На маленьких экранах совсем беда с ужастиками — только «Река» и первые два сезона «Американской Истории Ужасов» спасали ситуацию, да и тех уже нет. Недавно на подмогу в мир сериалов ворвался Майк Флэнеган (читайте наш обзор «Полночной мессы»), и его произведения заставили пошатнуться застоявшийся мир ужастиков. Но его проекты всё-таки больше строятся на психологии и копают ямы смыслов.
И вот, наш обожаемый Netflix, после успешных Флэнегановских тайтлов, решил пойти ещё дальше в области экспериментов, и представил новый полноценный хоррор-сериал, основанный на подкасте. На месте продюсера — сам Джеймс Ван, отец мейнстримных хорроров на больших экранах.
Шоураннеры решили воскресить поджанр мокьюментари, смешав его с обычным художественным повествованием. В 2010-ых был бум этого «околодокументального» жанра — каждый второй, а то и первый хоррор снимался в стиле мокьюментари на ручную камеру. Как это бывает с жанрами и поджанрами, мокьюментари выдоили досуха, а про подобные фильмы благополучно забыли, поэтому слегка необычно и удивительно было наткнуться на его отголоски.
Первые впечатления были скептичны, так как я был среди тех, кто перенасытился подобными картинами. Но, видимо, умный Netflix специально выждал десяток лет, чтобы внезапно вернуться к хорошо забытому старому, и, кажется, это сработало, потому что на данный момент такой стиль съёмки смотрится спокойно и приятно. Если держать в голове, что большинство зрителей вообще не застало бум мокьюментари, то итог получается отличный. Сериал снят очень приятно.
Действие разворачивается вокруг Дэна — реставратора повреждённых киноплёнок, которому приходит супер-секретный заказ отреставрировать и создать архив плёнок с камеры, пострадавших в пожаре в апартаментах «Виссер». Одиночество героя, отправленного реставрировать плёнки в какую-то глушь, где толком даже интернета нет, пересекается с сюжетной линией ещё одной главной героини — девушкой Мелоди, которая и оказывается на тех самых плёнках. Более того, именно она их и записывала, находясь в апартаментах.
Эта совокупность рождает целую смесь эмоций: страх одиночества посреди ничего, давящий как на психику самого героя, так и на зрителя, и страх нахождения в здании, казалось бы, полным людей, но рядом с которыми ты совершенно не ощущаешь себя в безопасности, где каждый человек — загадка, кусочек пазла в картинке всего дома, который вызывает ужас не меньше, чем сами люди, живущие внутри.
Сюжет захватывает внимание, начиная с первых серий, вбрасывая кучу мистики и ещё больше загадок. Представьте, что вы стоите на пороге тёмной комнаты без света — вам страшно, но вы всё равно всматриваетесь в черноту перед вами, пытаясь понять, что вас ждёт. Примерно так можно описать происходящее не только в самом сериале, но и эффект от его просмотра.
В дальнейшем отличие между видео и реальностью стирается, превращая всё в один сплошной сон ужасов. Мистика и загадки сплетаются, образуя целый клубок, который разматывается с каждой серией и позволяет понять, что происходило тогда, на плёнках, что происходит сейчас и как всё это между собой связано, погружая в состояние безумия как героев, так и зрителей.
Это один из немногих проектов Netflix, который рассказывает серьёзную историю о взрослых людях, рассчитанную на взрослых людей. Он снят качественно, без шуток ниже пояса, без навязчивой повестки и попыток завернуть плохое содержание в красивую обёртку. Сама структура «Архива 81» и его начинка выполнены очень хорошо: диалоги, экспозиция, раскрытие персонажей и в целом повествование выполнены на качественном и профессиональном уровне, что позволяет насладиться мастерством серьёзного кинематографа.
Ещё одно мастерство этого сериала — то, как сценаристы умело передают информацию с помощью визуального или аудиоряда. Тут нет такой болезни, как в большинстве современных проектах, когда тебе в лоб разжёвывают каждое событие и каждый диалог, чтоб ты точно всё понял. Здесь надо следить за каждой минутой, за каждым сантиметром экрана и слушать каждый диалог — зачастую есть что-то такое, спрятанное внутри, что поможет тебе понять ситуацию или героев.
Не буду лукавить, у сериала есть странные моменты — например, компьютерная графика, которая может нарушить абсолютно все созданные связи с сеттингом сериала, потому что, будем честны, она сделана очень плохо и правда рушит восприимчивость. Бывают здесь и глупые сюжетные моменты, но, в целом, это не так критично влияет на проект.
Картинка идеально работает на атмосферу: серый цветокор, статичные напряжённые кадры сменяются плавными проходами, а затем сменяются нервной ручной камерой. Каждая ситуация — визуальный кайф, вкупе с элементами документальной съёмки, хоть её под конец становится и не особо много. Добавьте безумно крутые и напрягающие саундтреки — всё это создаёт по-настоящему дискомфортную атмосферу.
Отдельно хочется пройтись по актёрам, которые справились ну очень хорошо, без исключения. Между персонажами видна искра, всё находится на своих местах и гармонично выглядит. Особенно порадовал Мамуду Ати, играющий главного героя. Учитывая его не очень яркую фильмографию, надеюсь, подобный проект даст ему дорогу к лучшим тайтлам. В общем, сработались актёры на отлично.
Но, самый главный вопрос — является ли этот сериал хоррором, который может напугать? Если вы впечатлительный человек, то да. Он отлично введёт вас в состояние страха от неизвестности, а если вы будете смотреть его ночью, то острые ощущения вам точно обеспечены. Но, даже если вы искушённый зритель, выросший на «Кошмарах на улице вязов», то этот сериал всё равно произведёт на вас впечатление.
Пусть это и не хоррор в классическом его понимании, и тут нет привычных атрибутов, но при этом тут есть та самая великолепная атмосфера вязкости и накаливания окружения вокруг вас при просмотре, которой не хватало так долго. Это хороший, добротный триллер, держащий в напряжении, в какие-то моменты способный по-настоящему напугать. Тут нет надоевших скримеров и тупых массовых приёмов — всё строится на атмосфере, ну и на психологии.
Я обязательно буду советовать этот сериал и любителям хорроров, и тем, кто просто любит хорошие проекты.