Проекты о маньяках всегда пользовались популярностью. Кому не хочется взглянуть по ту сторону неизведанной тёмной стороны человека и получше узнать, что заставляет ниточки дёргаться и совершать страшные поступки?
Пожалуй, кульминацией подобного жанра стал великолепный сериал Дэвида Финчера «Охотник за разумом» («Mindhunter»), в котором отлично смешиваются психология, детектив и драма. В России своих героев новостей тоже хватало за последние 50 лет — хоть свою версию «Поведенческого Отдела» снимай. Сегодня тему отечественных маньяков вновь настигла «волна успеха». Пример тому «Чикатило» с Нагиевым, недавний скандал вокруг «скопинского маньяка» и резкая волна повторной популярности «Криминальной России».
Новый сервис Kion выпустил оригинальный проект, который берёт за основу настоящую историю — «Хрустальный». Удалось ли сериалу поближе прикоснуться к чудовищной стороне этого мира и получилось ли у создателей «заявление о психотравме длиною в жизнь»? Скорее нет, чем да.
В основе сюжета два брата-акробата из небольшого городка Хрустальный. Брат Сергей выбрался в Москву, а брат Геннадий остался в городе, где и живёт себе спокойно. Связывает братьев то, что оба они работают в полиции, и у обоих за спиной довольно тёмный бэкграунд детства, который временами их мучает, а в особенности Сергея. Печальные обстоятельства заставляют Сергея вернуться в родной город и пройти кучу испытаний — начиная от расследования, заканчивая попытками решений личных проблем, в том числе и травм детства.
По началу захватывает довольно спокойный и приятный сеттинг. Здесь знакомые всем нам пейзажи, которые ну очень подкупают, вызывая чувство ностальгии и теплоты с лёгкой грустью. Этот сеттинг наполняют приятные персонажи. Конечно, местами проглядываются и штампы, и какая-то скованность, но всё это балансирует на тонкой грани между «норм» и «не норм», не скатываясь при этом в последнее. Ты неспешно погружаешься в атмосферу сериала, пытаясь поначалу разобраться в драмах и трагедиях, обращая внимание на довольно откровенные сцены насилия.
Но потом становится как-то не по себе. Начинаешь замечать, что с сериалом будто что-то не то. Не хватает динамики развития — даже в экшн-сценах всё выглядит театрально, не вызывая напряжения. Повествование идёт слишком спокойно и медленно. Актёры временами выдают не такую игру, которую хотелось бы видеть под конкретную ситуацию, а окончательно портят всю картину диалоги, которые в большинстве своём лишены ноток реальных людей и звучат слишком по-бумажному — будто смотришь на разыгрываемую пьесу в школьном театре.
Со временем появляется ощущение, что все, кроме Сергея — тупые, особенно это касается коллег-полицейских. Задают тупые вопросы, говорят тупые вещи, ведут себя по-тупому, и Сергею приходится всё разжёвывать. Понятное дело, что разжёвывают всё для не особо искушённых зрителей, но слишком уж глупо это смотрится. Да и все второстепенные персонажи выглядят так, словно находятся здесь просто для галочки, заполняя крупные планы серьёзными лицами и молчанием. В некоторые моменты кажется, что сценаристы забыли прописать диалоги, но наезды камерой на молчаливые лица снять не забыли.
Чем дальше в лес, тем меньше психологического остаётся в сериале. Большую часть времени герои раздумывают над моральным выбором, мусолят прошлое и настоящее, страдают, ещё страдают, и только на задворках виднеется нотка детектива, которая тоже не сказать, чтобы прямо «вау». К этому же относится и предсказуемость вообще всего, каждого шага. Даже не «кто убийца» (хотя и это тоже), а какие-то шаги и поступки героев вне криминала. Иногда попытки проникнуться психологией есть, но все они куда-то улетучиваются спустя пару минут, и от них не остаётся и следа.
Сценарий отчасти автобиографичный, и некоторые моменты сценарист переживал на себе. Да, этому можно посочувствовать, но, чтобы это работало в художественном мире недостаточно просто рассказать историю — нужно, чтобы цепляло. За смелость в довольно-таки откровенных сценах с детьми (что в России не часто встретишь) сериалу огромнейший плюс, как минимум с точки зрения погружения в происходящее, но, как я уже говорил, динамика хромает, диалоги хромают, излишняя затянутость и предсказуемость тоже портят атмосферу.
В середине сериала становится интересно следить за некоторыми драматическими линиями. Не все, но некоторые из них прописаны так хорошо, а актёры, особенно дети, так здорово справляются с задачами, что ты начинаешь погружаться и проникаться всем происходящем на экране! Но сама детективная история, к сожалению, так и не начинает цеплять.
С технической стороны к сериалу не придраться. Картинка и звук — великолепны, и помогают лучше погрузиться в мир персонажей, от цветокора становится то тепло и приятно, то мерзко и неуютно. Правда, временами оператор начинает трясти камерой в ненужных моментах, а потом он включает режим Джей Джей Абрамса — и весь экран заливается бликами. Заваленных горизонтов столько, что сама Гай Германика позавидовала бы, но большинство приёмов выглядят красиво. К актёрам тоже претензий нет, только за исключением редких моментов, когда, видимо, было лень снимать ещё один дубль. Владимир Виноградов — так вообще герой этого фильма, лично для меня. Все женские персонажи почему-то говорят с придыханием, и это странно слышать.
Возможно я сам напридумывал себе в голове про психологический триллер, про то, как нам покажут и расскажут психологию людей, интересные допросы в попытке добраться до истины, а на деле таким сериал и не был изначально. Но это куда интереснее было бы смотреть, чем очередной сериал про ментов и «типа детектив» про очередные разборки между органами и плохими дядями, и про очередные сложности моральных выборов, о которых я умолчал, но которые тоже забивают добрую часть времени и ничего нового не несут. А таким сериал и получился.
О чём важном и напоминает сериал, так это о несовершенстве полицейской системы в таких случаях. Когда, казалось бы, за 50 лет уже изучено всё вдоль и поперёк, и есть специальные отделы, но в глубинке многие работники служб до сих пор не понимают что такое маньяки, кто они такие, как с ними надо работать и что делать. Также сериал напоминает о том, что какими бы крутыми полицейские не были, предугадать, предотвратить преступление и поймать маньяка на первых сроках в большинстве своём невозможно — всё решает случайность.
По итогу получился не «Mindhunter», а, скорее, экранизация выпусков «Криминальной России». Но, опуская все придирки, сам сериал выглядит неплохо. Да, в нём нет сильного уклона в психологию, сам он неспешный, местами нелепый и глуповатый, но в сухом остатке это довольно крепкий сериал, который красиво снят и неплохо сыгран. Если вы не привыкли во всём искать новизну, если вам нравятся драматические детективы, в которых поднимают и распутывают линии прошлого на протяжении всех серий, если вас впечатляет, что с детьми может что-то произойти, то можете глянуть сериал.
Всем же остальным я советую посмотреть «Mindhunter», если ещё не сделали этого, и документалки о маньяках на «Netflix».