Stellar Blade — дебютный консольный проект южнокорейской студии Shift Up, которая до этого делала мобильные «гачи», а теперь делает эксклюзивы для Sony. Ожидания были осторожные, потому что по первым трейлерам и тизерам игра казалась достаточно заурядным слэшером. После выхода демо-версии аудитория разделилась на два лагеря.
Одним игра действительно понравилась за динамичный темп и непростые схватки, другие же ругали не слишком отзывчивое управление и карикатурных персонажей. Кто-то восторгался внешностью главной героини, а кто-то называл её слишком гиперсексуализированной и нереалистичной.
Мы полностью прошли Stellar Blade, попутно выполнив все побочные задания и исследовав каждый уголок. Оказалось, что это лучший эксклюзив PlayStation за последние пять лет. Так что же такого в Stellar Blade? Отвечаем и показываем.
Сюжет — не главное
Главная героиня Ева является десантником, которую вместе с отрядом отправляют на Землю, чтобы очистить её от мутантов и уничтожить их лидера — Старейшину Найтибу. Эти мутанты заполонили всю планету, людей уже давно никто не видел. Приключение начинается с аварийной посадки, после чего вы хватаете свою заколку-меч, и не останавливаетесь ни перед чем на протяжении плюс-минус тридцати часов.
Историю не назовёшь выдающейся, но она держит в напряжении и богата на отсылки и аллюзии. Действующих лиц не так много, отчего повествование получается концентрированным и насыщенным. Сюжет довольно ясно и прямо подаётся в катсценах и роликах, но разработчики зачем-то разложили ещё несколько сотен записок в разных местах, большинство из которых не несут полезной информации.
В общем и целом получилась добротная история, которая действительно запоминается. Герои меняются за время игры, лучше раскрывая свои характеры. Финал же готовит внезапные повороты, чтобы вы смотрели на титры с открытым ртом.
Главное — геймплей
Про выдающиеся формы Евы мы поговорим позже, лучше сперва поговорим про игровой процесс. Именно за счёт динамичного и разнообразного геймплея разработчикам удаётся удерживать интерес и побуждать играть дальше.
У героини одно основное оружие — меч-заколка. Но на нём завязано множество разных ударов и комбинаций. Эти удары открываются постепенно, как и оружие дальнего боя, которое иногда полностью меняет стиль игры. Система прокачки богата на улучшения, так что весь полученный опыт будет куда потратить.
Боевая система получилась чем-то средним между Souls-играми и Devil May Cry. Кому-то игра может напомнить Sekiro. В игре делается большой упор на парирования и уклонения. Сражения не такие быстрые, как в классических слэшерах, но и до уровня souls-like не замедляются.
Помимо шкалы здоровья, у каждого противника есть запас выносливости, который можно опустошить парированием, после чего он эффектно погибает нажатием одной кнопки. Комбо и цепочки ударов тоже поощряются — за них вы получаете энергию, которую можно потратить на мощные удары. Их тут почти десяток. Окна для парирований и уклонений сделаны максимально лояльно к обычному игроку, который не привык проходить Elden Ring или подобные игры с помощью танцевального коврика.
В игре приличное количество противников, каждый из них имеет свой тайминг атак и их скорость. Из-за этого происходят ситуации, когда убиваешь босса с первой попытки, а потом погибаешь от следующего таракана, не зная его атак, и не зная, когда нужно уклоняться от них. Это очень классное чувство, когда ты сначала изучаешь врага, а спустя несколько попыток уже машинально отбиваешься от серий, пока не встретишь нового. И так до самого финала.
Боссы впечатляют не только своим видом, но и интересными сражениями, хотя большинство из них можно вымотать парированиями и постепенными добиваниями сильным ударом. Может быть так и задумано, но присутствует стойкое ощущение читерства. Даже финальная битва с высокими ставками и пафосом может пойти по тому же сценарию: парирование + добивание.
Несмотря на это, боевая система получилась интересной и комфортной для всех типов игроков. Если вам мало, то после прохождения открывается максимальная сложность и «Новая Игра+». Всем хардкорщикам — туда.
