От «Золотого глобуса» до «Золотой малины». Эти фильмы не только не оправдали ожиданий, но и стали настоящими историческими провалами для кинокомпаний.
Кошки (2019)
Изначально предполагалось, что «Кошки» станут обычным анимационный фильмом, но после назначения режиссёром Тома Хупера («Король говорит!», «Отверженные»), им было принято решение снимать полноценный мюзикл.
К сожалению, не помог ни мощный каст, ни огромные суммы, потраченные на рекламу, ни новейшая графика. Первый же трейлер, вышедший летом 2019 года, вызвал насмешки и моментально был разобран на мемы, после чего, кстати, графику слегка поменяли.
Рейтинг фильма был настолько низкий, что, забрав «Золотой Глобус» за лучшую песню, они взяли ещё и 6 побед на «Золотой Малине».
Причина такого провала, на самом деле, достаточно проста — постановка. Сложно переплюнуть один из самых известных мюзиклов, когда все твои музыкальные номера отдают сыростью, даже если у вас в команде Тейлор Свифт и прима-балерина в главной роли. Не понравилась зрителям и графика, которая вызывала то ли смущение, то ли растерянность:
«Миллионы долларов и тысячи часов работы ушли на то, чтобы сделать кошек из «Кошек» похожими на подверженных гипертрихозу хвостатых мутантов из зловещей долины доктора Моро с покрытыми шерстью лицами, но человеческими безволосыми пальцами на руках и ногах».
- Производство: $ 95 000 000
- Сборы: $ 75 558 925
- Убыток: $ 134 441 075
Мулан (2020)
Тот самый случай, когда фильм имел все шансы сделать хорошие сборы, но что-то пошло не так. Выпало полное бинго: проблемы со съёмками, пандемия, скандалы, гибридная премьера и на Disney+, и в кинотеатрах.
Основной причиной недовольств стало не отсутствие дракончика Му-Шу, а несоответствие исторических фактов. Фильм ориентировался на китайский рынок, но режиссёры не учли, что жители Поднебесной ревностно чтят свою культуру, так что каждый их ляп мощно сказался на сборах и рейтингах.
Но на этом дело не закончилось. Финальным гвоздем в крышку гроба стал бойкот исполнительницы главной роли Лю Ифэй, а вместе с ней и самого фильма. Актриса поддержала спорный законопроект местных властей, что незамедлительно вызвало негативную реакцию у активистов всей Азии.
Забавно, что «Дисней» не первый, кто снял киноадаптацию на легенду о Мулан. В 2009 году студия «Beijing Gallop Horse Film & TV Production» сняла свою версию, только более взрослую и с Витасом в главной роли. Рейтинг, кстати, там выше, хоть дракончика тоже где-то обронили.
- Производство: $ 200 000 000
- Сборы: $ 69 965 374
- Убыток: $ 180 034 626
Александр (2004)
Очередной кассовой бомбой стала лента дважды оскароносного Оливера Стоуна («Северный экспресс», «Лицо со шрамом»). Фильм собрал 6 номинаций на «Золотую Малину», параллельно с GLAAD Media Award в номинации «Выдающийся фильм».
Основными претензиями были: длительность фильма (три с половиной часа) и огромное количество исторических ляпов — начиная с цвета волос Колина Фарелла, который зачем-то поменяли, заканчивая Александрийским маяком, который был построен гораздо позже.
Зрители не оценили и акценты в фильме. Вместо того, чтобы углубиться в историческую сводку, авторы выделили слишком много экранного времени личным взаимоотношениям Александра, которые поняли далеко не все.
Скандал зашел настолько далеко, что в какой-то момент греческие юристы потребовали запретить фильм, после чего ограничились предложением включить в титры предупреждение о том, что описание Александра Македонского является художественным вымыслом.
- Производство: $ 155 000 000
- Сборы: $ 167 298 192
- Убыток: $ 27 701 808
Сахара (2005)
Если знать о кассовом провале фильма, а после прочитать слоган «Большое приключение. Большие деньги. Большие неприятности», то даже у самого доброго человека внутри проснётся маленький саркастичный гномик. А как получилось, что огромный бюджет попал в руки режиссёра, который до этого не снимал ничего масштабного — большой-большой вопрос.
