Игра про котика в футуристичном мире мгновенно вызвала огромный интерес среди аудитории после анонса, который состоялся ещё два года назад, хотя над самой игрой создатели работали около семи лет. Всё это время нам периодически подкидывали скриншоты и тизеры, которые собирали очередную порцию лайков и восторженных комментариев, но мало кто задавался вопросом: а в чём суть самого проекта? Что в нём есть кроме кота?
До самого выхода игры складывалось ощущение, что нас ждёт очень красивый (не просто же так Sony вложилась в масштабную рекламу проекта и выкупила консольную эксклюзивность?), но достаточно простой симулятор кота, а после новостей, что игру можно пройти за два-три часа, мы насторожились ещё сильнее. Так что же такое Stray, и стоит ли в неё играть?
Игра встречает вас красивым кадром с пышным зелёным миром, пережившим катастрофу много лет назад. Вы, в составе кошачьей семьи, мило крутитесь друг около друга, а после отправляетесь погулять. Вы ловко прыгаете по трубам и мостикам, всё выглядит очень красочно и умиротворенно, но вдруг ваш хвостатый герой соскальзывает с огромной трубы и летит в чёрную бездну.
Здесь и начнётся большое приключение, в ходе которого выяснится, что Stray — это вовсе не симулятор кошачьей ходьбы, а серьёзное произведение, вмещающее гораздо больше смыслов, чем кажется.
В следующие 7-8 часов (а именно столько займёт неспешное продолжение), вы поймёте, что попали не в какую-то яму, а в совсем другой мир, населённый причудливыми существами. Повествование строится таким образом, что детали и характеры раскрываются постепенно, не перегружая вас информацией, но и не давая заскучать в процессе.
Да-да, детали и характеры, ведь игра — совсем не симулятор пушистика, и не набор милых кошачьих ситуаций, хотя и таковые тут есть. Перед нами полноценная история, где в главной роли мог быть кто угодно, а второстепенные персонажи обладают не меньшей значимостью, чем центральный герой.
За время прохождения вы встретите несколько очень колоритных персонажей, о которых мы, конечно, говорить не будем, но имейте в виду, что центральная тема игры тут не совсем о коте, а о вполне человеческих, философских вопросах. Финал истории хоть и пытается выдавить слезу (и у него это почти получилось), но оставляет большой задел на продолжение. Почему бы и нет? Игра его явно заслуживает.
Что же касается игрового процесса, то первый час вы будете умиляться с каждой анимации и каждого действия, где наш безымянный герой будет показывать фирменные кошачьи фокусы. Скинуть банку с края полки, поиграться с шариком или поточить когти о диван? Это и многое другое вы обязательно сделаете в процессе прохождения.
Большего же внимания заслуживает тот факт, что разработчики не остановились на милоте, а постарались спроектировать ситуации и головоломки таким образом, чтобы вам действительно пришлось мыслить как кот в процессе их решения. Забраться повыше, чтобы оценить ситуацию, быстро пропрыгать по крышам или ловко увиливать от местных злых колобков по имени Зурки? Именно Зурки являются основным противником на протяжении большей части игры, но и без них хватает различных неприятных ситуаций.
Большая часть головоломок довольно проста, а некоторые и вовсе решаются по-кошачьи: забраться в коробку, скинуть что-то с высоты или испортить провода. И если сюжет в игре довольно самостоятелен, то геймплей остро зависим от милого кота во главе. Убери его — и всё вокруг резко станет деревянным и вторичным. Красиво, но уж слишком просто. Перемещение довольно ограничено, так что вы не сможете прыгнуть туда, куда захотите.
Как и чувство опасности, которое в игре появляется только при прямых атаках колобков или дронов. В остальные моменты в игре умереть невозможно, так что весь платформинг максимально линейный. В игре даже есть достижение «Умереть 9 раз», но я так и не смог его выполнить, умерев всего 3-4 раза по своей же неосторожности.
Удивительно, но Stray скрывает в себе больше, чем кажется на первый взгляд. Это отличная история с необычными персонажами, которая ощущается как настоящий «киношный» опыт за счёт своей линейности и небольшой продолжительности. Именно это идёт на пользу игре, в которой концентрация игровых моментов и механик оптимальна для 7-8 часов неспешного прохождения.
Игра не пытается казаться больше, чем есть, и она идеально подходит для пары-тройки игровых сессий, после которых остаётся впечатление, что посмотрел великолепный анимационный мини-сериал. Незабываемый неоновый мир, яркие персонажи и, конечно же, котик! Финал кажется оборванным и вызывает больше вопросов, чем даёт ответов, но это всё ещё отличное произведение, в котором чувствуется вложенная в него душа. Сотни мелких деталей, масса запоминающихся ситуаций и возможность поцарапать винил. Короче, играть всем.