Не слишком открытый мир — только в плюс
Помимо десятков часов сражений, игра оставляет приличное время на исследование открытых локаций. Она устроена так, что вы сначала проходите линейный сегмент с классной постановкой, а потом вам предлагают исследовать большую область, с десятком побочных квестов разной величины.
Можно сказать, что таким образом растягивается хронометраж, но в этих побочных сюжетных линиях иногда больше «души» и смысла, чем в основных событиях. Ваша помощь повлияет на дальнейшее восприятие сюжета, так что не торопитесь бежать вперёд — в открытых локациях есть свои тайны, которые очень интересно раскрыть.
Вас могут попросить сходить на другие локации, где основной сюжет уже пройден, а вы всё не могли понять, почему не открывалась какая-то дверь. Метроидванией это не назовёшь, и никто не заставляет возвращаться обратно, чтобы открыть все двери, но такие действия щедро вознаграждаются прокачкой и бонусными предметами, а также классным нарративом.
Некоторые локации специально ограничивают ваши умения, чтобы сконцентрировать внимание на решении загадок или оружии дальнего боя, про которое в обычные моменты можно даже забыть. В такие мгновения игра очень похожа на Dead Space — вы ходите по тёмным коридорам с плазменным пистолетом, отстреливая мутантов с тентаклями на голове.
Внешность Евы — вообще не главное
Большой вклад вносит и саундтрек, который усиливает те или иные эмоции в нужные моменты. Во время исследования пустыни играет спокойный мотив, отлично подходящий для поиска сокровищ. Схватки с боссами максимально противоположны — тяжёлые рифы и адреналиновый темп дают вам заряд резвости и бодрости. Ощущается это очень классно, потому что музыка является тут неким метрономом, регулирующим настроение и скорость игры.
Что касается главной героини Евы, то да, некоторые костюмы или ракурсы камеры в кат-сценах действительно можно назвать вызывающими. Разработчики объясняли это культурным контекстом и желанием отразить корейские представления о красоте. Саму же Еву сыграла реально существующая модель — Син-Джэ-юнь (Shin Jae-eun).
Но Stellar Blade совершенно не про сексуализацию главной героини, не про какой-то особенный акцент на её внешности, и все остальные элементы игры это доказывают. Это не тот случай, когда за счёт одной идеи пытаются продать второсортный проект. Внешность главной героини, к тому же, обоснована сюжетно — вы всё поймёте по ходу игры. Все разговоры о том, что в Stellar Blade играют ради костюмчиков и интересных видов — лишь поверхностный байт, не имеющий ничего общего с реальностью.
Лучший эксклюзив Sony
Stellar Blade точно не идеальный, но уникальный проект. Во времена PS3 таких игр было куда больше, и если бы она вышла тогда, то вряд ли получила бы столько внимания. Сейчас же сложно сказать, когда мы в последний раз получали сравнимое одиночное приключение на тридцать часов в уникальном сеттинге с насыщенной боевой системой.
В игре столько контента, сколько сейчас не принято обычно выпускать на релизе. Тот же режим «Новая Игра+» в «Человек-Паук 2» появился спустя полгода после релиза, а здесь он доступен сразу, и в нём есть смысл, потому что в игре три концовки. Да и новые костюмы сами себя не откроют.
Каждая локация, каждый герой и каждый противник тщательно создан вручную с особым вниманием, и это ощущается во время прохождения. Stellar Blade точно не стоит пропускать, если вы любите игры «старой школы», когда покупка нового диска была праздником, а внутри каждой коробочки было что-то уникальное.
К сожалению владельцев Xbox и ПК, игра является эксклюзивом PS5, но есть подозрение, что это временное ограничение. Когда Stellar Blade была впервые анонсирована под именем Project EVE в 2019 году, среди платформ значились Xbox One, PlayStation 4 и ПК. В 2022 году ситуация изменилась и игра стала эксклюзивом PlayStation 5, не ясно только временным или постоянным.
Текущее руководство PlayStation кажется более заинтересованным в продвижении своих игр на других платформах, так что через полгода-год мы бы не удивились релизу игры на ПК, а следом и на Xbox.