Видимо, авторы надеялись повторить успех Индианы Джонса, и, взяв за основу популярные романы Клайва Касслера, не поскупились на финансирование проекта. Большинство зрителей сошлись во мнении, что за такие деньги можно было снять что-то гораздо более масштабное, но время не воротишь, а бюджет не вернешь.
- Производство: $ 130 000 000
- Сборы: $ 119 269 486
- Убыток: $ 122 000 000
Приключения Плуто Нэша (2002)
Вдохновившись фантастикой 50-х, Рон Андервуд решил снять свой фильм. По мере того, как лента была закончена, редактор Алан Хайм заявил, что многие сцены нужно снимать заново. За неимением бюджета, Эдди Мёрфи взял всё в свои руки и переснял нужные кадры, причём сделал это за свой счёт и под личную ответственность.
Итог: 5 номинаций на «Золотую Малину», одна победа там же, рейтинг 3.8 на IMDb и недоумение зрителей.
Главная претензия, что не удивительно, заключается в отсутствии хоть какой-то приверженности жанру. Фильм не стал ни научным, ни фантастическим, ни каким-либо ещё.
- Производство: $ 100 000 000
- Сборы: $ 7 103 973
- Убыток: $ 122 896 027
Одинокий рейнджер (2013)
После выхода трилогии «Пираты Карибского моря», Гор Вербински совместно с Disney решил повторить успех предыдущих картин и взялся за новое детище, которое практически сразу стало очень проблемным.
Сначала резкие смены сценаристов, затем отказ Sony и уже начинающиеся затруднения с бюджетом. Обо всём этом быстро узнала пресса и принялась анализировать происходящее на площадке.
Основной причиной провала авторы считают критику, которая полилась на фильм гораздо раньше его выхода. Депп в одном из интервью заявил, что разгромные рецензии писались задолго до премьеры. Правда это или нет, к сожалению, мы никогда не узнаем. Просто помним, что нарисованные на компьютере паровозы и студийные городки времён дикого запада — это «не тру», и вообще не котируются в нынешнем мире, как посчитал режиссёр.
Для Вербински было принципиально важно сохранить органичность, пусть даже для этого нужно отстроить с нуля целый город в пустыне, а вместе с ним и несколько километров железной дороги.
- Производство: $ 215 000 000
- Сборы: $ 260 000 000
- Убыток: $100 000 000–190 000 000
Вокруг света за 80 дней (2003)
Очередной пример того, насколько не вовремя может выйти фильм. Одновременно с ним влетели в прокат тяжеловесы «Гарри Поттер – Узник Азкабана» и «Шрек 2». Помимо всего прочего, по бюджету ударили съёмки в семи странах, именитые актёры (Джеки Чан, Джим Бродбент, Арнольд Шварценеггер), многотысячные массовки и спецэффекты с декорациями.
К сожалению, фильм провалился: 2 номинации на «Золотую Малину», одна из которых досталась экстравагантному султану в лице Шварценеггера, негативные рецензии критиков и полное непонимание у публики. Несмотря на то, что первоначально фильм был потенциальным хитом, зрители его не оценили, назвав полной безвкусицей.
От оригинала Жюля Верна его тоже отделяет многое. Паспарту из чистокровного француза превратился в мастера кунг-фу родом из Китая, а гордая индийская принцесса стала легкомысленной парижской гардеробщицей. Одним словом, иногда лучше пойти по пути оригинала, чем пытаться настолько масштабно всё менять.
- Производство: $ 140 000 000
- Сборы: $ 72 000 000
- Убыток: $ 68 000 000
Тринадцатый воин (1999)
Первоначально бюджет фильма был практически в два раза меньше, а рулил всеми писатель Майкл Крайтон, чей роман «Пожиратели смерти» лёг в основу сюжета. Ранее его экранизации («Парк Юрского периода», «Мир Дикого запада») становились хитами проката, так что к новому проекту он приступил в должности продюсера, параллельно управляя всем происходящим на съёмочной площадке.
Режиссёром, кстати, был Джон МакТирнан («Хищник», «Крепкий орешек»), но многие сцены снимались не так, как он хотел.
