Обзор сериала «Полуночная месса». Второе пришествие

В 2011 году на сцену жанра «сериальный хоррор» ворвался Райан Мёрфи со своим нашумевшим проектом «Американская История Ужасов», который надолго задал тренд жанру, перевернув игру в этой нише. Спустя почти 10 лет на Netflix релизнулся «Призрак дома на холме» от молодого режиссёра и сценариста Майка Флэнегана, который наделал шуму если не больше АИУ, то явно не меньше, напомнив, что хорроры на малом экране могут нагнетать атмосферу, опираясь на человеческую психологию.

И вот, после, будем честны, не совсем приятного «Призраки усадьбы Блай», на том же Netflix, и от того же Майка, выходит новый проект, полностью курируемый им, под названием «Полуночная месса». Давайте посмотрим его и узнаем, удалось ли Майку закрепиться в статусе режиссёра «новых сериальных хорроров»?

Всё действие происходит на островной рыбацкой деревеньке, которая больше походит на заброшенную российскую глубинку (можете посмотреть Лядова из Шойны — один в один). В местный приход, который, кажется, является единственным утешением и отдушиной жителей, приезжает молодой священник. По традиции, после этого начинает происходить что-то у-у-у непонятное!

С первых моментов в глаза бросается сеттинг сериала. Отдалённая локация выглядит очень удачной — ты прямо на себя ощущаешь эту отрезанность от основного мира, будто время остановилось, и за пределами острова больше ничего нет. Тяжёлая и гнетущая атмосфера, хранящая в себе тайны места в целом и проживающих людей в частности. На контрасте с этим очень хорошо показана молодая жизнь. В этом умирающем месте есть и дети, которые развлекаются поездками на торфяники, есть и новая зарождающаяся жизнь, от чего становится ещё некомфортнее.

Сразу в глаза бросается и фирменный стиль повествования Флэнегана, который перешёл из двух вышеупомянутых сериалов. Весь сериал строится на диалогах. Ты словно спектакль смотришь, где каждая минута наполняется речами. Они окутывают тебя всего, позволяя понять мысли героев, их бэкграунд, их мотивы. Эта великолепная игра слов не наскучивает, нет. Хотя, бывают моменты, когда кажется, что разговоры сделаны только ради разговоров и выглядят слегка затянутыми и усыпляющими. Но таких моментов очень мало.

Стиль Майка прослеживается и в визуальной части, так как он прихватил с собой операторов из «Призрака дома…» Майкла Фимоньяри и «Призраков усадьбы…» Джеймса Книста, а картинка в этих сериалах была великолепной: круговые пролёты камеры вокруг персонажей, внутрикадровый монтаж, долгие дубли, общие, массивные планы, куда вмещены герои и мизансцены в виде пейзажей или жителей городка, за которыми интересно наблюдать. Всё это отлично аккомпанирует пронизывающим всё произведение диалогам, дополняя и усиливая картину. Наравне с диалогами и картинкой также отлично показывает себя звук: тоскливые, но дающие надежду хоровые мотивы, и виолончель, которая вселяет тревогу и страх.

Этот сериал приближен к моему любимому жанру — слоубёрнеру. Жанру, где тебя пугают атмосферой. И Флэнеган отлично умеет создавать моменты страха. Общие планы, от которых, даже при желании, ты не сможешь отвести глаза, а лишь наоборот, будешь искать взглядом на экране что-то чужеродное, чтобы зацепиться за это. Музыка, от которой ты не вздрагиваешь, но при этом внутри всё переворачивается, и силуэты с тенями — такие незаметные, плавные и пугающие, что возникает ощущение, будто тебе что-то почудилось вместе с героями.

Весь сериал выстроен вокруг темы и философии религии, да даже названия серий — библейские отсылки. Поднимается множество глубоких вопросов, и мы видим разные позиции героев на эту тему, их размышления и отношения ко всему происходящему и сказанному. Все религиозные разговоры открывают героев с новых сторон, мы лучше их понимаем, стараемся проникнуться и даже видим свои отражения. Подобный подход, а особенно в грамотных руках, и особенно с мощными диалогами, проповедями, спорами и размышлениями, творит потрясающие вещи. Даже атеиста сериал способен заставить о чём-то задуматься, каждого о своём. Такое удаётся далеко не каждому проекту. Помимо этого, мы можем наблюдать, как удалённость от цивилизации и уровень жизни напрямую влияют на отношение к религии и силе веры.

Как это было в предыдущей антологии режиссёра, лейтмотивом сериала являются люди. Характеры героев, их взаимоотношения и бэкграунды, сделавшие их такими какие они сейчас есть. Что происходит с людьми от их желаний, пороков, от их страха или, наоборот, от излишней самоуверенности и чувства вседозволенности. Призраки и монстры внутри нас куда страшнее тех, что ходят по ночам мимо заброшенных домов.

Но не обошлось и без маленьких минусов. Это чистая субъективщина, но, помимо некоторых медлительных моментов, меня огорчили главные герои Эрин (Кейт Сигел) и Райли (Зак Гилфорд). По сути, в сериале главных персонажей нет — там все главные, но условно главными можно назвать этих ребят. То ли их не прописали достаточно хорошо, то ли сами актёры не подходят для таких ролей и сериалов (хотя, Кейт вполне неплохо смотрелась в «Призраке дома…»), но за ними абсолютно неинтересно наблюдать. Куда занимательнее следить за кем и даже чем угодно в сериале, но только не за этими двумя.

После просмотра этого сериала можно смело сказать, что Майк Флэнеган спустя 10 лет смог заново переизобрести жанр сериального хоррора, и даже не отошёл от первоначальной задумки, как это случилось с тем же «АИУ». Приятно осознавать, что мы живём во время, когда талантливые люди приходят и делают застоявшиеся жанры лучше. Он задал великолепный тренд, превратив бездумные хорроры в более глубокие, медленные, взрывающиеся кульминацией и поражающие концовкой, часовые атмосферные мини-фильмы, где главные роли играют характеры персонажей, а диалоги заполняют весь хронометраж.

Наверное, подобные сериалы не для всех, но если вы любите, скажем, «It Follows» 2014 года и слоубёрнеры в целом, или вам нравятся предыдущие работы Майка, а вас не пугают и не успыпляют длинные разговоры, то я вам точно рекомендую ознакомиться с этим сериалом. На деле он будет куда глубже и сильнее, и каждый посмотревший обязательно что-то найдёт в нём для себя.

Похожие материалы