам выступил Джастин Ю, который до этого работал над фильмами франшизы «Форсаж».
Драматическая часть истории — несмотря на явные попытки авторов «Дневной смены» сделать её более заметной, чем она есть — уходит на второй план. При этом нельзя сказать, что эпизоды, в которой мы наблюдаем более спокойные моменты их жизни, скучные. За милыми отношениями Бада и его дочки наблюдать очень даже интересно, а диалоги с бывшей супругой не выглядят необязательными и добавляют героям какой-то глубины.
Вампирам в этом плане повезло меньше. Их драматическая линия прописана вообще не так подробно, но тут возникает вопрос — а нужно ли было её прописывать? То же убийство Бадом родственницы старейшины вампиров выглядит как отличный повод кровососов открыть охоту на Яблонски. Надо ли что-то более серьёзное для мотивации злодеев в комедийном летнем боевике? Наверное, нет.
По ходу развития сюжета ко взятым в открывающей сцене векторам развития фильма, а именно задорному боевику и истории о мести и семье, добавится и третий вектор — бадди-муви. Но в нём фильм развивается максимально шаблонно.
Есть два противоположных героя, которые и в обычной жизни, посмотрели бы друг на друга косо, а тут их помещают в условия, где они должны не только выживать, но и спасать друг друга. В этих условиях их отношения потихоньку развиваются, и вот они — раньше подкалывавшие друг друга на каждом шагу и постоянно ругавшиеся — вместе сражаются с вампирами, прикрывая друг друга и не переставая отпускать шутки. Всё стандартно. Единственное, чего мне не хватило в «Дневной смене», как в бадди-муви, это большего раскрытия Сета, персонажа Дейва Франко. Постоянно складывалось ощущение, что о герое Джейми Фокса зрители знают больше, он вызывает больше эмоций, за него больше переживают, а Сет — на втором плане. Чаще всего, в бадди-муви персонажи раскрываются перед зрителями более синхронно.
В целом сюжет «Дневной смены», несмотря на какие-то не самые значительные недостатки, довольно неплохой. Конечно, наверняка, если пересматривать фильм дважды или трижды, найдутся какие-то незамеченные ранее недочёты. Но для летнего комедийного экшена, смотрящегося на одном дыхании, он хорош.
Персонажи и мир
В фильме много героев: тут и семья Бада, и сотрудники профсоюза истребителей вампиров, и сами кровососы, и их менее кровожадные версии, которые не хотят убивать людей и не испытывают потребности в этом. Однако большую часть времени внимание зрителя сосредоточено на пяти персонажах: Баде, его дочери, Сете, Большом Джо и главной злодейке — Одри.
Бад в исполнении Джейми Фокса — это, прежде всего, любящий отец, пытающийся до последнего сохранить свою семью рядом, а свои секреты — от своих любимых, чтобы они не оказались в опасности. Кроме того, он очень жёсткий и не всегда справедливый охотник, настоящий друг и, пожалуй, самый бескомпромиссный охотник на вампиров в Сан-Фернандо.
Дочь Бада в исполнении юной Цион Броднакс, скорее, была бы второстепенным персонажем, если бы не была таким крутым катализатором многих его действий. Даже когда она сама в опасности, она пытается в первую очередь спасти родителей, почти не боится вампиров и постоянно рассказывает маме то, что ей было знать необязательно.
Сет в исполнении Дейва Франко, как я писал выше, для персонажа бадди-муви прописан не слишком подробно. Однако если воспринимать его в отрыве от дуэта с Бадом, то он вполне полноценный персонаж — трусливый, непутёвый и при этом претенциозный, на первый взгляд, но вполне смешной, решительный и справедливый впоследствии.
Большой Джо в исполнении Снуп Догга шикарен. У Снуп Догга вообще отлично получается играть крутых персонажей, которые где-то за спиной героев разруливают все вопросы, а в напряжённые моменты спасают всех и вся, порой жертвуя собой, но при этом надолго с этим миром не прощаясь. Хотя, вполне вероятно, что такие герои просто максимально близки к публичному образу Снуп Догга.
Одри, старейшина вампиров, в исполнении Карлы Соуса — злобная вампирша, которая пытается захватить пока только Сан-Фернандо и яростно мстит за убийство ребёнка.
Нельзя сказать, что все персонажи в фильме раскрыты, а все их мотивы понятны до конца, но большинство главных героев, так или иначе, не лишены какого-то бэкграунда и даже глубины, а между ними складываются отношения, за развитием которых, зачастую, вполне приятно наблюдать.
Мир фильма, на первый взгляд, не представляет особого интереса для какого-то разбора, поскольку это просто Сан-Фернандо, отчасти населённый вампирами. Однако в этом его интерес и заключается — авторы фильма достаточно детализировано прописали всё, что касается быта вампиров: от тех средств, благодаря которым они могут спокойно выживать на солнце (вроде затонированных автомобилей, огромного количества солнцезащитного крема, зонтиков, солнцезащитных очков и т.п.) до их видового разнообразия (в фильме представлено пять групп вампиров, у которых есть и свои особенности существования, и свои особенности борьбы, и свои методы более мирного сосуществования с людьми).
Юмор
Юмор в фильме можно условно разделить на две части: более приличный и порой к чему-то отсылающий (за него главным образом отвечает персонаж Джейми Фокса) и «шутки ниже пояса» (они характерны в основном для Дэйва Франко).
Нельзя сказать, что первые или вторые прямо очень смешные, но ни одни из них не надоедают и удачно друг друга дополняют. Видно, что Дж. Дж. Перри не ориентировался на какую-то определённую аудиторию, а потому и шутки, и различные комичные моменты, и какие-то нелепые ситуации друг друга дополняют, в большинстве своём не надоедают и выглядят органично. Не забыли даже передать привет поклонникам фильмов про вампиров, вставив в фильм шуточный диалог о наиболее популярных картинах с участием кровососов. Смехом, конечно, никто не зальётся во время просмотра «Дневной смены» (хотя, чувство юмора у всех разное, конечно), но каждый точно найдёт над чем похихикать.
Что в итоге
«Дневная смена» — неплохой комедийный боевик, который, пожалуй, лучше остальных оригинальных фильмов Netflix попадает под определение «летний». Дж. Дж. Перри, для которого «Дневная смена» стала режиссёрским дебютом, не стал пытаться говорить со зрителями на какие-то философские темы или пугать их жуткими вампирами, которыми в 2022 году уже трудно кого-то напугать.
Он, соблюдая баланс, совместил очень изобретательный и зрелищный экшен, самый разнообразный юмор, интересную стремительно развивающуюся историю, в центре которой, пусть и во многом не до конца раскрытые, но в меру глубокие и интересные персонажи, между которыми определённо есть химия, и снял всё это будто на скорости 0,25, чтобы зритель не успел заметить каких-то недостатков и посмотрел фильм на одном дыхании.