Итог стал сюрпризом для всей команды: после первого тестового просмотра, зрители выходили из зала в полном недоумении — никто ничего не мог понять. Скучно, долго, непонятно. Выполнив свои обязательства, МакТирнан оставил режиссёрское кресло Крайтону, примерно в этот момент что-то пошло не так.
Бюджет картины вырос с 85 миллионов до 160, концовка полностью переснималась, а монтаж и саундтрек менялись в корне — на работу над ошибками ушло ещё два года.
Несмотря на все старания, критики со зрителями не оценили фильм. Да, хорошие декорации, костюмы и атмосфера. Да, Антонио Бандерос в главной роли, а съёмочная команда сплошь и рядом состоит из уже состоявшихся профи. Всё это не смогло спасти откровенно скучный сюжет и плоских, по мнению некоторых, персонажей.
- Производство: $ 160 000 000
- Сборы: $ 62 000 000
- Убыток: $ 98 000 000
Женщина-кошка (2004)
Наверное, это рекордсмен своего времени: 7 номинаций и 4 победы на премии «Золотая Малина». Тот год вообще был урожайным на провалы — тремя всадниками кассового апокалипсиса стали «Александр», «Вокруг света за 80 дней» и «Женщина-кошка».
Ситуация здесь аналогична предыдущим — Warner Bros. хотели как лучше, а получилось влезть в долги.
На главную роль претендовали и Мишель Пфайффер (ушла сама), и Эшли Джадд (выгнали), но досталась она Холли Берри, которая практически сразу же начала открещиваться от фильма. Последнее, кстати, объединило всю съёмочную команду: кого-то заставляли работать чуть-ли не под дулом пистолета, кого-то связывали контракты, кому-то подсунули другой сценарий и далее по списку.
Провал фильма напрямую связан с отсутствием коммуникации на площадке. Даже ситуация с костюмом главной героини вызывает недоумение — в какой-то момент он просто появился, студия утвердила его без согласования и теста на фокус-группе.
В течение съёмок постоянно менялись члены команды, сценарий. Итогом стали пересъёмки, которые тоже сильно бьют по бюджету.
Такой бэкграунд, конечно, был виден на экранах. Критики не оценили первый супергеройский фильм с женщиной в главной роли — не хватило экшена, цельного сюжета и чуть более стабильной камеры.
- Производство: $ 100 000 000
- Сборы: $ 82 102 379
- Убыток: $ 122 000 000
Шазам! Ярость богов (2023)
Удивительно понимать, что мы застали как рассвет, так и, видимо, увядание эпохи супергеройских фильмов. Предыдущие десятилетие было ознаменовано вечными спорами, какая вселенная лучше, все ждали продолжения любимых историй и пытались выяснить, какой Человек-Паук всё-таки трушнее.
Но любой конец – это своего рода начало, так и «Шазам! Ярость богов» стал концом уже привычных нам героев. Но обо всём по порядку.
В конце января руководители DC Studios Джеймс Ганн и Питер Сафран анонсировали перезапуск всей киновселенной DC, чем удивили поклонников. Не знаем, хорошо это или плохо, но, как считают некоторые критики, своим провалом Шазам обязан именно этому. Нет смысла вкладываться в проект, который в ближайшее время будет не актуален, зато его можно использовать в качестве рекламной площадки для сторонних продуктов.
Вообще, обилие рекламы стало одним из пунктов, на которые жалуются зрители. Ничего не имеем против продакт-плейсмента, если он аккуратно вписан в сцену, но многим показалось, что вписывать в одну из главных сцен Skittles с их «попробуй радугу» было лишним.
Второй претензией стала компьютерная графика, вернее, её количество — критики не оценили шаблонность всего происходящего. Складывается впечатление, что людям порядком поднадоели бездушные фильмы, целиком и полностью нарисованные на компьютере. Фильм получился настолько «голливудским», что стал похож на карикатуру себя самого, а уникальность, которая была в первой части, к сожалению, потерялась.
Вывод: здесь не вывозят ни сюжет, ни картинка, ни какие-то локальные приколюхи. Вполне вероятно, что это был последний полноценный фильм о Шазаме, так что грустно видеть такой конец, учитывая многообещающее начало.
- Производство: $ 125 000 000
- Сборы: $ 132 997 970
- Убыток: $ 150 000 000